В 80-х годах обозначилась тенденция к увеличению числа малых
предприятий в Германии. Поэтому правомерно утверждать, что в эти годы,
одновременно с укреплением позиций верхушки монополистического капитала
(данное утверждение ни у кого не вызывает сомнений) в экономике стран
Запада наметился процесс возрастания значения мелких и средних фирм в ряде
областей как материальной, так и нематериальной сферы производства.
Относительно состояния промышленности Германии, хотелось бы привести
следующие цифры. Доля 10 ведущих концернов в общем промышленном обороте со
второй половины 70-х годов до середины 80-х не возрастала, а по экспорту
даже несколько снижалась. Наиболее же наглядной эта тенденция была в США.
Согласно официальным данным с 1980 по 1989 года доля фирм малого
предпринимательства увеличилась с 18% до37%.
В общем, в 70-е - 80-е годы сначала наметилась, а затем еще очевидней стала проявляться тенденция, при которой доля крупнейших компаний в выпуске продукции, инвестициях, обороте и других показателях многих отраслей оставалась стабильной или даже несколько снижалась. Установилось сбалансированное состояние между мелким и средним бизнесом. Этот временный период можно считать звездным часом малого бизнеса, поскольку для предпринимательства все более важной становится быстрая, гибкая, инновационная адаптация внутренней среды и внешних взаимосвязей фирм к возрастающей неопределенности хозяйственной среды. Предприниматели все чаще осознают необходимость использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованности, традиционно царящую в малых фирмах, но и возможности, которые открываются при производственной кооперации: экономия на масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.
2. Проблемы и перспективы украинского предпринимательства.
Рассмотрев опыт Германии и США, можно перейти к вопросу о том, какие же условия необходимы для развития малого предпринимательства в нашей стране.
Может ли малый бизнес стать основой экономики? Или в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий? Для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в Украине экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Сектор малого бизнеса формируется в Украине с 1986-1988 гг. после принятия постановления, а затем и закона о кооперативах. Тогда это была еще квазиформа малого частного бизнеса, но она положила начало развитию негосударственного малого и среднего предпринимательства и до 1992 года наблюдался бурный рост малых предприятий, который резко замедлился. в 1993 году
Потеря административного управления, экономический хаос и
законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные
предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в
чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие
налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету.
Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке
малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных
помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное
положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации
преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
Среди видов деятельности МП до сих пор преобладают розничная торговля
(35 %), промышленность (15 %), строительство (16 %). Тенденции в отраслевом
распределении малых предприятий и кооперативов таковы, что сокращается доля
предприятий, занимающихся производством, а растет доля и , соответственно
значение для нашей экономики, предприятий, занимающихся торговлей,
посредническими услугами, финансовых и страховых компаний, в том числе бирж
и брокеров. Кроме того, существует большое количество предприятий,
зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров
народного потребления, оказания различных услуг ), но тем не менее
занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
Достигнутый к 1997 г. уровень развития негосударственного частного предпринимательства можно оценить как недостаточный по следующим соображениям: составляет 10—15 %, тогда как в развитых странах—от 50 до 80 %; — по объему деятельности (производство товаров и услуг) малый бизнес Украины настолько мал, что не может ни удовлетворить общественные потребности, ни играть роль полноценного рыночного фактора, то есть влиять на достижение рыночного баланса и составить конкуренцию крупным монопольным государственным предприятиям (по числу МП, приходящихся на 10 тыс. чел. населения, Украина в несколько раз отстает от стран Балтии и России, в 10 раз—от Румынии и Словении, в 50 раз— от Польши, Венгрии, Чехии);
— доля работающих в малом бизнесе Украины составляет около 8 % от численности всех работающих, тогда как в странах с рыночной экономикой—не менее 50 %;
— вклад малого бизнеса Украины в создание ВНП составляет 10—15 % по сравнению с 60—80 % в развитых странах.
Что касается внутреннего механизма жизнедеятельности, то малый бизнес не достиг порога «критической массы», при котором начинает действовать эффект саморегулирования и самовоспроизводства.
Рассмотрим причины сложившейся ситуации. В прессе, в кругу специалистов, изучающих малый бизнес, в среде предпринимателей фигурирует перечень, в который входит около двух десятков причин, препятствующих развитию малого бизнеса в Украине. Среди них — несовершенные законы и часто изменяющиеся правила; чрезмерные налоги; узость источников финансирования; неравные возможности в конкурировании с крупным номенклатурным бизнесом; всеобъемлющая коррупция и рэкет; отсутствие поддержки или же препятствование со стороны государства (его органов); неразвитость инфраструктуры (банки, связь, информация и т. п.); профессиональная неподготовленность самих предпринимателей и т. д. Из общих проблем, с которыми сталкиваются бизнесмены всех регионов Украины в своей повседневной деятельности, выделим следующие.
Трудности с регистрацией открытия собственного дела занимают в списках
проблем последнее место. Это отнюдь не означает, что проблемы нет или что
она незначительна. Конечно, за 5 лет массового развития малого бизнеса в
Украине острота ее заметно уменьшилась. Многие желающие начать бизнес уже
располагают необходимой информацией о процедуре регистрации, могут получить
в органах регистрации, у консультантов-индивидуалов или в
специализированных фирмах образцы документов и необходимые советы. Тем не
менее, по затратам времени, денежных средств, нервных усилий действующая в
Украине процедура регистрации предприятия все еще остается громоздкой и
излишне усложненной, особенно по сравнению с той, что действует в развитых
странах.
Опрос начинающих и уже действующих предпринимателей показал, что 75 %
их не первое место среди других проблем ставят дефицит финансов.
Собственных капиталов большинство не имеет, банковские кредиты даются на
2—3 месяца и с высокой процентной ставкой, а других массово доступных
источников финансовой поддержки малого бизнеса в Украине нет. Частные
благотворительные фонды отсутствуют, союзы и ассоциации предпринимателей не
располагают средствами для кредитования малого бизнеса. Известны лишь
четыре потенциально доступных источника выделения финансов: Украинский фонд
поддержки предпринимательства; Государственный инновационный фонд;
средства, выделяемые местными органами власти безработным для организации
своего бизнеса; средства местных органов власти, которые образуются из
отчислений от стоимости приватизированных объектов. Оба центральных фонда
дислоцируются в Киеве, но имеют региональные отделения в областных городах
(фонд поддержки предпринимательства—в 9, а инновационный фонд—в 19
областях). Первый фонд ежегодно получает из государственного бюджета
установленную сумму для кредитования мелких частных предпринимателей;
средства второго фонда образуются из фиксированного процента отчислений,
производимых всеми предприятиями от объема реализации продукции (работ,
услуг). Эти фонды выделяют кредиты предпринимателям как для начала своего
дела, так и под текущее производство, на конкурсных принципах, путем оценки
их бизнес-планов. Однако поступают средства в фонды в недостаточном объеме
и нерегулярно. Инновационный фонд оказывает кредитную поддержку только
проектам, реализующим новые технологии, но его возможности также невелики
относительно потребностей малых предприятий.
В 1993 г. начало действовать положение о выделении ссуд безработным для того, чтобы они могли начать свое дело, но, во-первых, выделяемая сумма недостаточна для этого, а во-вторых, получить ее весьма трудно из-за сложной процедуры оформления.
Последний из четырех названных источников кредитования—средства местных властей, образуемые за счет отчислений от стоимости приватизируемых объектов, — также практически бездействует, поскольку не отработан механизм выделения средств предпринимателям.
Что касается получения кредитов в коммерческих банках, то в качестве их клиентов могут выступать лишь торговые и посреднические организации, но не производственные, а тем более не мелкие, потому что у них нет ни большого уставного капитала, ни дорогостоящих основных фондов и имущества, ни значительного личного имущества, которые могут служить залогом под кредиты. В последние годы расширяют масштабы деятельности в Украине зарубежные и международные финансовые фонды и программы, но они охватывают локальные зоны и поэтому не оказывают существенного влияния на поддержку малых предприятий.
Далее в порядке убывания трудностей назовем проблемы доступа к помещениям и оборудованию (55 % опрошенных), дефицита информации (50 %) и недостатка квалифицированного персонала (46 %). Этот набор проблем типичен для всей Украины.