Платежный и торговый баланс
p> На мой взгляд, восполнить этот пробел может монетарный подход к анализу платежного баланса. Основной чертой такого подхода является то, что платежный баланс рассматривается не как движение товаров и услуг, а как денежно-финансовый феномен.

В качестве отправной точки для анализа берется консолидированный баланс банковской системы, через который выводится равновесие между спросом и предложением на денежном рынке. А различные счета платежного баланса рассматриваются как коридоры во внешний мир, через которые абсорбируются избыток внутреннего спроса над предложением и наоборот. Положительное сальдо платежного баланса предполагает избыточную поставку товаров, а положительный финансовый счет отображает избыточный внутренний спрос на деньги. Таким образом, при анализе причин роста или уменьшения международных резервов страны монетарный подход фокусируется на определении внутреннего спроса и предложения денег. Представление платежного баланса как разницы между совокупными поступления и платежами, по существу, подчеркивает монетарную природу дефицита, который сопровождается либо уменьшением депозитов, либо кредитной эмиссией и отображает состояние экономики в целом. Данный подход наиболее приемлем для анализа, цель которого—объяснение или предвидение событий на денежном и валютном рынках.

Субъекты хозяйствования распределяют свои активы в зависимости от их доходности либо в денежной, либо в товарной форме. Уравнение обмена (1) предполагает, что постоянное увеличение предложения денег, не обеспеченное ростом товарной массы, приводит к росту цен.

M*V=P*Y, (1)
Где М-количество денег в обращении;

V-скорость обращения денег;

Р-уровень цен;

Y-реальный ВНП.

Поскольку скорость обращения денег относительно постоянна, то:

P=M/Y.

Постоянное увеличение предложения денег предполагает увеличение спроса на товары. Если нет соответствующего роста товарной массы, то недостающий объем будем заполнен импортными товарами. Более того, общий рост цен повысит привлекательность внутреннего рынка и для национальных субъектов хозяйствования, что приведет к отвлечению ресурсов от экспорта в пользу производства на внутренний рынок. Это будет означать дефицит текущего счета, который нужно покрыть притоком не резервного капитала. Как отмечалось выше, если такой приток недостаточен, то наступает дефицит платежного баланса, означающей по своей сути нехватку валюты. В результате растет спрос на нее. Если органы денежно-кредитного регулирования не в состоянии удовлетворить потребность субъектов хозяйствования в иностранной валюте, то курс национальной валюты снижается.

Девальвация национальной валюты теоретически предполагает сокращение дефицита текущего счета вследствие удорожания импорта в национальной валюте и повышения эффективности экспорта. Однако это выравнивание происходит не сразу, так как производителям требуется время для переориентации на внешний рынок, а с другой стороны, они вынуждены исполнять импортные контрактные обязательства, заключенные до девальвации национальной валюты. Вместе с тем рост стоимости импорта абсорбирует излишек национальной валюты и на денежном рынке наступит равновесие, которое, правда, вызовет сокращение уровня монетизации экономики. В результате в переходной экономике возрастут неплатежи, сократятся сокращения в бюджет, ухудшится финансовое состояние предприятий, в экономике наступит спад. Если правительство для предотвращения подобной ситуации прибегнет к эмиссии, то тем самым нарушит равновесие денежного рынка и запустит механизм, описанный ранее, заново.

Таким образом, предположение о том, что спрос на деньги агентов экономической деятельности зависит от факторов, которые определяют уровень выпуска внутреннего кредита банковской системой, приводит к выводу о тесной взаимосвязи состояние платежного баланса с денежным рынком страны.

Сторонники монетарного подхода к анализу платежного баланса не утверждают ни того, что монетарная политика—единственная причина дефицита платежного баланса, ни того, что изменение денежно-кредитной политики является единственно возможным инструментом разрешения проблем платежного баланса. Однако он предусматривает, что воздействие на экономические процессы приводит к определенному результату в том случае, если оно подкрепляется адекватными мерами монетарной политики.

Если рассматривать платежный баланс с точки зрения отражение избытка спроса или предложения денег, то необходимо ответить на вопрос, на каком из рынков—товаров или капиталов—необходимо акцентировать регулирование(все другие подходы фокусируются на регулировании одного из рынков и автоматически уменьшают важность другого). Регулирование платежного баланса также предполагает наличие самостоятельного официального органа валютного регулирования, готового действовать на рынке иностранной валюты при помощи официальных резервов с целью воздействия на валютный курс.

Сокращение дефицита платежного баланса достигается либо увеличением поступлений, либо сокращением выплат, или же в условиях, когда темпы роста поступлений выше темпов роста платежей либо сокращение поступлений происходит медленнее, чем сокращение выплат. Это предусматривает сосредоточение внимания на двух важных аспектах платежного баланса —его монетарной природе, с одной стороны, и его связи с общей экономической ситуацией—с другой.

Так как деньги являются альтернативой товарам, услугам или ценным бумагам, то платежи резидентов используются для приобретения либо товаров и услуг, либо финансовых активов. Следовательно, дефицит платежного баланса может возникнуть как в текущем счёте, так и в счёте движения капитала и финансов. Дефицит текущего счёта отражает решение национальных субъектов хозяйствования сместить акценты от денег к товарам, т.е. решение потреблять товаров больше, чем позволяет рост производства. Для урегулирования такого дефицита теоретически можно:

1.Снизить привлекательность национальной валюты путём её девальвации;

2.Ввести соответствующие валютные и кредитные ограничения;

3.Увеличить налоги на хранение и сбыт товаров на внутреннем рынке;

4.Использовать количественные ограничения на импорт.

Основной вопрос для руководящих органов заключается в необходимости выбора той или иной экономической политики либо их композиции. В любом случае центральной проблемой остаётся аккумулирование резервов на достаточном уровне, чтобы обеспечить финансирование дефицита и иметь свободу манёвра в выборе политики.

С точки зрения долгосрочного анализа также имеет существенное значение природа дефицита текущего счёта. Если дефицит вызван отрицательным торговым сальдо и при этом означает дополнительные инвестиции в производственный потенциал, его эффект на экономику может быть положительным. Если же речь идёт об избыточном потреблении не инвестиционных товаров, то долговременный эффект будет отрицательным, хотя есть основания предполагать, что дополнительное потребление может привести к росту уровня жизни, что, в свою очередь, может способствовать увеличению производительности (чего отечественная практика не подтверждает). Если основой дефицита текущего счёта является отрицательное сальдо по доходам, то, по всей видимости, стране необходимо решать проблему внешнего заимствования.

В условиях дефицита текущего счёта, как правило, существует два варианта экономической политики – сокращение расходов и снижение уровня жизни либо рост производства, ведущий к росту инфляции.

Политика сокращения расходов может быть внедрена путём введения различных мер: монетарных и бюджетных ограничений и прямого регулирования.
Но её результатом будет сокращение доходов населения и занятости. Такая политика наиболее подходит для стран, у которых дефицит текущего счёта сопровождается высокой инфляцией. Для стран же с наибольшим уровнем безработицы данная политика неприемлема.

Если установка делалась на рост производства, то обычно применяют политику смещения расходов на импортные товары в пользу отечественных товаров. В данном аспекте возникает проблема выбора способов смещения расходов и источников роста производства. Полтика смещения расходов может быть разделена на два типа: девальвация и ужесточение торгового режима (в рамках которого могут применяться как тарифы и субсидии, так и количественные ограничения). Оба типа политики смещения расходов способны оказывать прямое воздействие на ВВП.

Основным аргументом в пользу девальвации является поддержка отечественного экспортёра. Но при этом требуется анализ возможных последствий. Для его проведения необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Как ведёт себя реальный курс в последнее время, а следовательно, каков запас конкурентоспособности национального экспорта по цене;

2. Какова динамика экспорта и импорта;

3. Каков уровень импортозависимости экономики страны.

Применительно к текущей ситуации в Беларуси можно отметить, что положительные темпы роста белорусского экспорта страны дальнего зарубежья в
1999 г. означают наличие запаса конкурентоспособности национального экспорта, вызванного, по всей видимости, более низким уровнем оплаты труда.
Высокая доля импортной продукции в белорусском экспорте в условиях недостатка финансовых ресурсов является показателем того, что ограничения на импорт могут затронуть и экспорт.

В ходе анализа финансового счёта возникает вопрос о реакции краткосрочного капитала на колебание валютного курса. При девальвации национальной валюты резкий отток краткосрочного капитала и портфельных инвестиций провоцирует финансовый кризис в стране. Важным является и отношение внешнего долга к ВВП, так как при девальвации увеличивается давление долга на бюджет государства. Более того, снижение стоимости активов, номинированных в национальной валюте, приведёт к увеличению доли инвалютных активов в совокупной денежной массе. А это, в свою очередь, усилит влияние иностранной валюты на состояние денежного рынка страны, что снизит эффективность любых мер денежно – кредитной политики государства.

Ужесточение торгового режима, если оно принимает форму введения дополнительных пошлин на импорт или экспортных субсидий, также приведёт к увеличению совокупных расходов. Если же оно проявляется в форме количественных ограничений на импорт, то эффект будет аналогичным, но уже по причине сужения свободы выбора.

Следует также отметить, что целесообразность принятия ограничений на торговлю, помимо состояния текущего счёта платежного баланса, должна определяться соотношением уровня фактических и оптимальных торговых ограничений. Более того, по окончании Уругвайского раунда переговоров в исследованиях по внешнеторговой политике стали доказываться временность и малая эффективность применения торговых ограничений в решении проблемы дефицита текущего счёта для стран с переходной экономикой. В данном аспекте необходимо детальное изучение каждого отдельного государства и его специфических условий. Кроме того, вследствие единого таможенного пространства с Россией возможность применения политики ужесточения торгового режима для Беларуси крайне ограничена.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать