Германия. Логика развития электроэнергетических систем этих стран предопределила организационные структуры и формы собственности, которые отвечают одному очень важному критерию, общему для всех стран: собственником и/или распорядителем является местный или региональный производитель (производители), объединяющий станции и линии электропередач данного региона в единое региональное энергетическое объединение.
Существовавшая у нас структура управления ЕЭС при переводе энергетики на рыночные рельсы не требует радикальной реорганизации. При достаточно общем подходе следует провести ряд относительно небольших преобразований, которые позволят начать внедрение рыночных взаимоотношений в ЕЭС России.
Пока государство имеет контрольный пакет акций, оно может и обязано
организовать должное управление электроэнергетикой в условиях рыночной
экономики с целью надежного, достаточного и качественного обеспечения
энергией всех потребителей.
Достижение этой цели обеспечит возможность восстановления и развития
промышленности и всей российской экономики в новых условиях.
В статье “Свет и тепло на реактивной тяге” (Эксперт, № 5 от 9 февраля 1998 года) авторы приглашают обсудить пути дальнейшего развития российской энергетической системы. По данным авторов, около 30% всего энергетического оборудования на данный момент нуждаются в замене. Авторы видят выход из создавшейся ситуации в более широком применении газотурбинных установок для производства более дешевой энергии. При этом произойдет смена концепции централизованного тепло энергоснабжения на децентрализованную, и одну из главных ролей в ней будет играть турбинная энергетика.
Был проведен анализ фондов ВНТИЦ по результатам отечественных исследований и разработок в области газотурбинных установок.
Следует отметить, что по сравнению с 1996 годом в 1997 году количество поступивших документов по данной тематике не уменьшилось. Причем наибольший интерес представляют отчеты о НИОКР, как практически внедренных или прошедших апробацию.
3. Энергетика Сибирского региона
Энергетика - это основа современной экономики. Только обладая доста-
точными ресурсами электроэнергии, можно планировать нормальное разви-
тие региона. Но сразу возникает вопрос: как определить достаточность
этих ресурсов". Вот, например, на сегодняшний день Сибирский регион
не только полностью обеспечивает себя собственными энергоресурсами и
даже поставляет электроэнергию в другие регионы
Казалось бы, можно сделать вывод: нужно отказаться от наращивания но-
вых мощностей и заниматься только повышением эффективности работы ста-
рых. А что делать, если через 5 - 10 лет, как это нам обещает прави-
тельство, начнется оживление находящейся сейчас в упадке промышленнос-
ти? Создание энергетических объектов - дело длительное и трудоемкое.
Чтобы электростанция выдавала мощность через 10 лет, о ее проектирова-
нии и строительстве надо позаботиться уже сегодня.
Наблюдающийся в последние пять лет спад производства привел к
сокращению потребления электроэнергии в промышленности примерно на 35
процентов. Частично, но не полностью оно было компенсировано устойчи-
вым ростом потребления электроэнергии населением и так называемым неп-
ромышленным сектором - торговыми фирмами, офисами и т.д. Но все-таки
сейчас величина электрических нагрузок в Сибирском регионе составляет
только 84 процента от уровня 1990 года, когда, по данным Энергосбыта,
был достигнут максимум нагрузок энергосистемы.
По мнению специалистов, занимающихся прогнозом электропотребле-
ния, с 1998 года будет наблюдаться постепенный рост нагрузок и к 2000
году величины резерва мощности электростанций сибирской энергетичес-
кой системы будет недостаточно для надежного снабжения потребителей.
Необходимо уже сейчас задуматься над программами технического перевоо-
ружения имеющихся станций и строительством новых.
Основной упор в наращивании мощностей будет приходиться на ре-
конструкцию и техническое перевооружение старых электростанций, Хотя опыт
показывает, что часто реконструировать электростанцию - дороже, чем
построить новую.
Примерно к 2010 году в Новосибирске планируется ввести в строй 1300 МВт.
новых мощностей, в области - 1580МВт. Этого вполне достаточно для
нормального развития Сибирского региона в следующем веке.
Когда люди слышат об увеличении мощностей в энергетике, они сразу вспоминают об экологии. Как обстоит дело с уменьшением воздейс- твия энергетических объектов на окружающую среду?
В 1993 году было принято постановление правительства "0
программе экологических мероприятий на действующих энергетических объ-
ектах АО "Новосибирскэнерго".
С 1976 года объем выбросов в атмосферу удалось снизить на 75 процентов,
то есть почти в два раза. Очень важно, что внедрение природозащитных
технологий и установок происходит на филиалах постоянно. Вот, например,
только в этом году на ТЭЦ-5 начала работать установка DеNОх фирмы "Хальдор
Топсе", снизившая концентрацию окислов азота вокруг электростанции до
величины, намного меньшей допускаемых норм выбросов, а на ТЭЦ-4, были
установлены новейшие электрофильтры фирмы АББ, очищающие 99,8 процента
выбросов.
Где взять средства на ввод новых мощностей
- Проблема финансирования капитального строительства в электроэ-
нергетике всей России становится все более важной и требующей безотла-
гательного решения проблемой. До 1992 года значительная часть капи-
тального строительства в "Новосибирскэнерго" осуществлялась на
бюджетные средства, централизованно направляемые государством. Начиная с
1992 года оно финансирует строительство и капитальный ремонт своих объектов
из собственных средств, получаемых при реализации энергии по утвержденным
тарифам.
В настоящее время из-за ценовых диспропорций между низкими тари- фами для населения и высокими - для промышленности возможность инвес- тирования строительства через дальнейшее повышение промышленных тари- фов полностью исчерпана.
ОАО "Новосибирскэнерго" приходится искать другие формы
привлечения средств. Планируется использовать для этого краткосрочные
займы, привлечение кредитов под конкретные проекты, прежде всего из
международных источников, и создание независимых энергетических компаний
по строительству и эксплуатации нового высокоэффективного оборудования.
Новосибирск продолжает активно строиться, а это требует максимального
участия ОАО "Новосибирскэнерго". Специфика отрасли такова, что нужно
заранее чувствовать возможное оживление экономики и заблаговременно
готовить основу для ее подъема, чтобы не задерживать общий прогресс. Это
означает, что, несмотря на финансовые и структурные трудности, мы должны
заботиться о поддержании на современном уровне оборудования, не
останавливая даже на короткий срок процесс реновации и реализацию
инвестиционной программы.
С этой целью в 1997 году нами была принята "Энергетическая прог- рамма развития Сибирского региона до 2010 года", которая будет опре- делять стратегию ОАО "Новосибирскэнерго" на начало ХХI века.
Стратегия нам нужна не только для того, чтобы выполнить к опреде- ленному сроку определенный объем капитального строительства, но и для того, чтобы за повседневными заботами поспеть за техническим прогрес- сом.
Факторы, которые долгое время давали возможность совершенствовать работу энергосистемы - теплофикация, использование оборудования с вы- сокими параметрами, максимальное использование природного газа, - практически исчерпаны.
Поэтому наша программа ставит задачи по освоению новых технологий по всем видам основного и вспомогательного оборудования. Мы надеемся, что она явится по существу программой перехода на новый технологичес- кий уровень энергетического производства.
Реализация ее уже началась. Разрабатывается техническая докумен- тация на ряд энергетических блоков с использованием газотурбинных и парогазовых технологий, предполагается начать строительство ТЭЦ-6. Она откроет новые возможности развития тепло- фикации Новосибирской области. Все проекты, принимаемые нами к реализа- ции, предусматривают применение новейших материалов и оборудования, соответствующих мировым стандартам.
Выполнение нашей программы будет происходить в условиях подготав- ливаемого второго этапа реформ электроэнергетики, который предусматри- вает установление принципиально новых отношений производителей энергии и потребителей, введение новых экономических механизмов и новых отно- шений к собственности.
Мы надеемся, что результатом нового этапа реформ будет установле-
ние нормальных товарно-денежных отношений в сфере оказываемых нами ус-
луг по энергообеспечению, появятся реальные стимулы к снижению затрат
и развитию эффективных энергоисточников, повысятся заинтересованность
и ответственность, как регионов, так и федеральных структур за развитие
энергетики.
Новосибирские энергетики со своей стороны приложат все усилия для
того, чтобы наша энергосистема и в будущем оставалась самым надежным
звеном отечественной энергетики, стала одним из самых устойчивых энер-
гетических хозяйств России.
4. Энергетическая стратегия Сибири
Энергетическая стратегия Сибири (ЭСС) - комплексная разработка, включающая
весь спектр проблем, относящихся к данному сектору экономики. Выделим
важнейшую разработку - комплексные сценарии развития ТЭК Сибири, связанные
со структурной перестройкой в энергетике и развитием смежных отраслей
экономики Сибири.
Говоря о формировании и реализации различных сценариев, нужно сознавать, что они вовсе не претендуют на разработку достоверного прогноза на рассматриваемый период. Основная задача состоит в оценке социально- экономических последствий уже действующих в экономике механизмов, или зарождающихся тенденций их изменений (см. Материалы Всероссийской конференции по экономическому развитию Сибири, Новосибирск, 1993 г.).
На первой международной конференции, проходившей 25--28 июня 1996 г. (см.
Академия Северного форума, Знания - на службу нуждам Севера, Якутск, 1997)
сибирские ученые с горечью отмечали, что после 1991 года мощная система
предприятий по поискам и разведке месторождений нефти и газа, которая с
огромными трудностями и затратами создавалась в течение нескольких
десятилетий, в условиях прекратившегося финансирования оказалась
практически разрушенной и для ее восстановления необходимы огромные усилия.
Тем не менее видится восточная стратегия развития, при которой Сибирь станет газовой артерией стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В семидесятые-восьмидесятые годы Советскому Союзу при поддержке некоторых западноевропейских государств удалось реализовать грандиозный газовый проект в Западной Сибири и Европе. Сибиряки надеются, что, несмотря на всю тяжесть современного экономического положения, Россия и ее восточные соседи смогут сконцентрировать свои усилия на реализации этого гигантского проекта.