Планирование и прогнозирование

-                    конкретизированными и детализированными по подразделениям;

-                    понятными исполнителям.

Условия определения цели с учетом:

-                    объема работ;

-                    сроков выполнения;

-                    количества исполнителей;

-                    возможностей предприятия.

Учет внешних факторов:

-                    законодательных;

-                    политических;

-                    международных;

-                    финансовых;

-                    технологических.

Учет внутренних факторов:

-                    организационных;

-                    технических;

-                    деловой философии фирмы.


Подходы к разработке стратегического плана:

От прошлого к будущему (прогноз).

От будущего к настоящему.

Отличительные черты стратегии:

Разработка стратегии не завершается немедленным действием.

Для реализации стратегии необходим набор – дерево целей.

На основе стратегии разрабатывается стратегический план.


В системе дерева целей цели делятся на цели и ориентиры. Существует иерархия между ними: цели – для верхнего уровня; ориентиры – для нижнего. Любая цель имеет двойственный характер.

Когда не нужна стратегия?

Необходимость стратегии отпадает при выходе на желаемый уровень результатов. Меняют не стратегию, а стратегический план. Процесс должен быть управляемым.

С т.з. рыночных целей должны быть характеристики:

-                    доля рынка (желаемая);

-                    динамика роста доли рынка.

Надо учитывать отношение собственной доли к доли конкурента. Можно использовать кривые освоения при определении доли рынка.

 





                            доля


                            цена


                            Т

Рост доли рынка на 20% требует удвоения производственной мощности каждые 3-3,5 года.

         Требования к формированию стратегических планов:

·                   Наличие высококвалифицированного планового персонала (менеджеров).

·                   Активное использование методов моделирования (имитационного).

·                   Необходимость учитывать стохастичность (неопределенность, вероятностность) получения результатов.

·                   Установление резервных мощностей (резервные «подушки безопасности»).

Возможные генеральные цели:

·                   Повышение уровня конкурентоспособности.

·                   Обеспечение динамики роста собственной доли рынка.

·                   Повышение прибыльности и рентабельности.

·                   Обеспечение социальной защиты работников.

         Элементами процесса стратегического планирования являются:

·                   Анализ внешней среды;

·                   Построение, формирование целей предприятия;

·                   Увязка, согласование целей верхнего уровня и функционального уровня с нижним;

·                   Взаимосвязь планирования с источником финансирования (бюджетом).


1.2.1 Основные функции и задачи стратегического планирования.

         Функции:

Формирование стратегии развития предприятия.

Планирование основных направлений действий.

Оценка потенциальных возможностей фирмы (комплексная) по реализационной стратегии.

Определение необходимых ресурсов и организационно-финансовое сопровождение стратегического плана.

Задачи:

1.1.         Анализ состояния и перспектив развития рынка.

1.2.         Определение соотношений объемов продаж по внутреннему и внешнему рынку планируемых изделий.

1.3.         Определение целевых установок на основе маркетинговых исследований.

1.4.         Разработка дерева целей.

1.5.         Установление требований к сбытовым, основным и обеспечивающим производствам (подразделениям).

1.6.         Оценка восприимчивости рынка к планируемой продукции.

2.1. Разработка целевых программ по функциональным стратегиям.

2.2. Установление контрольных цифр для достижения целей.

2.3. Анализ возможностей диверсификации сфер деятельности (производства) с минимумом затрат.

2.4. Формирование стратегического бюджета и источников финансирования  (включая графики поступления финансов). Финансирование текущего бюджета.

3.1. Оценка организационно-экономического и технологического уровня готовности производства к реализации стратегических задач.

3.2. Оценка конкурентоспособности фирмы и продукции.

3.3. Оценка и выбор маркетинговых программ (под определенные цели).

3.4. Оценка и анализ необходимого объема инвестиций.

3.5. Оценка возможных воздействий внешней среды.

4.1. Установление требований к потребляемым ресурсам и необходимых количественных объемов.

4.2. Определение источников финансирования.

4.3. Установление межхозяйственных связей.

4.4. Формирование плана обеспечения ресурсами с учетом хозяйственного риска.

Причины отторжения неэффективного стратегического планирования:

·        Нарушение баланса взаимодействий между плановыми и линейными руководителями («баланс власти»).

·        Слабость практического механизма реализации стратегического плана. Отсутствие организационно-финансового сопровождения планов.

·        Специфика принятия стратегических решений (её отсутствие).

·        Недостаточная профессиональная подготовка плановых менеджеров и линейного персонала.

·        Текущие авралы, кризисные ситуации.

·        Невыполнение требования к целям.


1.2.2 Алгоритм стратегического планирования:

Сбор информации о внешней среде.

Анализ состояния рынка и определение стратегических целей и ключевых условий их достижения.

Анализ конкурентоспособности фирм и разработка стратегии поведения по отношению к конкурентам.

Анализ и оценка необходимых ресурсов для успеха.

Моделирование и анализ воздействия внешних факторов на стратегическое развитие бизнеса и оценка хозяйственного риска.

Разработка стратегии и альтернативных путей развития для выбора на альтернативном уровне.

Разработка вариантов стратегических планов с учетом возможного изменения ключевых условий.

Анализ эффективности плановых решений.

Разработка организационно-финансового сопровождения стратегических планов.

Глава 2. Прогнозирование в системе планирования.


2.1 Задачи прогнозирования


Прогностика – наука о построении будущего.

Прогноз – это научно обоснованное суждение о будущем и путях его достижения.

В процессе прогнозирования решаются следующие основные задачи:

Установление целей развития.

Определение рациональных путей и средств достижения..

Расчет необходимых ресурсов.

Классификация прогнозов по следующим признакам:

По назначению:

·                   научно-технические;

·                   социально-экономические;

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать