В машиностроении обращение предприятия к консалтинговой компании предопределяется не столько объективной необходимостью, сколько субъективными менеджерскими качествами руководителей. Один из наиболее высоких показателей в этой отрасли у компании ФТК. Среди своих клиентов она назвала Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО), у которого ФТК вела проекты в области стратегического планирования и оргразвития, а также предоставляла услуги по финансовому управлению. О динамичности ИАПО и целеустремленности его менеджеров говорит хотя бы тот факт, что по итогам конкурса российских предприятий-экспортеров это предприятие стало победителем по приросту объема экспорта в 1999 году, а также вошло в десятку экспортеров с наиболее активной маркетинговой политикой.
В машиностроении проявился еще один фактор, стимулирующий спрос на консалтинг, - высокие технологии. Например, ведущая компания в области биометрических технологий Biolink Technologic International, Inc. стала клиентом группы "ЦентрИнвест", которая консультировала компанию по аспектам, связанным с развитием производства и продажами, а также привлекла ей 8 млн долларов инвестиций.
В сфере услуг при составлении карты российского консалтинга были
выделены только наиболее крупные отрасли. В связи с этим некоторым
компаниям пришлось вынести в раздел "Прочее" серьезные суммы из своей
совокупной выручки: 4,6 млн рублей, заработанные компанией МКД на
обслуживании гостиничного бизнеса, 1 млн рублей, полученный фирмой
"Русаудит Дорнхоф, Евсеев и партнеры" за услуги средствам массовой
информации. Объединить же подобные виды услуг в более крупные блоки трудно.
Они имеют серьезную специфику, и опыт специалистов по турфирмам никак не
поможет при работе с ресторанным бизнесом. В результате рассматривались
лишь три следующие сферы услуг: торговля, транспорт и связь.
В ВВП России наибольшая доля принадлежит торговле - 20%. Однако в этой сфере услуг очень много мелких фирм, не нуждающихся в консультационных услугах, хотя, несомненно, существует и сегмент, отвечающий сформулированным объективным критериям - жесткая конкуренция и крупные игроки. И в торговле именно компании этого сегмента выступают основными заказчиками консультантов.
Что касается связи, то эта отрасль представляет собой идеальную клиентскую базу консультантов. Она сочетает агрессивную конкурентную среду, состоящую исключительно из крупных игроков, молодой развивающийся бизнес, применение высоких технологий. Не случайно связь и телекоммуникации, имея лишь 1,6% в российском ВВП, в совокупной выручке консалтинговых компаний обеспечили почти 4%. Наибольший спрос в этой отрасли предъявляется на информационные технологии как в области управленческого консалтинга, так и в области системной интеграции.
Картина, сложившаяся в транспорте, на первый взгляд выглядит
парадоксально. Железные дороги, входящие в структуру МПС, по-прежнему
играют ключевую роль в транспортной системе страны. Эта естественная
монополия охватывает на сегодняшний момент только государственные
предприятия. Вопрос о привлечении инвесторов без решения об акционировании
отрасли поднимать рано. А концепция реструктуризации откладывается на
неопределенный срок. Таким образом, консультанты оказались востребованы
транспортной отраслью исключительно из-за ее внутренней потребности в
самоанализе. Московской консалтинговой компании "Ким и партнеры" удалось
предоставить транспортным предприятиям услуг на 38,6 млн рублей. Основными
заказчиками выступили Калининградская, Приволжская, Горьковская,
Куйбышевская, Восточно-Сибирская, Дальневосточная, Сахалинская железные
дороги. Суть проекта заключалась в том, что проводилась оценка активов
предприятий, в частности их основных фондов, а на основе полученных
результатов осуществлялся перевод бухгалтерской отчетности предприятий в
международные стандарты.
Аудит или консалтинг - перспективы
Динамика развития рынка говорит о том, что преимущество это может оказаться недолговечным. Прирост выручки за год у чистых консультантов составил 57% против 65% у АКГ (по сопоставимой выборке). Аудиторы давно отметили, что крупные клиенты, пользующиеся их услугами (особенно те, кто подпадает под обязательный аудит), стали практичнее и предпочитают оплачивать полный комплекс услуг. Они не склонны менять партнеров, ведь при обращении к консультантам им придется раскрывать свою финансовую информацию еще раз.
Аудиторы, работающие с таким клиентом, заранее уверены в том, что
заказчик не будет "менять лошадей на переправе". Прекрасно разбираясь в его
финансовом состоянии, они давно определили для себя, какие консалтинговые
услуги будут востребованы клиентом в ближайшее время, и готовы предоставить
их по первому же требованию. Зачастую это позволяет аудиторско-
консалтинговым фирмам диктовать свои правила игры, в том числе и цены на
предоставляемые консалтинговые услуги. Более того, за счет консалтинга
аудиторы теперь покрывают свои потери от длившегося почти два года (1999-
2000 гг.) демпинга в аудите.
В сегменте чисто консультационных компаний ситуация качественно иная.
Уровень конкуренции здесь гораздо выше, бороться приходится за каждого
клиента.
Гибкость консалтинговых компаний, играющих в меньшинстве, позволила заработать им в этом полугодии больше денег, чем аудиторско-консалтинговым группам, но средний прирост рынка их услуг оказался ниже. Кроме того, жесткие условия бизнеса обусловили и несколько меньшую стабильность. Есть компании, у которых прирост выручки за год оказался существенно выше среднего: IBS выросла на 77%, а "РОЭЛ Консалтинг" за год удалось увеличить свои доходы на 138,5%. В то же время в списке крупнейших есть компании с серьезным отрицательным приростом - падение на 35-45%.
В совокупной выручке ста компаний доля десятки лидеров составляет 60%.
По отдельным видам услуг концентрация первой десятки еще выше: от 70% в
оказании услуг по финансовому управлению до 97% по консалтингу в области
организации производства товаров и услуг.
В структуре рынка выручка от предоставления услуг в области информационных технологий (IT) доминирует и составляет 31% в общем объеме всего рынка за полугодие.
Соответственно, второй год список "Российский консалтинг" возглавляет
компания IBS - ее доля в совокупной выручке первой сотни составляет 22%.
Руководители многих крупных предприятий реального и финансового сектора
осознали, что дальнейшее их развитие невозможно без внедрения современных
корпоративных информационных систем (КИС) и программных продуктов. На долю
IBS в системной интеграции пришлось 79% доходов. Компания IBS стала лидером
и в таких направлениях, как управленческий консалтинг, сопутствующий
внедрению информационных технологий, и консалтинг в области организации
производства товаров и услуг.
На вторую позицию по управленческому консультированию в области IT
вышла фирма "Скотт, Риггс и Флетчер (аудит) Лтд.". Кроме того, она стала
самой динамичной в этом полугодии. Рост выручки компании во многом связан с
ее участием в проекте создания единой информационной системы компании
"Транснефть".
Следующими по вкладу в совокупную выручку консультантов после IT стали
услуги в области стратегического планирования и организационного развития.
Доход 44 консалтинговых компаний, оказывающих услуги в этом виде
деятельности, за первую половину этого года составил 303 млн рублей. Лидер
в этом направлении "РОЭЛ Консалтинг", который оказал комплексные услуги по
реформированию компаний "Салаватстекло", "Камешковотекстиль", Уфимского
мясоконсервного комбината и др.
В области маркетинга и отношений с общественностью лидировала компания
БКГ (Бизнес Консалтинг Груп). Она впервые открыла о себе информацию и сразу
заняла достойное место в десятке лидеров рейтинга. Компания БКГ
осуществляет также первый в России проект по внедрению системы управления
взаимоотношения с клиентами (Customer Relationship Management, CRM) на
одном из крупнейших пензенских производственных предприятий
"Пензатяжпромарматура".
Самая многочисленная армия консультантов в этом полугодии обслуживала предприятия, которым оказывались услуги в области финансового управления и налогового консалтинга. На них сконцентрировали свои силы в основном аудиторско-консалтинговые компании, для которых эти услуги являются сопутствующими.
Консультанты компании "Юникон/МС", которая возглавила десятку лидеров
по предоставлению услуг в области финансового управления, в первом
полугодии разрабатывали бизнес-планы и схемы привлечения инвестиций по
проекту "Строительство завода по производству труб большого диаметра" для
ОАО НТМК и планы финансового оздоровления и развязывания неплатежей на
ЭЗТМ. "Юникон/МС" стал первым и в оценочной деятельности.
Российские компании, предоставляющие услуги по налоговому и юридическому консалтингу в нашей стране, всегда были в цене, о чем говорят и показатели рейтинга. Выручка в этой сфере составляет 23,3% от общего объема консалтингового рынка в этом полугодии.
В налоговом консалтинге уже не первый раз одерживает победу группа
"Объединенные консультанты ФДП" (ОК ФДП). В настоящее время специалисты
компании занимаются разработкой программы снижения налоговой нагрузки на
бизнес. В связи с ведением в 2001 году второй части Налогового кодекса и
нового плана счетов в программу включен комплекс услуг по адаптации
налогового и бухгалтерского учета компаний.
Сотрудничество с крупными предприятиями, работающими в сфере энергетики и транспорта, позволило новосибирскому "Консалтинг. Аудит" уверенно войти в десятку лидеров рейтинга. В первом полугодии 2001 года на многих из этих предприятий налоговые органы провели проверки, по результатам которых были составлены сводные акты. Благодаря усилиям специалистов "Консалтинг. Аудит" большинство актов в судебном порядке были признаны недействительными. Фирма же заняла первую строчку по юридическому консалтингу в области хозяйственного права и стала самой эффективной компанией полугодия.
Интересно отметить и то, что российский опыт в этом виде консалтинга используется на Западе, где наших консультантов привлекают к международным проектам. Юридическая компания "Вегас-Лекс" - одна из немногих российских фирм, которые оказывают услуги по инвестиционному и коммерческому финансированию, осуществляемому крупнейшими зарубежными банками и международными кредитными организациями.
Заключение
Глубинные причины проникновения консалтинга практически во все сферы экономики страны кроются в серьезном изменении мотивации руководителей предприятий, принимающих такие решения. Представители всех консалтинговых компаний, принявших участие в экспертном опросе, в один голос свидетельствуют о качественно новых требованиях, которые предъявляют менеджеры фирм-клиентов к потенциальным консультантам-исполнителям.
Еще несколько лет назад соображения престижа при обращении в крупные
международные компании играли не последнюю роль. В случаях выхода на
международные рынки это было оправдано в большей степени, в других случаях
- в меньшей. Процесс переговоров между клиентом и исполнителем подчас
превращался в итеративный процесс выяснения потребностей предприятия и
возможностей консультанта. Обращаясь к консультантам, менеджер слабо
представлял, что можно от них получить, и нередко формулировка его запроса
сводилась в сущности к одному: "Помогите!". И обычно помощь требовалась в
решении налоговых и юридических проблем.
На сегодня ситуация изменилась. Привлечение квалифицированных менеджерских кадров и вложения в повышение квалификации управленческого персонала не прошли даром. Современный клиент консалтинговой компании - это топ-менеджер, который прекрасно разбирается в современных методах анализа, великолепно знает case-технологии.
Причем акцент делается именно на конечный практический результат.
Другими словами, умный совет, который "производит" консультант, теперь все
чаще становится не конечным, а промежуточным итогом работы консалтинговой
компании на проекте клиента. На плечи консультанта все чаще ложится теперь
внедрение его собственных указаний (хотя первую скрипку здесь уже играет
сам заказчик). Такой альянс на заключительной стадии проекта повышает и
ответственность консультантов, и уверенность клиентов в принимаемых
решениях.
Повышение квалификации руководящего состава российских предприятий и представление о всем комплексе услуг консалтинговых компаний позволило менеджерам перейти от постановки частных проблем (оптимизация налогов, тренинг для персонала и т. п.) к более системному решению повышения эффективности предприятия (оценка предприятия - перевод финансовой отчетности на международные стандарты - оптимизация финансовых потоков включая оптимизацию налогообложения - системная интеграция - выход в "новую экономику" и т. д.).
И наконец, топ-менеджер на рынке консалтинговых услуг перестал походить на слепого котенка. Средства массовой информации сделали свое дело, и руководители предприятий представляют себе наработанный опыт и размах возможностей той или иной консалтинговой компании. Предприятия выбирают себе консультантов под проблему и, если считают это целесообразным, работают по различным вопросам с разными консультантами. А это говорит о создании здоровой рыночной конкуренции на рынке консалтиговых услуг, а значит и всего консалтинга в целом.
