Динамика валового дохода и издержек производства определяет движение прибыли. Уровень производства, при котором валовые издержки равны валовому доходу, называется точкой перелома.
Деятельность фирмы экономически оправдана при тех объемах производства, которые лежат между точками перелома, так как только в этом случае она получает положительную экономическую прибыль.
В условиях совершенной конкуренции постепенно устанавливается долгосрочное равновесие фирмы. Оно подразумевает отсутствие экономической прибыли у фирм в отрасли и достигается тогда, когда производители могут лишь покрыть свои издержки, включающие среднюю прибыль на вложенный капитал.
Производители могут этого добиться лишь при таком объеме производства, который обеспечивает им минимум затрат на единицу продукции. Если какие-то фирмы функционируют при более высоких издержках, то терпят банкротство и покидают рынок.
Фирмы в монополизированных отраслях могут влиять на цену продукции.
Валовой доход фирмы-монополиста не увеличивается пропорционально росту
произведенной и проданной продукции.
Валовой доход такой фирмы, получаемый при разных ценах на товар, зависит от рыночной кривой спроса на него. Общая закономерность такова, что с ростом объема производства доход фирмы сначала растет, а потом снижается.
Поскольку главная цель фирмы - максимизация прибыли, то фирма должна доводить объем производства только до такого предела, при котором валовой доход растет теми же темпами, что и издержки. Этот уровень производства может быть намного ниже, чем тот, при котором достигается максимальный доход.
В условиях чистой монополии доступ новых производителей в отрасль затруднен и фирма-монополист может длительное время получать экономическую сверхприбыль.
В условиях равновесия рынка совершенной конкуренции цена равняется предельным издержкам. Если такое положение характерно для всех отраслей, то в экономике достигается выпуск оптимального набора товаров и идеальное распределение ресурсов, т. е. обеспечивается оптимальная эффективность распределения общественных ресурсов.
В условиях монополии цена превышает предельные издержки, что указывает на неэффективность данного вида рыночной структуры с точки зрения эффективности распределения экономических ресурсов. Объем производства товара занижен по сравнению с общественной потребностью в нем.
Олигополия — ситуация, когда рынок контролируется несколькими компаниями. При существовании формального соглашения между фирмами, касающегося ценообразования или раздела рынка, она называется картелем, или групповой монополией. Превалируют такие формы олигополии, когда явное соглашение между компаниями отсутствует.
Как и в условиях чистой монополии, сверхприбыль компаний при олигополии в течение длительного времени может поддерживаться за счет ограничения объема выпускаемой продукции.
Отрасль находится в условиях монополистической (дифференцированной) конкуренции, если в ней функционирует множество фирм, но в отличие от условий совершенной конкуренции продукция отрасли не является стандартизированной. Вследствие относительно легкого доступа в отрасли с дифференцированной конкуренцией, фирмы в этих отраслях не могут получать монопольную прибыль длительное время.
Олигополия и монополистическая конкуренция объединены общим понятием несовершенной конкуренции .
А теперь рассмотрим приведенные выше типы рыночных структур более подробно.
1. Чистая (совершенная) конкуренция
Характеризуется большим числом продавцов, конкурирующих между собой,
которые предлагают стандартную, однородную продукцию многим покупателям.
Объем производства и предложения каждым отдельным производителем настолько
незначителен, что ни один из них не может оказывать заметного влияния на
рыночную цену. Цена на однородную продукцию на таком рынке складывается
стихийно под воздействием спроса и предложения. В основе ее лежит
общественная стоимость товаров, которая определяется не индивидуальными, а
общественно необходимыми затратами труда на производство единицы продукции.
При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать
продукт. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для
неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве
продукции, рекламе или стимулировании сбыта.
Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о ценах, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь покупатели осведомлены о ценах и об их изменении. В таком рынке новые фирмы могут свободно входить в него, а существующие - свободно покидать его. Для этого не существует ни законодательных, ни технологических, ни финансовых или других серьезных препятствий. Ограничителем здесь выступает лишь получаемая прибыль. Каждый предприниматель будет производить товары до той точки, в которой цена и предельные издержки не уравняются. До этой точки он будет существовать в данной отрасли, после нее - покидает отрасль, перемещая капитал в ту из них, которая приносит наивысшую прибыль. Это в свою очередь означает, что ресурсы в условиях чистой конкуренции распределяются эффективно.
Следует заметить, что совершенная конкуренция в чистом виде - явление довольно редкое. Однако изучение этой модели рынка имеет важное аналитическое и практическое значение и цель его: изучить спрос с точки зрения конкурентного продавца, понять, как конкурентный производитель приспосабливается к рыночной цене в краткосрочном периоде, исследовать природу долговременных изменений и приспособлений в отрасли, оценить эффективность конкурентных отраслей с точки зрения общества в целом.
Сельское хозяйство ближе всего отражает понятие совершенной конкуренции по определению, совершенная конкуренция наблюдается в тех отраслях, где многие компании производят однородный (стандартизованный) продукт. Покупатели хорошо осведомлены о том, кто пытается продать свое зерно по самой низкой цене. Подобное положение не позволяет отдельной фирме заметно влиять на цену, варьируя выпуск продукции. Фактически в таких отраслях у фирмы нет выбора по какой цене продавать свой товар: она может продавать только по сложившейся цене. Если фермер попытается продать зерно дороже установившейся цены, он не найдет покупателей. Продавать дешевле ему также нет смысла, так как он может продать все зерно по более высокой цене.
Кроме того, новым производителям достаточно легко влиться в такую отрасль, а старым — прекратить свое существование. Многие эмпирические расчеты показывают, что это условие важнее для развития конкуренции в отрасли, чем большое количество компаний в ней. Согласно наблюдениям, возможны ситуации, когда даже при незначительном количестве компаний возможность быстрого прорыва новых производителей на сложившийся рынок чрезвычайно обостряет конкуренцию и не позволяет старым компаниям устанавливать высокие цены.
Ситуация, когда отдельная фирма не может влиять на цену, т. е. воспринимает ее как заданную, означает, что спрос, с которым сталкивается эта фирма, совершенно эластичен, так что крайне малое увеличение цены может привести к полному исчезновению спроса на продукцию фирмы, а крайне малое падение цены — к необозримому росту спроса. Заметим, что выпуск отдельной фирмы крайне мал в сравнении с уровнем предложения и спроса в отрасли, так что увеличение или уменьшение количества произведенной продукции отдельной фирмы не влияет на цену.
Поскольку отдельный производитель не может влиять на цену товара, ему
остается продавать свою продукцию по установившейся рыночной цене. Если
цена тонны зерна на американском рынке составляет 5 долл. за бушель, то
доход отдельной фермы равняется произведению: 5 долл. умножить на
количество проданного зерна. Это означает, что с каждой дополнительной
единицей продукции валовой доход фермера увеличивается на 5 долл.
Следовательно, в условиях совершенной конкуренции валовой доход фермера
прямо пропорционален росту выпускаемой продукции. При объеме производства,
в частности, в 31,6 тыс. бушелей валовой доход фермы составит 5 долл. х 31
600 =158 000 долл.
Издержки сельскохозяйственной фермы изменяются более "замысловато".
Постоянные издержки не зависят от объема производства В нашем примере, на
типичной американской зерновой ферме они составляют порядка 60 тыс. долл.
Это — постоянные издержки, которые, как отмечалось выше, включают в себя не
только издержки на покрытие амортизации зданий и оборудования, не только
сумму процентных платежей по кредитам, но и нормальный доход на собственный
капитал владельца фермы, а также затраты на оплату услуг управляющего
фермой.
К постоянным издержкам добавляются переменные издержки, объем которых прямо связан с объемом производства. Они включают в себя затраты на семена, удобрения, водоснабжение и оплату труда наемных рабочих. При объеме производства в 31,6 тыс. - бушелей валовые издержки фермы составят 140 тыс. долл.
Следует обратить внимание на то, что темпы роста валовых издержек не
совпадают с темпами роста продукции, как было в случае валового дохода.
Сначала издержки растут медленнее, чем объем продукции, затем примерно
одинаково, а в конце и вовсе обгоняют его. Особенно издержки растут, после
того, как уровень производства начинает превышать 25 тыс. бушелей зерна. В
чем же здесь дело? На помощь вновь приходит маржинальный анализ.
Напомним, что предельные издержки (ПИ) равны приросту валовых издержек при увеличении объема производства на единицу. Если производство 25 тыс. бушелей зерна обходится фермеру в 115 тыс. долл, а производство 26 тыс. бушелей — в 120 тыс. долл, то предельные издержки 26-й тысячи равны 5 тыс. долл. Как видно из графика, предельные издержки 27-й тысячи равны уже 7 тыс. долл. (127 - 120).
Экономические исследования показали, на начальном этапе наращивания производства предельные издержки снижаются, а затем начинают возрастать. В чем причина такого поведения предельных издержек? Чтобы это понять, введем еще одно важное различие: возможности фирмы в течение короткого и длительного периодов времени.
Короткий период — отрезок времени, в течение которого фирма не может изменять (увеличивать, или уменьшать) количество всех факторов, используемых в производстве. Так, фирма не может изменять общих размеров своих сооружений, количества машин и оборудования, а в случае сельского хозяйства - и размеров земельных угодий. Это -постоянные факторы производства. Пытаясь удовлетворить растущий спрос, компания обычно нанимает больше рабочих, а также закупает больше сырья.