Политика реформ экономическая безопасность России
p> Экономическая безопасность

ОСОБЕННОСТИ КАТЕГОРИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Представленная работа имеет в основном методологический характер, основное внимание уделяется проблемам анализа внешней среды – мирового хозяйства, переживающего этап глобализации, – и отдельных параметров системы. В качестве таких параметров выбраны геополитическое положение Российской
Федерации, правовое обеспечение национальной безопасности и проблема кризиса элиты.
Анализ категорий экономической безопасности развитых стран и России показывает, что Российская Федерация сталкивается с целым рядом угроз, которые не характерны для развитых стран. К этим угрозам можно отнести необходимость интеграции в уже сложившуюся систему международных институтов; сложности с идентификацией положения системы, связанные с кризисом органов, ответственных за сбор статистической информации, и как следствие, невозможность принятия оптимальных управленческих решений; на территории ряда субъектов Российской Федерации действуют правовые акты, противоречащие Федеральному законодательству; Россия имеет огромные по протяженности неохраняемые границы. При этом Российская Федерация как страна, развивающаяся в условиях глобальной экономики, сталкивается со всем традиционным комплексом угроз, присущим эпохи глобализации.
Категории национальной экономической безопасности сильно отличаются в зависимости от конкретных характеристик национальной экономики: ее потенциала, устойчивости, степени открытости.
Практическое значение имеет приводимая в модель расчета вмененного налога на прибыль промышленных предприятий. Модель позволяет с 88 %-ной точностью предсказывать прибыль крупных промышленных предприятий в зависимости от параметров их деятельности, которые относительно легко поддаются учету и не могут быть скрыты от налоговых органов. К таким параметрам относятся отраслевая принадлежность, объем реализации, число работающих на предприятии, темпы роста объема реализации. Таким образом, при помощи данной модели можно контролировать попытки незаконного вывоза капитала из страны.

Экономическая безопасность России

Экономика России переживает беспрецедентный для мирного времени кризис. По своей глубине и продолжительности он намного превзошел Великую депрессию в
США 1929-1933гг. Остановились многие крупные предприятия, целые отрасли промышленности. ВВП, уровень жизни населения снизились примерно вдвое.
Предпосылки кризиса назревали в недрах советской экономики несколько десятилетий. Сверхцентрализованная система при дряхлеющем руководстве не смогла своевременно отреагировать на поворот в направлении информационного общества, страна стала безнадежно отставать в технологическом и структурном отношениях. Неадекватным оказался выбор варианта перехода к рыночной экономике, сделанный в начале 90-х годов.

Таблица. Показатели экономической безопасности
| |Пороговы|Фактическо|
| |е |е |
| |значения|состояние |
|Снижение объема ВВП |25% |50% |
|Доля инвестиций в ВВП |25% |16% |
|Доля импорта в потреблении населения |30% |53% |
|Объем иностранной валюты в наличной форме к |25% |100% |
|объему нал. руб. | | |
|Доля людей с доходом, ниже прожиточного минимума |7% |20% |
|Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и |8 раз |13 раз |
|низко-доходных групп | | |


В результате кризиса перед Россией возникла реальная угроза потери экономической независимости. Советская экономика была полуизолирована от внешних воздействий, в руководстве страны господствовали автаркические представления, незыблемым устоем социализма признавалась монополия внешней торговли. В конечном счете это стало одной из главных причин стагнации, отставания от мирового научно-технического прогресса. В середине 80-х годов началась перестройка внешнеэкономической деятельности с целью органичной интеграции в мировое хозяйство. Однако неконтролируемая приватизация внешних экономических связей, последовавшая за распадом СССР, придала этому процессу крайне противоречивый характер.
Объем внешней торговли, особенно импорта, резко сократившийся в 1992 г., затем стал увеличиваться. Хотя он не достиг докризисного уровня, его удельный вес в конечном продукте из-за уменьшения последнего и изменения структуры заметно поднялся. Экспорт составляет не менее 20% ВВП и около 40% его товарной части. За счет импорта покрывается половина потребностей внутреннего рынка в продовольственных и промышленных товарах для населения, современной бытовой технике.
При сокращении внутреннего производства и потребления, а также поставок в страны СНГ, поток топлива и сырья устремился на Запад. В 1995 г. на экспорт ушло 40% добытой нефти, а с учетом продуктов ее переработки продажа на мировом рынке поглотила 55% добычи жидкого топлива. За рубеж перекачено 32% газа, вывезено 63% проката черных металлов, 70% рафинированной меди, большая часть алюминия, 80% никеля, 50% каучука, 40% аммиака, 80% минеральных удобрений, значительная часть древесины и лесоматериалов. В
1996 г. эта доля еще больше возросла. На топливо, сырье, продукты их переработки приходится более 80% экспорта в зарубежные страны (без СНГ).
Деградирует такой жизненно важный сектор экономики страны, как сельское хозяйство, с которым так или иначе связана жизнь и деятельность 40 млн. человек. Его продукция уменьшилась более чем на одну треть.
Состояние экономической безопасности страны находит итоговое выражение в показателях социального здоровья нации. По всем его составляющим (уровень жизни населения, дифференциация доходов, степень удовлетворения социально- культурных потребностей, соблюдение прав и свобод личности, состояние преступности, динамика рождаемости, смертности и прироста населения, продолжительность жизни) достигнуты или превышены предельно допустимые величины.
Заметно ухудшилось питание основных слоев населения. Сократилось потребление мяса, молока, рыбы, сахара, возросло потребление хлеба и картофеля. В структуре расходов домашних хозяйств доля затрат на покупку продуктов питания существенно увеличилась, а на приобретение непродовольственных товаров - упала. Выросла оплата услуг.
Таблица 3. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах (в среднем на члена домохозяйства в год, килограммов)
|1. Продукция государственных предприятий к |13,2* |47,7 |
|ВВП | | |
|2. Государственное потребление к ВВП |17,5 |18,7 |
|3. Государственные расходы к ВВП |24,7 |51,3 |
|4. Дефицит бюджета к ВВП |4,1 |15,9 |
|5. Прирост государственного долга к ВВП |0,4 |35,7 |
|6. Темпы прироста денежной массы за вычетом |41,9 |206,0 |
|реального ВВП | | |
|7. Темпы инфляции |41,3 |296,1 |
|8. Темпы снижения валютного курса |36,8 |345,0 |
|9. Налоги на внешнюю торговлю к |3,7 |6,9 |
|внешнеторговому обороту | | |
|љљљ Темпы прироста ВВП на душу|1,1 |-8,0 |
|населения | | |


Источник: расчеты ИЭА по данным МВФ, Всемирного банка
[pic]
Преодоление экономического кризиса возможно лишь на путях последовательной либерализации экономической жизни. "Рецепт лечения" российской экономики хорошо известен. Это снижение бремени государства путем:

. радикального сокращения государственных расходов;

. обеспечения бездефицитного бюджета, достижения его профицита;

. отказа от новых заимствований как внутренних, так и внешних;

. прекращения наращивания государственного долга, перехода к выплате его основной части;

. завершения приватизации остающихся государственных предприятий;

. приватизации государственных обязательств;

. проведения жесткой денежной политики;

. безусловного обеспечения стабильности национальной валюты;

. снижения до полной ликвидации импортных таможенных пошлин;

. масштабного дерегулирования экономической деятельности.
Благодаря последовательному проведению именно такой политики многие небогатые и слаборазвитые страны становились "рекордсменами" экономического роста и добивались феноменальных результатов в повышении жизненного уровня своих сограждан. Если такая политика будет проводиться в России, кажется, ничто не сможет помешать появлению со временем и российского
"экономического чуда".

Приложение

Указ Президента Российской Федерации

от 29.04.96 г. № 608

"О Государственной стратегии экономической безопасности Российской

Федерации (Основных положениях)"

Цитата (из Государственной стратегии):

I. Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности

Российской Федерации

Государственная стратегия является составной частью национальной безопасности Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в ближайшие три-пять лет.
Государственная стратегия развивает и конкретизует соответствующие положения разрабатываемой концепции национальной безопасности Российской
Федерации с учетом национальных интересов в области экономики.
Цель Государственной стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.
Реализация Государственной стратегии должна создать необходимые условия для достижения общих целей национальной безопасности. В частности, обеспечить:
. защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальный мир в стране и спокойствие в обществе;
. эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов;
. активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России.
Внешнеэкономическая направленность Государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи, недопущении критической засисимости России от зарубежных стран или их сообществ в жизненно важных вопросах экономического сотрудничества.
Несмотря на сложность переживаемого переходного периода, Россия имеет широкие возможности для обеспечения своей экономической безопасности, сохранения политического и военного статуса великой державы. Страна располагает квалифицированными кадрами ученых, инженеров, рабочих, подавляющим большинством видов минерально-сырьевых ресурсов, созданный производственный потенциал способен обеспечить потребности ее дальнейшего развития.
Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Государственная стратегия включает:

1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

2. Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации.

3. Формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация Государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и других.

II. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации


Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской
Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:
. усиление топливно-сырьевой направленности экономики;
. отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;
. низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;
. свертывание производства в жизненнно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;
. снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;
. завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;
. приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;
. рост внешнего лолга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности .

III. Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации

Состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности
Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и праметрами (пороговыми значениями), обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целосность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. Для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации, необходимо учитывать:
1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства.
2. Приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения.
3. Устойчивость финансовой системы .
4. Рациональную структуру внешней торговли .
5. Поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ.
6. Сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений .
7. Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности .
8. Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.

IV. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности

Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональных уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности
Российской Федерации.

1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности

Российской Федерации
Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности
Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.
Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых пропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых).

2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации
Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:
. динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;
. состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;
. способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам ;
. состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;
. качество жизни населения .

3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности

Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:
9. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.
10. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской

Федерации.
11. Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации (конец цитаты).

Литература

1. Материалы Госкомитета РФ по статистике

2. Материалы Центра макроэкономического анализа и прогнозирования ИНП РАН

3. Гусаков Н.П., Зотова Н.А. Национальные интересы и внешнеэкономическая безопасность России. М.: Евразийский регион. 1998.

4. Путь в ХХI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М.:Экономика. 1999.

5. Скопин А. Региональная политика и экономическая безопасность России.

// Вопросы экономики. 1995 №1. С.119-126.

6. Экономическая безопасность: производство, финансы, банки. Под. ред.

Сенчагова В.К. М.: “Финстатинформ”, 1998

-----------------------
[1] В действительности никакой «шоковой терапии» правительство не применяло. «Шок» произошел оттого, что к российской действительности была попытка применения широко известной теоретической доктрины Laissez-Faire
(франц. = «разрешается делать»). Это - доктрина, требующая минимизировать вмешательство правительства в экономику и бизнес. Адам Смит в своей работе
«Богатство народов» (1776 год) описывал Laissez-Faire как «невидимую руку», которая принесет всем максимальное благополучие, если предприниматели будут добиваться прибыли так, как им хочется. Считается, что развитие промышленности Англии в начале 19 века и промышленный рост в Америке в конце 19 века произошли в условиях капиталистического Laissez-Faire. Период
Laissez-Faire завершился в начале 20 века, когда активная демонополизация и регулирование правительством условий предпринимательства и экономики стали нормой. В данной работе следование этой доктрине чаще всего называется
«саморазвивающимся процессом» либо «вульгарным либерализмом».
[2] Между такими авторитетами как Я.Корнаи, Л.Тейлор, М.Эллман и др. по этому поводу сегодня уже наблюдается практически полное единодушие. Не следует, однако, забывать о том, что и в нашей стране не все были готовы согласиться с такого типа либералистским подходом даже в самом его начале.



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать