Акционерные общества создаются двух типов - закрытые и открытые.
Акционерное общество, участниками которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым. Такое акционерное общество вправе проводить подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым.
Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью не имеют принципиальных различий. Разница лишь в том, что акционерные общества формируют уставный фонд путем выпуска акций, владельцы которых могут быть заранее неизвестны. Общества с ограниченной ответственностью создают такой фонд только за счет пайщиков. Если существующие общества начнут выпускать акции, они превратятся в акционерные общества. Понятие «ограниченная ответственность» означает, что пайщик несет ответственность только в размере своего пая. На остальное его имущество ответственность не распространяется, в отличие от кооператива, члены которого отвечают за обязательства всем своим имуществом.
Вклады (акции) участников акционерного общества (товарищества) с ограниченной ответственностью могут переходить от одного собственника к другому только с согласия других собственников (акционеров) в порядке, предусмотренном уставом.
Вклады (акции) общества открытого типа могут переходить от одного собственника к другому без согласия акционеров. Акции этого общества могут свободно продаваться.
Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров. Оно дает возможность реализовать право на управление членов ООО. Количество голосов участников на собрании определяется пропорционально размеру их долей в уставном капитале.
Преимущества:
- возможность мобилизации больших финансовых ресурсов;
- возможность быстрого перелива финансовых средств из одной отрасли в другую;
- право свободной передачи и продажи акций, обеспечивающее существование компании, независимо от изменения состава акционеров;
- ограниченная ответственность акционеров;
- разделение функций владения и управления.
Совместные предприятия. Под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в предприятие с целью получения прибыли. Иностранные инвесторы вправе принимать деловое участие в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами на территории ПМР, а также создавать предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.
Предприятие с иностранными инвестициями создаются и действуют в форме акционерных и других хозяйственных обществ и товариществ, предусмотренных законом на территории ПМР.
Совместное предприятие может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью.
Учредительные документы предприятий с иностранными инвестициями должны определять предмет и цели деятельности предприятия, состав участников, размер и порядок формирования уставного фонда, размер долей участников, структуру, состав и порядок принятия решений, перечень вопросов, требующих единогласия, порядок ликвидации предприятия.
Вклады в уставной фонд оцениваются участниками на основе цен мирового рынка. При отсутствии таких цен стоимость вкладов определяется по договоренности участников.
Для регистрации совместного предприятия предоставляются следующие документы:
- письменное заявление учредителей о регистрации;
- заключение соответствующих экспертиз;
- нотариально заверенных двух копий учредительных документов (учредительный договор);
- нотариально заверенную копию решения собственника имущества о создании предприятия или копии решения уполномоченного им органа, а также нотариально заверенных копий учредительных документов для каждого участника с приднестровской стороны;
- документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банка или иным кредитно-финансовым учреждением;
- выписка из торгового реестра страны происхождения или другого эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения;
Предприятия с иностранными инвесторами вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Некоторые виды деятельности требуют получения лицензии, например, страховое и банковское дело.
Совместные предприятия имеют право создавать дочерние предприятия, филиалы и представительства как на территории ПМР, так и за рубежом.
Иностранные инвесторы и предприятия наделяются землей, имеют право арендовать имущество, приобретать долю участия, акции и иные ценные бумаги на фондовых биржах, участвовать в биржевых сделках в порядке и на условиях, установленных законодательством. Иностранные инвесторы могут участвовать в приватизации государственных и муниципальных предприятий на территории ПМР.
Иностранные граждане могут входить в орган управления предприятия на условиях, определяемых индивидуальными договорами.
Таковы основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. От них следует отличать организационно-экономические формы, характеризующие соглашения между предпринимателями в области организации их деятельности. К основным из них следует отнести следующие:
· Картель – соглашение между предпринимателями одной отрасли о ценах, разделе рынков продукции, долях в общем объеме производства и т. п.;
· Синдикат – объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли, с целью устранения излишней конкуренции между ними;
· Консорциум – объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции;
· Концерн – многоотраслевое акционерное общество, контролирующие предприятия через систему участий.
5. Пути совершенствования предпринимательской деятельности в ПМР на современном этапе
В нашей стране роль малого бизнеса постоянно и неуклонно возрастает. Малое предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как:
-значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья;
-создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;
-ускорить научно-технический прогресс;
-составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.
В своей деятельности малый бизнес сталкивается с очень большим количеством проблем, которые тормозят его развитие. Осознавая всю важность роли, которую играет малое предпринимательство в приднестровской экономике в данный период времени, властные структуры не могут не поддержать предпринимателей.
В реформировании приднестровской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится доминирующая часть.
В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах приднестровской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в ПМР насчитывалось 8 тыс. малых предприятий, на которых было занято 1,2 тыс. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости – 1,3 тыс. человек.
В развитии малого предпринимательства за последние годы наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так и количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло уже снижение их числа на 2,2%.
Главные проблемы малого предпринимательства - это проблемы макро-уровня, и они возникают у любого предприятия на любом этапе развития. К ним относятся:
1) Несовершенство законодательства:
¨ нестабильность законодательной базы - происходит постоянное изменение правил деятельности малых предприятий. Предпринимателям приходится постоянно самостоятельно отслеживать все изменения и накапливать всю информацию о действующей в любой момент времени редакции законов;
¨ существенные законодательные пробелы:
- дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности;
- неотработанность процесса купли-продажи;
- отсутствие должного законодательства о земле;
- внутренняя противоречивость законов.
¨ невыполнение уже имеющихся законов. Пример: предусмотренные налоговые льготы научным организациям и льготы аспирантам и докторам не введены в действие в установленном порядке. Не работает система аккредитации научных организаций и аттестации, также предусмотренных законом.
2) Несовершенство налоговой системы.
Несовершенство налоговой системы имеет отрицательное влияние на малый бизнес. Уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для МП ограничен. По некоторым оценкам Госкомстата совокупные изъятия в Консолидированный бюджет ПМР, бюджеты субъектов ПМР и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а некоторых случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов - ведение двойной бухгалтерии, уход в "теневой" бизнес и пр.
При этом весьма серьезны проблемы, связанные с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. В ситуации, когда вопросы налогообложения регулируются сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники налоговых органов могут толковать все неясности и двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета.
3) Несовершенство финансово-кредитной системы.
Для поддержки МП денежные средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования отдельных проектов и программ МП.
Однако, проведенные проверки показали низкую эффективность использования средств, выделенных Фондом для развития МП. Механизм использования данных средств не дал должного эффекта из-за отсутствия четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи не целевого использования государственных средств.
4) Безопасность деятельности предприятия.
Развитие рынка в ПМР характеризуется целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона:
* невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора в части ее оплаты;
* невыполнение своих обязательств поставщиками;
* произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничение товародвижения и т.п.
* утечка информации из коммерческих банков.
Ориентация на устранение вышеперечисленных фактов позволит устранить сегодняшние «барьеры» на пути развития малого бизнеса, и предпринимательства в целом.
Заключение
Подводя итог можно сделать общие выводы: Для успешного развития малого бизнеса в ПМР необходимо наметить определенные краткосрочные и долгосрочные перспективные меры, суть которых заключается в разработке нормативно-правовой и законодательной базы; улучшении координации всех государственных, негосударственных организаций, способствующих развитию малого и среднего бизнеса; формировании эффективной инфраструктуры малого и среднего бизнеса; упрощении порядка получения разрешительных документов; облегчении доступа к финансовым средствам.
Однако в реальном секторе экономики республики малый бизнес за исключением небольшого количества предприятий, не получил своего развития. Поэтому для активизации малого предпринимательства, создания конкурентной среды, насыщения внутреннего рынка товарами и услугами, роста доходной части бюджета и занятости населения, повышения доли производимой малыми предприятиями продукции в валовом внутреннем продукте, стабилизации и укрепления экономики необходима действенная государственная поддержка малого предпринимательства.
В целях создания правовых, экономических и организационных условий развития малого предпринимательства и разработки механизма его государственной поддержки разработана Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Приднестровской Молдавской Республике, которая предусматривает реализацию следующих мер:
1. Создание субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: Центр развития и поддержки предпринимательства при Министерстве экономики; создание государственных и общественных организационных структур для эффективной поддержки предпринимательства.
2. Создание координационного экспертного совета по развитию малого предпринимательства, состоящего из представителей министерств и ведомств в целях координации усилий, выработки и осуществления единой политики по поддержке малого предпринимательства в Приднестровской Молдавской Республике.. Проведение Республиканского конкурса "Лучший предприниматель года".
Для развития производственной и инновационной инфраструктуры малого и среднего бизнеса необходимы соответствующая кадровая база, высокоэффективные формы отбора и подготовки предпринимателей и государственных служащих с применением современных тренинговых методов, использованием различных форм организации бизнеса.
Важным экономическим рычагом, способствующим эффективному развитию малого предпринимательства, может выступать и финансовый лизинг. Возможность получения в лизинг не только денежных средств, но и оборудования, машин позволит субъектам малого и среднего предпринимательства решать проблемы финансирования и залогового обеспечения такого финансирования.
Для дальнейшего успешного развития малого и среднего предпринимательства необходима активизация государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. В этих целях необходимо:
-провести реструктуризацию финансовой системы;
-усовершенствовать институциональные преобразования по аккумулированию и объединению финансовых ресурсов с целью увеличения эффективности мероприятий и улучшения контроля;
-расширить и активизировать информационное обеспечение о выгодных источниках финансирования.
Реализация программ инвестиционной поддержки МСБ может иметь двоякое обоснование. Во-первых, содействие развитию малого предпринимательства является эффективным средством решения социальных проблем, прежде всего проблемы занятости. Во-вторых, важность развития МСБ с точки зрения эффективности использования ресурсов. Средства, выделяемые МСБ, должны рассматриваться как инвестиции, способные принести дополнительную прибыль.
На формирование и развитие малого и среднего бизнеса, выбор организационно-правового статуса особое влияние оказывает так называемый «налоговый климат», создаваемый совокупностью законов и правил, регламентирующих уплату налогов в ПМР.
Динамика развития малого и среднего бизнеса и выбора форм хозяйствования в связи с изменением форм налогообложения фиксирует тенденцию его неустойчивости, которая проявляется не только в низкой величине прибыли из-за изменения налогообложения, но и в специфическом жизненном цикле функционирования предприятий малого бизнеса.
Опыт развитых стран говорит о том, что жизненный цикл малых предприятий различен и зависит от многих факторов. Одна из главных причин прекращения существования малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие практического опыта.
То же самое происходит в нашей республике, где, несмотря на значительное число ликвидированных малых и средних предприятий, количество вновь созданных достаточно велико. Надо отметить, что ликвидация фирм, относящихся к малому и среднему бизнесу, не всегда означает их банкротство вследствие недостаточности остающихся в распоряжении фирм средств из-за высокого процента изъятия прибыли.
По-моему мнению, во-первых, освобождение от налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса в условиях переходной экономики не стимулирует развитие этих форм, а наоборот, тормозит и способствует консервации предприятий малого и среднего бизнеса без дальнейшего расширения и развития, не говоря уже о модернизации и внедрении новых технологий в производство; во-вторых, установление более высоких ставок будет препятствовать привлечению инвестиций в экономику ПМР и сдерживать развитие малого и среднего бизнеса, а применение более низких ставок отрицательно скажется на бюджете республики.
Литература:
1. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М., 1991.
2. Анисимова Т. Буев В. и др. Проблемы малого бизнеса глазами препринимателей. //Вопрсы экономики.1994г. №11.
3. Бусыгин А. Предпринимательство : Основной курс . ,1997 -М.,1997
4. Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. Вопросы экономики . 1996 . -№7 .
5. Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит . 1997 . -№1 .
6. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия . - М., 1996
7. Иващенко А. А. Товарная биржа. - М., 1991.
8. Камаев В. Д. Экономика и бизнес. –М., 1993.
9. Карлоф Б. Деловая стратегия. -М., 1991.
10.Котлер Ф. Основы маркетинга. -М„ 1990.
11.Курс экономики : Учебник . Основы предпринимательства . - М.,1997
12.Кадзума Татеис и. Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнесмена. -М., 1990.
13.Паловкин П.,Савченко В. Проблемы определения экономической сущности и содержания предпринимательства . Вестник МГУ , сер.6, Экономика . 1996 . - №2.
14.Прохоров В. Развитие малого бизнеса // Экономика и жизнь . 1996 . -№34 .
15.Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России (спецкур ) // Российский экономический журнал . 1997 . - №5-6,7.
16.Шумпетер И. Теория экономического развития. -М., 1982 с.
17.Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. вып. 1. М., гл. 1, с.