Приложение
Таблица 1. Рейтинг ведущих консалтинговых групп России по итогам первого полугодия 2001 г.
|1 |2 |"Юникон/МС" |24 981,7 |
|2 |5 |ФБК (PKF) |22 668,7 |
|3 |16 |"НИКойл" |21 853,6 |
|4 |9 |"Росэкспертиза" |21 679,0 |
|5 |7 |Группа "Центринвест" |15 074,0 |
|6 |18 |"Что делать Консалт" |12 682,3 |
|7 |15 |"Внешаудит--ПАКК--Униве|8 586,0 |
| | |рс-аудит" | |
|8 |12 |"Гориславцев и Ко. |8 210,2 |
| | |Аудит" | |
|9 |8 |"Топ-аудит"--"Порт-ауди|7 640,9 |
| | |т" | |
|10|19 |НВП ИНЭК |7 520,7 |
Таблица 3. Услуги в области стратегического планирования и организационного развития
|N |Место в |Консалтинговая |Услуги в области стратегического |
| |рейтинге |группа |планирования и организационного |
| | | |развития (тыс. руб.) |
|1 |3 |"РОЭЛ Консалтинг" |96 863,0 |
|2 |1 |IBS |56 809,2 |
|3 |6 |БКГ (Бизнес |24 671,9 |
| | |Консалтинг Груп) | |
|4 |7 |Группа |20 727,0 |
| | |"Центринвест" | |
|5 |2 |"Юникон/МС" |15 229,9 |
|6 |14 |"Современные |14 352,2 |
| | |бизнес-технологии" | |
|7 |15 |"Внешаудит--ПАКК--У|11 723,7 |
| | |ниверс-аудит" | |
|8 |5 |ФБК (PKF) |11 334,4 |
|9 |9 |"Росэкспертиза" |10 648,0 |
|10|16 |"НИКойл" |10 526,6 |
Таблица 4Консалтинг в области маркетинга и отношений с общественностью
|N |Место в |Консалтинговая группа |Консалтинг в области |
| |рейтинге | |маркетинга и отношений с |
| | | |общественностью (тыс. руб.) |
|1 |6 |БКГ (Бизнес Консалтинг |21 681 381,1 |
| | |Груп) | |
|2 |7 |Группа "Центринвест " |10 678 000,0 |
|3 |2 |"Юникон/МС" |3 788 730,0 |
|4 |12 |"Гориславцев и Ко. |2 298 000,0 |
| | |Аудит" | |
|5 |71 |"НВМ Консалтинг" |2 191 213,0 |
|6 |79 |Аналитический центр |1 161 422,0 |
|7 |14 |"Современные |825 460,0 |
| | |бизнес-технологии" | |
|8 |91 |Агентство рыночных |804 375,0 |
| | |исследований и | |
| | |консалтинга "Маркет" | |
|9 |82 |Центр поддержки |708 579,0 |
| | |предприятий, Пермь | |
|10|43 |"Эккона" |512 270, |
Таблица 5 Налоговый консалтинг
|N |Место в |Консалтинговая группа |Налоговый |
| |рейтинге | |консалтинг (тыс. |
| | | |руб.) |
|1 |4 |"Объединенные консультанты ФДП" |53 361,3 |
|2 |5 |ФБК (PKF) |35 561,6 |
|3 |11 |"Вегас-Лекс" |15 254,0 |
|4 |10 |"Консалтинг. Аудит" |15 092,4 |
|5 |2 |"Юникон/МС" |12 612,6 |
|6 |8 |"Топ-аудит"--"Порт-аудит" |11 316,0 |
|7 |28 |Центр экономических экспертиз |9 594,8 |
| | |"Налоги и финансовое право" | |
|8 |20 |"БДО Руфаудит" |7 072,7 |
|9 |25 |"2К Аудит -- Деловые |6 753,2 |
| | |консультации" | |
|10|15 |"Внешаудит--ПАКК--Универс-аудит" |6 |
Использованные источники
1) Ж-л Эксперт, #4 (264) от 29 января 2001
2) Ж-л Эксперт, #14 (274) от 9 апреля 2001
3) Ж-л Эксперт, #33 (293) от 10 сентября 2001
4) Ж-л Дайджест директор №7 2001
Введение 1
Сущность и международная классификация консалтинговых услуг 1
Приоритеты спроса и предложения 5
Отраслевой спрос на консалтинг 9
Аудит или консалтинг - перспективы 13
Заключение 16
Приложение 18
Использованные источники 21