- конкретизированными и детализированными по подразделениям;
- понятными исполнителям.
Условия определения цели с учетом:
- объема работ;
- сроков выполнения;
- количества исполнителей;
- возможностей предприятия.
Учет внешних факторов:
- законодательных;
- политических;
- международных;
- финансовых;
- технологических.
Учет внутренних факторов:
- организационных;
- технических;
- деловой философии фирмы.
Подходы к разработке стратегического плана:
От прошлого к будущему (прогноз).
От будущего к настоящему.
Отличительные черты стратегии:
Разработка стратегии не завершается немедленным действием.
Для реализации стратегии необходим набор – дерево целей.
На основе стратегии разрабатывается стратегический план.
В системе дерева целей цели делятся на цели и ориентиры. Существует иерархия между ними: цели – для верхнего уровня; ориентиры – для нижнего. Любая цель имеет двойственный характер.
Когда не нужна стратегия?
Необходимость стратегии отпадает при выходе на желаемый уровень результатов. Меняют не стратегию, а стратегический план. Процесс должен быть управляемым.
С т.з. рыночных целей должны быть характеристики:
- доля рынка (желаемая);
- динамика роста доли рынка.
Надо учитывать отношение собственной доли к доли конкурента. Можно использовать кривые освоения при определении доли рынка.
доля
цена
Т
Рост доли рынка на 20% требует удвоения производственной мощности каждые 3-3,5 года.
Требования к формированию стратегических планов:
· Наличие высококвалифицированного планового персонала (менеджеров).
· Активное использование методов моделирования (имитационного).
· Необходимость учитывать стохастичность (неопределенность, вероятностность) получения результатов.
· Установление резервных мощностей (резервные «подушки безопасности»).
Возможные генеральные цели:
· Повышение уровня конкурентоспособности.
· Обеспечение динамики роста собственной доли рынка.
· Повышение прибыльности и рентабельности.
· Обеспечение социальной защиты работников.
Элементами процесса стратегического планирования являются:
· Анализ внешней среды;
· Построение, формирование целей предприятия;
· Увязка, согласование целей верхнего уровня и функционального уровня с нижним;
· Взаимосвязь планирования с источником финансирования (бюджетом).
1.2.1 Основные функции и задачи стратегического планирования.
Функции:
Формирование стратегии развития предприятия.
Планирование основных направлений действий.
Оценка потенциальных возможностей фирмы (комплексная) по реализационной стратегии.
Определение необходимых ресурсов и организационно-финансовое сопровождение стратегического плана.
Задачи:
1.1. Анализ состояния и перспектив развития рынка.
1.2. Определение соотношений объемов продаж по внутреннему и внешнему рынку планируемых изделий.
1.3. Определение целевых установок на основе маркетинговых исследований.
1.4. Разработка дерева целей.
1.5. Установление требований к сбытовым, основным и обеспечивающим производствам (подразделениям).
1.6. Оценка восприимчивости рынка к планируемой продукции.
2.1. Разработка целевых программ по функциональным стратегиям.
2.2. Установление контрольных цифр для достижения целей.
2.3. Анализ возможностей диверсификации сфер деятельности (производства) с минимумом затрат.
2.4. Формирование стратегического бюджета и источников финансирования (включая графики поступления финансов). Финансирование текущего бюджета.
3.1. Оценка организационно-экономического и технологического уровня готовности производства к реализации стратегических задач.
3.2. Оценка конкурентоспособности фирмы и продукции.
3.3. Оценка и выбор маркетинговых программ (под определенные цели).
3.4. Оценка и анализ необходимого объема инвестиций.
3.5. Оценка возможных воздействий внешней среды.
4.1. Установление требований к потребляемым ресурсам и необходимых количественных объемов.
4.2. Определение источников финансирования.
4.3. Установление межхозяйственных связей.
4.4. Формирование плана обеспечения ресурсами с учетом хозяйственного риска.
Причины отторжения неэффективного стратегического планирования:
· Нарушение баланса взаимодействий между плановыми и линейными руководителями («баланс власти»).
· Слабость практического механизма реализации стратегического плана. Отсутствие организационно-финансового сопровождения планов.
· Специфика принятия стратегических решений (её отсутствие).
· Недостаточная профессиональная подготовка плановых менеджеров и линейного персонала.
· Текущие авралы, кризисные ситуации.
· Невыполнение требования к целям.
1.2.2 Алгоритм стратегического планирования:
Сбор информации о внешней среде.
Анализ состояния рынка и определение стратегических целей и ключевых условий их достижения.
Анализ конкурентоспособности фирм и разработка стратегии поведения по отношению к конкурентам.
Анализ и оценка необходимых ресурсов для успеха.
Моделирование и анализ воздействия внешних факторов на стратегическое развитие бизнеса и оценка хозяйственного риска.
Разработка стратегии и альтернативных путей развития для выбора на альтернативном уровне.
Разработка вариантов стратегических планов с учетом возможного изменения ключевых условий.
Анализ эффективности плановых решений.
Разработка организационно-финансового сопровождения стратегических планов.
Глава 2. Прогнозирование в системе планирования.
2.1 Задачи прогнозирования
Прогностика – наука о построении будущего.
Прогноз – это научно обоснованное суждение о будущем и путях его достижения.
В процессе прогнозирования решаются следующие основные задачи:
Установление целей развития.
Определение рациональных путей и средств достижения..
Расчет необходимых ресурсов.
Классификация прогнозов по следующим признакам:
По назначению:
· научно-технические;
· социально-экономические;