Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства всех стран с капиталистически ориентированной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.
2.2. Влияние на конкуренцию.
Может показаться, что монополия и конкуренция совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополия способна устранить свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке.
Монополия находится в сложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество – стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, если какой-то предприниматель стремиться победить своих соперников, то он добившись своей цели, начинает господствовать на рынке. Вывод: монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.
В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, существуют вместе с ней, это обостряет соперничество.
Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречают в числе конкурентов иностранные компании, приникающие на внутренний рынок.
Конкуренция (лат. «конкурро» - сталкиваться) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от коньюктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание - экономический закон товарного хозяйства.
2.3. Снижение цен.
Высокие цены, по которым в монопольной отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовать свои изделия по столь выгодным ценам. А в итоге соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению отраслевых цен.
2.4. Развитие малого и среднего бизнеса.
В США мелкими и средними фирмами производится около половины валового национального продукта (ВНП), они создают больше половины рабочих мест. Их продукцию закупают крупные монополии, предпочитающие не рисковать при освоении новинок науки и техники. Таким образом, монополии содействуют развитию малых предприятий.
3. Отрицательные факторы монополизации экономики
3.1. Влияние на рыночные отношения.
Без ликвидации монополии в сфере производства и обращения ни о каком рынке речь идти не может, так как монополизм и рынок - вещи взаимоисключаимые.
В условиях чистой монополии все проводимые рыночные меры гипертрофируются, а иногда приносят результаты, абсолютно противоположные ожидаемым. Так, в недалеком прошлом, либерализация цен свелась к простому их повышению, укреплению позиций предприятий-монополистов, которые даже при сокращении объемов производства решают свои проблемы за счет конечных потребителей. В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегуляция, а стало быть, и рыночная среда.
Монополизация тормозит структурную перестройку, поскольку отсутствует мотивация к труду, накоплению, расширению, обновлению, к технической реконструкции производства, что в конечном итоге приводит к физическому и моральному старению фондов и их «проеданию». Монополия тормозит научно- технический прогресс, приводит к застою во всех областях жизнедеятельности общества, к полной беззащитности потребителя.
В нашей стране исследования проблем монополии и путей ее ликвидации находятся на первоначальном этапе. Отсутствуют какие- либо масштабные работы по данной проблеме.
3.2. Монопольная цена.
Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается
на уровне выше или ниже стоимости товара, в целях получения монопольного
дохода (чаще всего в форме монопольной сверхприбыли). Такой доход
представляет экономическую реализацию господства монополистов на рынке,
проще говоря - это дань, которой они облагают других предпринимателей и
население. Чтобы получить сверхприбыль, монополии не проводят никаких
улучшений в производстве товаров. Поэтому при установлении выгодных цен для
них, они утрачивают экономические стимулы к техническому и иному прогрессу.
В противоположность конкуренции, побуждающей к совершенствованию
производства, всякая монополия хотя бы временно порождает застой в этом
отношении.
Монополии овладевают законами спроса и предложения, устанавливают два вида монопольных цен. С их помощью образуется механизм монополистического обогащения за счет остальной части общества.
Так, монополистические объединения стремятся сосредоточить у себя
значительную часть всех товаров отрасли. Это позволяет устанавливать
монопольно высокую цену, превышающую общественно необходимые затраты труда.
Одновременно они искусственно создают товарный дефицит, ограничивая выпуск
продукции до таких пределов, чтобы спрос на нее превышал предложение. В
данном случае, монопольный доход представляет собой разницу между
монопольно высокой ценой и стоимостью товара (или равновесной ценой).
Естественно, что покупатели теряют часть своего нормального дохода в пользу
монополий. Обогащение монополий за счет повышенных цен – одна из решающих
причин инфляции.
Монополия стремится также быть единственным покупателем определенного
продукта. Они искусственно ограничивают на какое-то время свои закупки,
добиваясь того, чтобы предложение товаров со стороны продавцов превышало
спрос со стороны монополий. Это позволяет установить монопольно низкую
цену, уровень которой не достигает общественно – необходимых затрат труда.
В данном случае монопольный доход – это разница между стоимостью товара
(или равновесной ценой) и монопольно низкой ценой. Он является вычетом из
нормального дохода продавцов.
Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один
производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это
позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли.
Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть
от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель
вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число
продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно
отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного телевидения,
телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализацию учебников
и т.д.
Монополии стремятся также быть единственным покупателем определенного продукта. Искусственно ограничивая на какое-то время свои закупки, они добиваются того, чтобы предложение товаров ей стороны продавцов превышали спрос со стороны монополий. Это позволяет устанавливать монопольно низкие цены, уровень которых не достигает общественно необходимых затрат труда. В этом случае монопольный доход представляет разницу между стоимостью (или равновесной ценой товара) и монопольно низкой ценой. Другими словами, он является вычетом из нормального дохода продавцов.
Именно таким путем происходит ограбление капиталистических
предпринимателей и мелких товаропроизводителей стран Азии, Африки и
Латинской Америки: иностранные монополии, закупают у них дешевое сырье,
монополии добиваются такой динамики цен, чтобы увеличивался разрыв между
ценами на продаваемые и покупаемые товары, именуемый «ножницей цен».
В нашей стране «ножницы цен» использовались в период индустриализации
и технического перевооружения промышленности. Государство устанавливало
относительно высокие цены на промышленные товары и низкие цены на
сельскохозяйственную продукцию, что нанесло большой ущерб экономике села.
Высокий уровень монополизации во всех сферах народного хозяйства
противодействует созданию механизма рыночного ценообразования. Это наглядно
проявилось в условиях либерализации цен, которые оказались на словах
свободными, а на деле монопольными, которые вышли из-под контроля.
4. Естественные монополии
В нескольких отраслях экономия, обусловленная ростом масштаба
производства, особенно резко выражена и в то же время конкуренция
неосуществима, затруднительна или просто неприменима. Такие отрасли
называются естественными монополиями, и большинство из так называемых
предприятий общественного пользования - электрические и газовые компании,
автобусные фирмы, кабельное телевидение, предприятия водоснабжения и связи
- могут быть классифицированны таким образом. В таких отраслях конкуренция
могла бы оказаться чрезвычайно затруднительной. Естественные монополии
имеют низкие предельные издержки и считают выгодным расширять производство.
В результате ценовая конкуренция не на жизнь, а на смерть имеет тенденцию
вспыхивать, когда существует ряд фирм в этих отраслях. Следствием могут
быть убытки, банкротство более слабых соперников и возможное слияние
уцелевших. Развивающаяся чистая монополия может стремиться компенсировать
прошлые убытки и полностью извлечь пользу из своего нового положения
господства на рынке, назначая непомерные цены на свои товары и услуги.
Чтобы избавить общество от таких неблагоприятных результатов, правительство обычно предоставляет исключительную привилегию одной фирме поставлять воду, природный газ, электричество, телефонные услуги. В обмен правительство сохраняет за собой право определять географическую сферу деятельности монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены, которые он может назначать. Результатом является регулируемая или государственно - организованная монополия, предназначенная для того, чтобы достичь низких издержек на производство единицы продукции, но регулируемая, чтобы гарантировать, что потребители будут извлекать выгоду от этой экономии в издержках.
В условиях российской действительности регулирование цен продукции естественных монополий связано с политическими конфликтами.
Так весной 2000 года битва крупнейших российских, "естественных", монополистов сотрясала российскую политическую сцену полторы недели, породила массу экономических, политических и конспирологических версий относительно ее причин, а затем позволила президенту Владимиру Путину продемонстрировать себя твердым и умелым арбитром на поле брани хозяйствующих гигантов. Глубинная же причина конфликта заключается в том, что и "Газпром", и в еще гораздо большей степени РАО ЕЭС значительную часть своей продукции вынуждены отпускать потребителям в виде товарного невозвратного кредита. Однако по законам российской политической сцены просто объявить о том, что монополии больше не могут отпускать неоплаченную продукцию в таких масштабах - нельзя. Реальным антагонистом монополий в данном случае является государство: именно по его политическим обязательствам расплачиваются монополии неоплаченной продукцией. Но этого при вновь избранном популярном президенте показать тоже нельзя. Таким образом государство должно было надавить на должников, повысить заниженные тарифы и подтолкнуть структурные реформы. Как и предполагалось, государство повысило тарифы на газ и электричество, но энергитическим монополиям эта мера принесла лишь малое и краткосрочное облегчение.