Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства импортных товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса.
3. Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.
3. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика.
4. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей - торгового баланса,
«невидимых» операций, движения капитала.
Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных
условиях государственное регулирование охватывает не только сферу
обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на
стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены
(предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного
курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в
вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые
экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков,
вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные
финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную
экспортную программу.
В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям
платежного баланса принимаются следующие меры:
-ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;
- прямое или косвенное участие государства в создании туристической
инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;
-расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в
целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-
техническими знаниями и т.д.
- pегулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение въезда
иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.
Регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны, на
поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой
- на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока
иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена
деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные
условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров.
Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование
коммерческого и политического риска.
При активном платежном балансе государственное регулирование
направленно на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С
этой целью рассмотренные выше методы - финансовые, кредитные, валютные и
другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и
сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе
кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов.
Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса,
основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: ре-
стрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных
ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.) и
экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения
капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не
только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса.
В поисках источников погашения дефицита платежного баланса промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи активно участвуют коммерческие банки (особенно евробанки) в покрытии дефицита платежного баланса. Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и не обусловленность стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дорогие и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность.
К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи.
В связи с активным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой. Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов.
В условиях частичной демонетизации золото как всеобщее платежное средство используется: во-первых, в ограниченных размерах и лишь в последнюю очередь, когда исчерпаны все другие возможности; во-вторых, в опосредствованной форме путем его предварительной реализации на мировых рынках золота в обмен на национальные кредитные деньги, в которых принято заключать торговые и кредитные соглашения и осуществлять международные расчеты.
Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат резервы конвертируемой иностранной валюты. (После второй мировой войны США и Великобритания погашали дефициты своих платежных балансов национальной валютой, так как Бреттонвудское соглашение придало доллару и фунту стерлингов статус резервной валюты. Благодаря Этой привилегии США смогли сохранить половину своего огромного золотого запаса, накопленного в годы войны и после нее).
Окончательным средством погашения дефицита платежного баланса служит также иностранная помощь в форме субсидий и даров.
Активное сальдо платежного баланса используется государством для погашения (в том числе досрочного) внешней задолженности страны, предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения официальных золотовалютных резервов, вывоза капитала в целях создания второй экономики за рубежом.
Новым явлением стало межгосударственное регулирование платежного баланса. Оно возникло как следствие интернационализации хозяйственных связей и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное не равновесие платежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся: согласование условий государственного кредитования экспорта; двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»; кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.
Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы экономического, а затем политического характера. Поскольку рынки ограничивают кредиты таким странам, покрытие дефицита ее платежного баланса возможно лишь за счет условных кредитов, в частности МВФ, предусматривающих стабилизационные программы, а также вмешательство кредиторов и международных организаций в экономику и политику стран- заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны- должники, в том числе промышленно развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего государственного долга. Эффективным средством оздоровления платежного баланса является сокращение военных расходов, в том числе зарубежных.
Мировой опыт регулирования платежного баланса свидетельствует о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции - партнерство и разногласия - во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом.
2.2 Аспекты монетарного подхода к анализу платежного баланса.
Характеристика монетарного подхода к анализу платежного баланса и некоторые механизмы его регулирования:
Для Беларуси основной проблемой несбалансированности платежного баланса является дефицит текущего счёта, не уравновешенный чистым притоком не резервного(т.е. не находящегося в собственности органов денежно- кредитного регулирования) капитала из-за рубежа. Несмотря на придание экспорту приоритетного значения, создание фонда поддержки экспортеров, принятие политики импортозамещения и ряд других мер, направленных по своему содержанию на сокращение дефицита платежного баланса, Беларусь все равно испытывает трудности со сбалансированностью платежного баланса. Возможно, для рассмотрения и разрешения проблем платежного баланса следует применять несколько иные подходы.
Традиционная схема анализа текущего счета как части валового располагаемого национального дохода рассматривается через систему национальных счетов. Основой анализа выступают сбережения, инвестиции и сальдо текущего счета, выражаемые системой уравнений:
GNDI=C+CAB,
GNDI=C+S,
Где GNDI-валовый национальный располагаемый доход;
С-конечное потребление частного и государственного секторов
САВ-сальдо текущего счета;
S-совокупное сбережение.
Отсюда : САВ=S-I
Вместе с тем составление платежного баланса предполагает следующее
тождество:
САВ=KFA+приростRES,
Где KFA-сальдо капитального и финансового счета;
ПриростRES-изменение резервных активов.
Таким образом, равновесие платежного баланса наступает, когда для
финансирования дефицита текущего счета нет необходимости прибегать к
сокращению резервных активов, т.е.:
S-I=KFA.
В условиях дефицита текущего счета политика правительства
должна акцентироваться либо на сокращении государственного и частного
секторов, либо на привлечении не резервного иностранного капитала. Однако
сдерживание инвестиционной деятельности в условиях экономики Беларуси, при
наличии изношенности основных фондов порядка 60%, вряд ли является
целесообразным. А регулирование притока и оттока капитала ,как показывает
опыт стран с переходной экономикой, - трудноразрешимая проблема и
предполагает значительное расширение бюджетных ассигнований на
осуществление контрольных функций.
Более того, данная схема анализа не эффективная для поиска причин
возникновения дефицита платежного баланса