Перспективы консалтинга в России
смотреть на рефераты похожие на "Перспективы консалтинга в России"
Введение
Еще год назад пусковым механизмом на рынке консалтинговых услуг были средства международных финансовых организаций. Ежегодно они выделяли в рамках программ технической помощи более миллиарда долларов на консалтинговые услуги для российских предприятий. В этом году иностранные вливания были приостановлены, в основном по сугубо формальным причинам: все программы помощи Европейской Комиссии, Мирового банка, USAID были рассчитаны на десятилетие - с 1991-го по 2000 год. Сейчас распорядители этих средств перестраивают свою стратегию по отношению к России, и какой она будет - пока сказать сложно.
На самом деле сокращение финансирования консалтинговых услуг началось еще в прошлом году, когда вливания так и не достигли планировавшихся 1,5 млрд долларов. Именно столько было зафиксировано в бюджетах проектов, утвержденных организациями-донорами. Однако многие из этих проектов пока не профинансированы, и неизвестно, будут ли профинансированы вообще.
Это означает, что теперь отечественным предприятиям при оплате
консалтинговых услуг придется рассчитывать исключительно на самих себя. В
связи с экономическим ростом в России появился реальный, а не
простимулированный западными инъекциями, спрос на консалтинг. Рынок наконец
"завелся" и, скорее всего, уже "не заглохнет".
Сущность и международная классификация консалтинговых услуг
Как и любой другой продукт консалтинговые услуги имеют свой жизненный
цикл: стадии проектирования и разработок, апробирования, выпуска на рынок,
роста, зрелости, насыщения и упадка. Этот процесс имеет также и временное
измерение, так как некоторые услуги устаревают, и их следует заменять, а
некоторые услуги появляются, и их следует внедрять. Поэтому классификация
консалтинговых услуг необходима, особенно при идентификации каждого нового
вида консалтинга. Системность характеристик, даваемых каждому новому виду
консалтинга, позволяет сравнить его возможности и оценить его эффективность
по отношению к другим. Оценивая соотношение видов консалтинга в
хозяйственной практике, можно наблюдать тенденции этих наблюдений в
динамике, что позволяет вносить соответствующие коррективы в развитие
консалтинговой деятельности.
Существует множество классификаторов консалтинговой деятельности. Ниже
приведены некоторые из них и сделана попытка классифицировать
консалтинговые услуги с учетом специфики экономики Украины. Современный
набор консалтинговых услуг на Западе сложился в 1950-60-е годы, которые
называют “золотым веком консалтинга”. В Европейском справочнике-указателе
консультантов по менеджменту [1] в настоящее время выделено 84 вида
консалтинговых услуг, объединяемых в 8 групп. Классификация видов
консалтинговых услуг приведена ниже.
1. Общее управление.
1. Определение эффективности системы управления.
2. Оценка бизнеса.
3. Управление нововведениями.
4. Определение конкурентоспособности/изучение конъюнктуры рынка.
5. Диверсификация или становление нового бизнеса.
6. Международное управление.
7. Оценка управления.
8. Слияние и приобретение.
9. Организационная структура и развитие.
10. Приватизация.
11. Управление проектом.
12. Управление качеством.
13. Реорганизация инженерных служб.
14. Исследование и развитие.
15. Стратегическое планирование.
2. Администрирование.
1. Анализ работы канцелярии.
2. Размещение и перемещение отделов.
3. Управление офисом.
4. Организация и методы управления.
5. Регулирование риска.
6. Гарантии безопасности.
7. Планирование рабочих помещений и их оснащение.
3. Финансовое управление.
1. Системы учета.
2. Оценка капитальных затрат.
3. Оборот фирмы.
4. Снижение себестоимости.
5. Неплатежеспособность (банкротство).
6. Увеличение прибыли.
7. Увеличение доходов.
8. Налогообложение.
9. Финансовые резервы.
4. Управление кадрами.
1. Профессиональное движение и сокращение штатов.
2. Культура корпорации.
3. Равные возможности.
4. Поиск кадров.
5. Отбор кадров.
6. Здоровье и безопасность.
7. Программы поощрение.
8. Внутренние связи.
9. Оценка работ.
10. Трудовые соглашения и занятость.
11. Обучение менеджменту.
12. Планирование рабочей силы.
13. Мотивация.
14. Пенсии.
15. Анализ функционирования.
16. Психологическая оценка.
17. Вознаграждение.
18. Повышение квалификации работников.
5. Маркетинг.
1. Реклама и содействие сбыту.
2. Корпоративный образ и отношения с общественностью.
3. Послепродажное обслуживание заказчиков.
4. Дизайн.
5. Прямой маркетинг.
6. Международный маркетинг.
7. Исследование рынка.
8. Стратегия маркетинга.
9. Разработка новой продукции.
10. Ценообразование.
11. Розничная продажа и дилерство.
12. Управление сбытом.
13. Обучение сбыту.
14. Социально-экономические исследования и прогнозирование.
6. Производство.
1. Автоматизация.
2. Использование оборудования и его техническое обслуживание.
3. Промышленный инжиниринг.
4. Переработка материалов.
5. Регулирование внутреннего распределения материалов.
6. Упаковка.
7. Схема организации работ на предприятии.
8. Конструирование и совершенствование продукции.
9. Управление производством.
10. Планирование и контроль за производством.
11. Повышение производительности.
12. Закупки.
13. Контроль качества.
14. Контроль за поставкой узлов и деталей.
7. Информационная технология.
1. САПР/АСУ.
2. Применение компьютеров в аудите и оценке.
3. Электронная издательская деятельность.
4. Информационно-поисковые системы.
5. Административные информационные системы.
6. Проектирование и разработка систем.
7. Выбор и установка систем.
8. Специализированные услуги.
1. Обучающее консультирование.
2. Консалтинг по управлению электроэнергетикой.
3. Инженерный консалтинг.
4. Экологический консалтинг.
5. Информационный консалтинг.
6. Юридический консалтинг.
7. Консалтинг по управлению распределением материалов и материально- техническому снабжению.
8. Консалтинг в государственном секторе.
9. Консалтинг по телекоммуникациям.
Приведенная классификация является предметной. Консультанты вырабатывают
рекомендации по выполнению вышеперечисленных функций менеджеров. Они
советуют им как осуществлять общее управление, администрирование,
финансовое управление, управление кадрами и т.д.
Рассмотрим основные задачи, которые выполняют консультанты по
вышеперечисленной классификации.
1. Консультанты по общему управлению решают проблемы, связанные с самим существованием бизнеса и его перспективами.
2. Консультанты по административному управлению решают проблемы, связанные с ведением бизнеса, т.е. помогают оптимизировать управление организацией.
3. Консультанты по финансовому управлению оказывают помощь в решении трех основных задач:
1. поиск источников финансирования и эффективного его использования;
2. анализ финансовой деятельности организации и повышение ее эффективности;
3. перспективное укрепление финансового положения организации.
4. Консультанты по управлению кадрами содействуют менеджерам в оптимизации привлечения и использования человеческого ресурса.
5. Консультанты по маркетингу содействуют такому функционированию организации, при котором производимая продукция будет куплена потребителем.
6. Консультанты по организации производства решают задачи, связанные с инжинирингом, аудитом и контролем качества и т.д.
7. Консультанты по информационным технологиям решают задачи, связанные с проектированием и внедрением информационных технологий на предприятии.
8. Консультанты по специализированным услугам решают специализированные задачи, не связанные ни с одним из перечисленных видов услуг, и отличающиеся от них по методам, по объектам или по характеру внедряемых знаний.
Приоритеты спроса и предложения
Сразу после кризиса в выигрышном положении на рынке, несомненно,
находился аудит. Теперь ситуация меняется коренным образом. Консалтинг как
вид бизнеса становится все более привлекательным. В течение 2000 года объем
рынка консультационных услуг российских консультантов вырос на 60%, а
емкость рынка аудиторских услуг увеличилась за тот же период лишь на 36%.
Все больше становится и специалистов-консультантов - за год количество их в
компаниях - участниках рейтинга выросло на 42%.
На сегодня объем рынка консалтинговых услуг чисто российских компаний
составляет порядка 100 млн долларов. Кроме того, на российском рынке
работает примерно полтора десятка компаний, имеющих иностранные корни. Из
них достоверно известна только выручка одной компании -
PricewaterhouseCoopers: на консалтинге она заработала около 47 млн
долларов. С учетом других компаний иностранного происхождения весь рынок
консалтинговых услуг можно оценить примерно в 250-300 млн долларов.
На рынке консалтинга, как и на рынке аудита, очень велика концентрация.
Исходя из приведенных оценок около двух третей рынка приходится на компании
зарубежного происхождения. Территориальная концентрация также высока. Из
100 компаний, присутствующих в рейтинге, 59 расположены в Москве, а их доля
в совокупной выручке составляет 82%.
Стратегическое планирование и оргразвитие. Есть несколько явных тенденций, которые способствуют росту спроса на этот вид консультационных услуг.
Постдевальвационный эффект вдохнул новую жизнь в отрасли российской
перерабатывающей промышленности. Если в 1999 году выжившие после кризиса
компании были ориентированы в основном на экстенсивный рост, то по мере
насыщения товарных рынков перед предприятиями возникла задача повысить
внутреннюю эффективность своей деятельности. Первые лица компаний со всей
неизбежностью должны ответить на вопрос - за счет чего расти дальше?
Управленческий учет налажен, бухгалтерия и сбыт в порядке - теперь нужна
внятная стратегия развития.
Другой фактор роста спроса на услуги консультантов обусловлен тем, что
в 1999-2000 годы прошла еще одна волна передела собственности. Были
образованы новые промышленные холдинги ("Русский алюминий", "ЕвразХолдинг",
"СУАЛ-холдинг", "Агрохимпромхолдинг" и др.). При формировании надстроечных
структур новых образований возникает объективная потребность в выстраивании
и отладке новых систем управления. Так, компания "Альт" разработала план
реорганизации группы "Объединенные машиностроительные заводы".