Перспективы развития энергетики в Сибири до 2000 года
смотреть на рефераты похожие на "Перспективы развития энергетики в Сибири до 2000 года"
Министерство Общего и Профессионального Образования
Российской Федерации
Новосибирский Государственный Технический Университет
Реферат
Тема: Перспективы развития энергетики в Сибири до 2000 года
Выполнил студент:
Группа ТЭ – 81
Новосибирск 1998г.
ПЛАН
Введение
3
1. Вклад сибирских ученых в «Энергетическую стратегию
России»
4
2. Основные направления структурных изменений рынка электроэнергетики
5
Энергетика Сибирского региона
7
Энергетическая стратегия Сибири
9
3. Французы вложат в сибирскую энергетику $1 млрд. 11
4. Красноярская ГЭС и «КРАСНОЯРСКЭНЕРГО» обсудят условия дальнейшего сотрудничества
12
Перспективы развития РАО «Газпром» и Сибирский
Регион
13
Заключение
16
Литература
17
Введение
До конца 80-х годов СССР располагал крупнейшим в мире и весьма динамичным топливно-энергетическим Комплексом , который в основном обеспечивал нужды экономики и крупные валютные поступления.
В 1990 г. начался спад производства топлива, переросший в глубокий энергетический кризис. Предпосылки развития кризиса были созданы, во-первых, отсутствием в прежней хозяйственной системе действенных механизмов обеспечения рационального использования и экономного расходования энергетических ресурсов, во-вторых, систематическим дефицитом капитальных вложений и материально- технических ресурсов, выделяемых топливно-энергетическим отраслям, при неуклонном росте объемов экспорта энергоносителей и внутреннего потребления неоправданно дешевых энергоресурсов.
Однако "в последние два года энергетический кризис резко обострился в связи с развалом прежней системы управления народным хозяйством без создания эффективной новой системы управления".
Была принята концепция трехэтапного развития энергетики страны. Первый
(1991-1992 гг.) - этап принятия экстренных антикризисных мер, второй (1993-
1997 гг.) - преодоление кризисных явлений и формирование энергетического
рынка и, наконец, третий - долгосрочное устойчивое развитие социально
ориентированной структуры ТЭК.
Опыт последнего года показывает, что создание фундаментальных научных основ
для экономически обоснованной оценки всех последствий предложенных в
концепции и в стратегии развития энергетики страны мер является
первоочередной и срочной задачей, без решения которой принятие быстрых
конкретных решений вредно и недопустимо".
Представим себе, что найдутся энтузиасты, которые скажут:
На американских авианосцах взлетно-посадочная полоса (ВПП) -- 100 м, а в
наших аэропортах -- 2500 м. Уменьшим ВПП в аэропортах в 25 раз и получим
миллиарды долларов поступлений в госбюджет. Мы, конечно, сочтем это
глупостью, так как прекрасно знаем, что со стометровой полосы современный
пассажирский лайнер не только не взлетит, но даже с трудом разместится на
ней. Но когда политики нам обещают изменить экономику страны в 500 дней, и
мы не знаем, что только переходные процессы в ней длятся 10--15 лет, то
есть в среднем 5000 дней, то такие обещания получают нашу поддержку.
Таким образом, проанализирован первый этап (1991-1992 гг.) - этап принятия экстренных антикризисных мер. А что же на втором этапе (1993-1997 гг.) - этапе преодоления кризисных явлений и формирования энергетического рынка?
Здесь можно отметить, что в эти годы Россия просто-напросто "проедает" свои запасы. Причиной этого является многократное снижение объемов геофизических поисковых работ и глубокого бурения, а также практически полное прекращение в течение ряда этих лет научного обеспечения работ. Это неоднократно подчеркивал в своих статьях и выступлениях академик А.Трофимук.
1. Вклад сибирских ученых в «Энергетическую стратегию России»
В 1993--1994 гг. Сибирское отделение РАН видело эти негативные явления и
добилось включения в "Энергетическую стратегию России" требования о
необходимости доведения геологоразведочных работ до объемов, обеспечивающих
подготовку запасов газа до 1 трлн куб. м в год. В одобренной 7 декабря 1994
года комиссией Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам
"Энергетической стратегии России" это предложение нашло отражение. Однако
никаких конкретных мер для его реализации принято не было. Положение с
подготовкой запасов газа (и других энергоносителей) продолжает оставаться
катастрофическим (см. Конторович и др., "Природные ресурсы и их
рациональное использование", Академия Северного форума, Якутск, 1997).
А вот что писал академик В.Накоряков ("НВС", N 28, 1996 г.): "Тем с большей тревогой воспринимаются факты, говорящие о начале разрушения мощного топливно-энергетического комплекса страны. Рост цен на энергию, тепло, топливо душит страну. В ТЭКе стареет оборудование, падает культура обслуживания". И это в середине 1996 года! О каком преодолении кризисных явлений и формировании энергетического рынка можно говорить!
Это нас убеждает, что не политическая воля партий и гений правителей, а знания специалистов во всех областях деятельности общества являются решающими при управлении государством.
Пока наше общество не проникнется этим пониманием, до тех пор нам плыть по морю судьбы без ветрил и правил.
Следует сказать о весомом вкладе сибирских ученых в концепцию развития ТЭК страны. Институты СО РАН активно участвовали в разработке "Энергетической стратегии России" и в результате их участия в нее были включены:
- требование уделить особое внимание воспроизводству минерально-сырьевой базы нефтяной и газовой промышленности и обеспечить доведение объемов геологоразведочных работ до уровня, гарантирующего прирост запасов нефти не менее 400 млн. тонн в год и газа не менее 700 млрд. кубометров в год;
-- указание на необходимость формирования нового нефтегазового комплекса на востоке России, в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия);
-- указание на необходимость газификации юга Западной и Восточной Сибири и увеличения доли газа в топливно-энергетическом балансе регионов.
В настоящее время СО РАН принимает участие в разработке Федеральной целевой
программы экономического и социального развития Сибири в 1997--2005 гг.,
одним из важнейших элементов которой, является энергетическая стратегия
Сибири (см. Добрецов Н.Л., Конторович А.Э. в сборнике "Повышение
эффективности освоения газовых месторождений Крайнего Севера" под ред.
Р.И.Вяхирева, 1997г.).
2. Основные направления структурных изменений рынка электроэнергетики
Основными направлениями структурных изменений рынка электроэнергетики
явились:
. вертикальная дезинтеграция отрасли, т.е. разделение производства, передачи и распределения электроэнергии;
. горизонтальная дезинтеграция производства энергии, т.е. разделение производства на множество независимых предприятий,
. которые должны конкурировать между собой и стимулировать строительство новых независимых электростанций,
. финансируемых негосударственными источниками;
. организация на базе системы электропередач оптового рынка, когда вся произведенная электроэнергия будет продаваться в
. общенациональную электросеть и покупаться потребителями у нее;
. реформа ценообразования с целью обеспечения существующим производителям электроэнергии полную компенсацию
. необходимых затрат исходя из условий самофинансирования.
Ни одно из этих преобразований пока не завершено, и вызывает сомнение, что созданная структура способна обеспечить достижение объявленной цели - повышение экономической эффективности и надежности производства. Основным производителем и поставщиком электроэнергии является РАО, а все остальные участники производства выполняют хозяйственную вспомогательную роль и не могут сколько-нибудь существенно влиять на политику отрасли.
Электрическая энергия как продукт потребления имеет уникальную особенность
- ее невозможно в значительных количествах накапливать и хранить. Как
следствие этого - эффективность производства и потребления достигается лишь
в том случае, когда существует временной баланс (по количеству и качеству)
мощностей производства и потребления.
Экономический критерий выбора альтернативного производства -
конкурентоспособность продукта, отпускаемого потребителю.
Причем продукт должен соответствовать всем предъявляемым требованиям по
качеству, экологичности и безопасности, как самого продукта, так и способа
его производства. В конечном итоге это должно найти свое отражение в
затратах на производство продукта.
Таким образом, экономические требования к электростанциям должны исходить
от потребителя продукции, а государство должно следить за выполнением
законодательных норм по стратегической и экологической безопасности,
оставляя также за собой контроль над тарифами.
Идейная подоплека приватизации энергоресурсов - повышение эффективности работы всей системы электроэнергетики путем внедрения жесткой конкуренции между различными производителями и различными поставщиками. Однако реформы в энергетике имеют ряд отрицательных последствий. Среди них:
сокращается финансирование исследований, поскольку ранее оно осуществлялось энергетическими компаниями и входило в тарифы; снижается внимание к стратегии развития энергетики; на первый план выступают технологии, способные быстро возвратить капитал.
Дешевый газ при низких капитальных затратах на строительство “газовых” станций делает неконкурентоспособными любые другие альтернативы, в том числе и атомную энергетику, несмотря на ее экономические достоинства.
Эффективная работа энергосистемы России, покрывающей огромную территорию, возможна при наличии самодостаточных региональных энергообъединений, полностью владеющих ситуацией в регионе. В их управлении или в собственности должны находиться все электростанции и линии электропередач.
Она будет заинтересована в поддержании качества своей продукции на необходимом уровне, обеспечении надежности и безопасности производства, постоянной оценке и прогнозе работоспособности энергоблоков, обоснованном и оптимальном развитии энергосистемы. Очевидно, что внедрение рыночной экономики в электроэнергетику требует большой и длительной подготовительной работы технического, организационного и законодательного характера, которая повлечет дополнительные (и немалые) расходы.
При появлении различных форм собственности (вместо одной - государственной) возникает необходимость осуществления ряда организационно-экономических мероприятий и решения, сложных экономико- математических задач на региональном уровне. Для решения этих задач требуются время и дополнительные инвестиции. Таким образом, реальный ход осуществления реформ в электроэнергетике России не является цельным и сбалансированным.