Предпринимательство: сущность, цель, виды

Предпринимательство: сущность, цель, виды

ПГУ им. Т.Г.Шевченко

Кафедра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по экономической теории

Тема: «Предпринимательство: Сущность,

цель, виды»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 1 курса

Экономического фак-та

103 гр. ф/к:

Терзийский Г.М.

Руководитель:

Малышева С.В.

 

 

 

 

 

 

 

Тирасполь 2003


Содержание






Введение


1. Определение и сущность «предпринимательства»


2. Функции и роль предпринимательской деятельности


3. Виды предпринимательской деятельности


4. Организационно-правовые формы бизнеса


5. Пути совершенствования предпринимательской деятельности

    в ПМР на современном этапе


Заключение


Литература




Введение

 

          Малый бизнес – самая актуальная тема сегодняшних предпринимателей,   как юридических лиц, так и индивидуальных субъектов без образования юридического лица. Это вполне объяснимо, так как малый бизнес во всех областях деятельности может обеспечить более быстрый подъем экономики Приднестровской Молдавской Республики, повысить занятость населения и  реально способствует оперативному выходу из экономического кризиса. В настоящее  время на малых предприятиях республики занято  свыше 1500 человек.

            Одним из первых документов, направленных на установление  правовых основ малого бизнеса, стал Закон ПМР «О предпринимательской деятельности и предприятиях в Приднестровской Молдавской Республике»,  который, начиная с июня 1992 года, определял общие начала предпринимательства в Приднестровской Молдавской Республике, регламентировал права и ответственность субъектов предпринимательской деятельности, обеспечивал общие правовые, экономические и социальные основы организации предприятий при многообразии форм собственности.  Однако в связи с введением    1 мая 2000 года  первой части Гражданского Кодекса ПМР, вобравшего данные функции,  вышеназванный закон утратил силу.

Объективная оценка состоит в том, что малый бизнес в ПМР стал необходимым и неотделимым  субъектом  рынка, быстро заполнив экономический вакуум в таких секторах, как торговля и общественное питание. Исходя из этого, в 2003 году предполагается рост количества малых предприятий  в республике  до  2559  единиц  (2001г. -  2356  единицы),  при  этом среднесписочная численность работников малых предприятий, увеличится на 1280 человек.  Валовой доход от  реализации  продукции  (товаров, работ, услуг) за вычетом налогов и платежей прогнозируется в  объеме 167,7 млн. руб.

      Целью курсовой работы является изучение системы организации бухгалтерского учета на малом предприятии, а также изучение действующей системы налогообложения  субъектов малого предпринимательства ПМР.

      С экономической точки зрения конечная цель курсовой работы – определение получаемой выгоды  в результате осуществления предпринимательской деятельности на территории Приднестровской Молдавской Республики.

         

1.Определение и сущность «предпринимательства»


В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Отправляясь в путешествие торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Хотя во время такого путешествия на долю предпринимателя выпадали различные физические и моральные испытания по его окончании он  был вынужден 75% своей прибыли отдавать купцу(банку). К предпринимателям также относили организаторов парадов, балаганов и представлений. Кроме того, это понятие использовалось применительно к руководителям крупных производственных и строительных проектов. Глава такого проекта ничем ни рисковал – он всего лишь руководил всеми работами по его организации, используя предоставленные ему финансовые, материальные и торговые ресурсы.

            Понятие «предпринимательского риска» получило свое развитие в 17 веке, когда предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции. Поскольку стоимость контракта оговаривалась ранее, размеры прибылей или убытков определяла удачливость самих предпринимателей.      В экономической литературе понятие «предприниматель» впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции изданном в Париже в 1723г., где под ним понимался человек, берущий на себя «обязательство по производству или строительству объекта».

            В качестве научного термина понятие «предприниматель» появилось в работах известного английского экономиста начала 18 века Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.

            Француз К. Бодо пошел дальше Р. Кантильона. Он отмечает, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и знаниями. Другой французский экономист Тюрго считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль – цель успеха предпринимателя, основа развития производства.

            А. Маршалл и его последователи большое внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может быть предпринимателем, выделяя  предпринимательские способности.

            Любая нация гордится плодами деятельности своих пред­принимателей. Но любая нация и каж­дый ее отдельный представитель гордятся и своей прича­стностью к воплощению какой-либо конкретной предпринима­тельской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отно­шений способствует не только повышению материального и ду­ховного потенциала общества, не только создает благоприят­ную почву для практической реализации способностей и талан­тов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохране­нию ее национального духа и национальной гордости.

 


2. Функции и роль предпринимательской деятельности

 

Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни базирующееся на иных принципах организации дела

На сегодняшний день в мире не существует общепринято­го определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансо­вый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым. В американской учеб­ной и научной литературе дается множество и других определе­ний, характеризующих предпринимательство и предпринимате­ля с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения.

Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: "Инди­видуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаг­раждением является полученная в результате предпринима­тельской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, ко­торое он испытывает от занятия свободным предприниматель­ством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.

Ни за рубежом, ни у нас пока еще не создана общеприня­тая экономическая теория предпринимательства , хотя потреб­ность в такой теории давно уже стала весьма насущной. "Три волны" развития теории предпринимательской функции — так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.

"Первая волна", которая возникла еще в XVIII в., была свя­зана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. "Вторая волна" в научном осмыслении предприниматель­ства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. "Третья волна" отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной си­туации, самостоятельность в выборе и принятии решений, на­личие управленческих способностей) и на роли предпринима­тельства как регулирующего начала в уравновешивающей эко­номической системе.

Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к "четвертой волне", появление кото­рой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно — с пе­реходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.

В настоящее время в теоретических исследованиях уделя­ется внимание не только предпринимательству как способу ве­дения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внут­рифирменному предпринимательству, или интрапренерству . Термин "интрапренер" был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и дру­гой термин, производный от первого, — "интракапитал".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать