1. Индивидуалы (мастера, ремесленники).
2. Малые предприятия с численностью до 30 человек.
3. Элитные предприятия (Дома моделей, Торгово-сервисные центры, салоны и т.п.), характеризующиеся высоким уровнем оснащенности, квалифицированными кадрами, современным высокопроизводительным оборудованием.
В ряде субъектов Российской Федерации администрации стали уделять
пристальное внимание вопросам бытового обслуживания населения. Созданы
государственные и муниципальные структуры, координирующие деятельность
предприятий в этой сфере экономики. Появились профессиональные объединения
(ассоциации, союзы, ремесленные палаты и другие), ставшие основой решения
специфических вопросов и опорой в защите интересов своих участников. Принят
ряд местных законов, касающихся сферы бытового обслуживания,
ремесленничества. Такие действия положительно сказались на стабилизации
сферы бытовых услуг и ремесленничества.
Вместе с тем на федеральном уровне, в структуре Правительства РФ, нет органа способного координировать развитие и через систему предприятий и ремесленников решать социальные проблемы в обществе, касающиеся удовлетворения потребностей населения в услугах.
На уровне субъектов Российской Федерации, предприятий накапливаются нерешенные вопросы по нормативной базе, обмена опытом работы, сертификации, технологическим, конструктивным и другим специфическим проблемам (налоговая и кредитная политики, статистика и методология учета услуг).
2.2. Направление развития бытового обслуживания населения и ремесленничества в Российской Федерации на период 2000 – 2005 года
Период - 1996 – 1999 годы определялся поиском путей стабилизации деятельности предприятий, организаций, ремесленников в условиях рыночной экономики.
Посту установления многоукладных экономических в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества основными проблемами дальнейшего движения вперед стали следующие:
1. Самоустранение Федеральных органов власти от координации развития бытового обслуживания населения и неадекватная Государственная политика в сфере малого предпринимательства.
2. Отсутствие полной правовой базы стимулирующей деятельность предприятий, организаций в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества.
3. Создание рыночных структур профессиональных объединений как на различных уровнях административных единиц, так и в целом в
Российской Федерации, способных стать основой профессионального единства, центром технологической культуры и качества работ, услуг.
4. Взаимодействие профессиональных объединений с органами власти, с учётом защиты их интересов и поддержки.
5. Пути создания благоприятных условий хозяйствования в рамках рыночной экономики:
- реальная и экономически целесообразная инвестиционная и налоговая политика;
- щадящий режим по оплате коммунальных услуг, арендной плате и другим составляющим себестоимости услуг;
- упрощенная регистрация новых предприятий и ремесленников с учетом профессиональных способностей;
- оказание им экономической и финансовой помощи со стороны органов власти всех уровней
- создание координационного органа на Федеральном уровне по вопросам нормативов, в том числе технологических, обеспечение современным технологическим оборудованием.
6. Отсталая кадровая политика, некомпетентность и непрофессионализм руководителей крупных и малых предприятий, ввиду их частой сменяемости и полная их незащищенность.
Создание правовой базы стимулирующей деятельность предприятий и организаций в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества
Имеющиеся законодательные акты и Постановления в области бытовых услуг и ремесленничества не образуют целостной системы, что существенно снижает эффективность деятельности предприятий и развитие их предпринимательской активности.
Главной задачей на ближайшую перспективу является окончательное принятие Закона Российской Федерации «Об основах бытового обслуживания населения в Российской Федерации». Именно в нем заложены правовые основы, определяющие развитие бытового обслуживания населения и ремесленничества, вопросы регулирования и поддержки хозяйственных субъектов.
Названный Федеральный Закон определяет правовое поле системы
Ремесленных палат в стране.
Практика некоторых субъектов Российской Федерации, принявших подобные
местные Законы, создание территориальных Ремесленных палат и Ремесленной
палаты России дает возможность до принятия Федерального Закона «Об основах
бытового обслуживания населения в Российской Федерации» продолжить начатую
работу имеющейся правовой базы. При этом имеется в виду разработка регистра
(закона о ремесленной палате и ремесленничества в России) Закона «О бух
учете, отчетности и налогообложении малых и средних предприятий».
Кроме того, принимаемые федеральные и местные законодательные акты по налогообложению (налог с продаж, налог на вмененный доход и другие) должны стимулировать стремление предприятий бытового обслуживания населения и ремесленников, к развитию производства, быть привлекательной сферой для инвесторов.
Создание рыночных структур профессиональных объединений в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества
За последние годы как в стране в целом, так и в субъектах Российской
Федерации велись упорные поиски оптимальных рыночных структур в сфере
бытового обслуживания населения и ремесленничества.
Практика показала, что жизнеспособными оказались смешанные структуры или профессиональные объединения, наделенные органами власти рядом функций, существенных для жизнедеятельности отдельных предприятий и ремесленников.
Предстоящий период должен стать периодом неуклонного подъема в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества, впитавшим в себя идеи создания устойчивого среднего класса, класса собственников на базе малого предпринимательства. Главным структурным звеном в этом случае должны стать некоммерческие партнерства – территориальные ремесленные палаты, объединенные ремесленной палатой России.
Ремесленные палаты должны выполнять функции: центров по координации деятельности предприятий службы быта и ремесленников, подготовке и переподготовке кадров, сертификации, разработке и внедрению нормативных документов, обеспечивающих профессионализм и качество выполняемых работ, решение технических и технологических проблем, юридической защите и некоторые другие.
Ремесленные палаты могут объединять, как отдельных ремесленников, так и их объединения по отраслевому принципу – гильдии.
Профессиональные объединения и органы власти
В настоящее время бытовое обслуживание населения и ремесленничество остаются одним из секторов экономики, государственное регулирование которого требует особого внимания.
Государственное регулирование осуществляется властными органами через
профессиональные объединения Ремесленной палаты, пользуясь поддержкой и
выполняя ряд важных узаконенных функций координирует деятельность
предприятий службы быта и ремесленников, в том числе вносят предложения по
их финансовой поддержке, представлении льгот, лоббировании интересов во
властных структурах. В тоже время, органы власти используют возможности
Ремесленных палат для создания комплексных или целевых программ развития
сферы бытовых услуг и ремесленничества, формирования госзаказа для
предприятий этой сферы, решают другие задачи, связанные с социальным
развитием региона.
Согласно Закону Российской Федерации «О сертификации продукции и
услуг» ремесленные палаты могут заниматься сертификацией. В Законе
записано, что допускается участие в проведении работ по обязательной
сертификации зарегистрированных некоммерческих (бесприбыльных) объединений
(союзов) и организаций любых форм собственности при условии их аккредитации
соответствующим государственным органом управления.
Для тесного взаимодействия в органы Управления ремесленных палат
могут включаться представители властных структур. Органы власти субъектов
Российской Федерации принимают специальные законодательные акты, создающие
благоприятные условия для производства и занятия предпринимательством в
сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества (снижение платы за
аренду помещений, коммунальные услуги, щадящий режим налогообложения) тем
самым решается ряд важных социальных задач: создаются дополнительные
рабочие места, снимая проблему с занятостью населения, сдерживая рост цен
на товары, услуги и другие.
2.3. Инвестиционная политика
В разработанных сценарных условиях функционирования экономики страны
в 2001 году и на период до 2003 года и рассмотренных на заседании
Правительства Российской Федерации, к сожалению не предусмотрено конкретных
мероприятий по существенному изменению кредитной политики государства в
отношении малого бизнеса и среднего бизнеса,, в т.ч. предприятий бытового
обслуживания населения и ремесленников.
Основной целью кредитной политики, на период до 2003 года, по предложениям работников, является создание нормативной и институциональной базы для обеспечения нефинансового сектора экономики ресурсами по ставкам привлечения, сопоставимым с рентабельностью производственной деятельности.
В этой связи – главной задачей государственной инвестиционной политики в сфере бытовых услуг и ремесленничества является формирование благоприятных условий для роста инвестиционной активности и заинтересованности банков, предпринимателей в развитии сферы бытового обслуживания и ремесленничества в субъектах Российской Федерации на местах.
Причем инвестиционная активность должна стимулироваться действиями органов власти всех уровней, созданием экономической привлекательности занятия бытовым обслуживанием населения и ремесленничеством, создания зоны благоприятствования (виды и ставки налогообложения; коммунальные платежи; арендная плата и т.п.) в целях обеспечения доступных цен на оказываемые услуги и производимый ремесленниками товар, изделия.
Инвестиционная деятельность может осуществляться также за счет собственных финансовых ресурсов предприятий, заемных и привлеченных средств, бюджетных ассигнований, средств внебюджетных фондов, иностранных инвестиций целевого характера. В целях поддержки районов со слаборазвитой материально-технической базой службы быта необходимо предусмотреть отчисления от сумм реализации услуг и продукции в фонд развития бытового обслуживания населения и ремесленничества при ремесленных палатах и фондах поддержки малого предпринимательства, расположенных в территориях.
2.4. Налоговая политика
В целях сбалансирования государственного бюджета и необходимости
расширения финансовой базы предусматривается совершенствование налоговых
реформ, направлениями которых являются:
- Снижение налогового бремени, в том числе на оплату труда и его оптимальное перераспределение между различными категориями налогоплательщиков;
- Упрощение налоговой системы;
- Расширение налоговой базы за счет упорядочения системы налоговых льгот;
- Повышение эффективности налогового администрирования.