Виды предпринимательской деятельности.
Существует несколько видов предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая (торговая), финансовая, страховая, посредничество.
Производственное предпринимательство – самый трудный вид деятельности, потому что для производства любого товара или услуги нужны основные и оборотные средства.
Основные средства производства: здания, сооружения, оборудование, станки, машины, транспортные средства и т.д. Они используются длительное время. Если у предпринимателя основных средств нет, то их надо приобрести или арендовать на время. Для этого ему нужны деньги. Сколько – зависит от вида и количества необходимых для производства основных средств и цен на них. Оборотные средства: сырьё, материалы, полуфабрикаты (т.е. готовые составные части, которые будут использоваться при изготовлении товара, шурупы, гайки пуговицы и т.д.). Сумма денег на материалы определяется их количеством, необходимым для производства продукции, и ценами по которым они приобретаются. Поэтому предприниматель должен организовать своё производство так, чтобы доход, получаемый от продажи товара, покрывал затраты на содержание основных средств, расходы на покупку материалов и приносил прибыль.
Торговое предпринимательство – деятельность, связанная с куплей – продажей товаров.
Коммерция – торговля, коммерсант – человек, занятый торговлей. Предприниматель – коммерсант закупает товар у обладателя товара, чаще всего у производителя. Товар для коммерсантов является основным фактором бизнеса. Доход он получает от продажи товара, купленного или взятого у производителя для реализации под проценты.
Финансовое предпринимательство – особый вид деятельности, объектом купли – продажи являются деньги, иностранная валюта, ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты). Суть финансовой предпринимательской деятельности состоит в том, что предприниматель приобретает основной фактор 9деньги, валюту, ценные бумаги) за определённую сумму у обладателя денежных средств. Затем приобретённые средства продаёт покупателям за плату, превышающую первоначальную , в результате чего образуется доход.
Посредничество – специфический вид предпринимательской деятельности, тесно примыкающий к другим видам, он является составной частью производственного, финансового и коммерческого предпринимательства. Посредничество характеризуется тем, что посредник сам не производит, не торгует товарами, валютой т др. Он стоит между производителем или продавцом с одной стороны и покупателем с другой, соединяя их в одно цепь предпринимательской сделки.
Объектом купли – продажи является информация, которую посредник получает от производителя (продавца) и передаёт покупателю. За так называемую услугу он получает вознаграждение по договорённости или установленным нормам. Этот вид деятельности чаще относиться к услугам.
Страховое предпринимательство. В советской экономике существовало только государственное страхование. С переходом к рыночным отношениям возник страховой рынок, на котором находит себе место страховое предпринимательство, включающие добровольные формы имущественного страхования, личного страхования здоровья и жизни, риска, ответственности. Здесь предприниматель выступает в качестве продавца страховых услуг, предлагает лично или через посредников – страховых агентов – приобрести услуги потенциальному покупателю. Объектом предпринимательской деятельности становиться страховая услуга, которая продаётся за определённую плату. Страховщик выдаёт страхователю документ, страховое свидетельство в виде договора о страховании, т. е. страховку. Документ удостоверяет право покупателя страховой услуги или его наследников в случае потери страхователем здоровья, имущества, жизни получать от страховщика денежную компенсацию потерь. Предоставление страхового документа, гарантирующего компенсацию потерь и есть страховая услуга, которую оказывает предприниматель покупателю.
Предпринимательство может иметь и отрицательные последствия. При несовершенстве законодательной базы оно способствует формированию отрицательных качеств человека: жадности, эгоизма, агрессивности, а также усилению криминогенной обстановки. Особо опасно предпринимательство, которое ведут различные мошенники, воры. Предпринимательство как стремительный поток. Он может вращать турбины, давать свет и тепло, а может разрывать берега, сносить плотины, принося миллионам людей страдания и убытки.
VII. Нормативная база предприятия.
Для открытия своего дела и регистрации предприятия необходимы следующие документы: Устав предприятия, Учредительный договор, юридический адрес предприятия, расчётный счёт банка, печать и угловой штамп предприятия, товарный знак. Предприятие должно быть зарегистрировано и внесено в товарный реестр. Реестр фирмы – книга учёта зарегистрированных предприятий. В России предприятия регистрируются в местных органах власти или в администрации города.
Юридический адрес – адрес, на который регистрируется предприятие. Он указывается в реквизитах при заключении договоров, переписке и прочих случаях. Адрес может служить квартира одного из учредителей предприятия, арендуемое помещение, местонахождение организации, при которой создано предприятие и т.д. Расчётный счёт банка открывается в любом выбранном учреждении банка по месту нахождения предприятия, его филиалов и представительств. Для открытия счёта необходимы следующие документы: Устав (копия утверждённого Устава предприятия), решение органа власти о регистрации Устава, карточки с образцами подписей и оттиска печати (в 2-х экземплярах), заявление на открытие счёта. Печать и угловой штамп. Разрешение на печать и угловой штамп выдают органы МВД. После получения разрешения обращаются на гравёрную фабрику с эскизами и гарантийным письмом об уплате за изготовлением печати и штампа.
Товарный знак – оригинально оформленное графическое, буквенное или иное обозначение, которое служит для отличия товаров или услуг одних предприятий от однородных товаров других предприятий.
Устав предприятия разрабатывается самими предпринимателями и утверждается на общем собрании. В Уставе указываются: вид предприятия, его наименование, местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления, их компетенция, порядок образования имущества предприятия и его выкупа, распределение прибыли, условия реорганизации и прекращения деятельности. В него могут включаться сведения о предполагаемой численности работающих и объёме реализации. Устав предоставляет отношения между будущим предприятием и обществом. Разработка его трудная и кропотливая работа, т.к. он является главным законом, по которому будет работать предприятие. Устав – это свод правил и положений, устанавливающих порядок деятельности предприятия. Требования, предъявляемые к Уставу: ни одно из положений не должно противоречить действующему законодательству того государства, на территории оно расположено; все разделы должны быть написаны ясно, чётко, не вызывать разногласий.
Структура и содержание устава разрабатываются самими предпринимателями или учредителями, и они могут быть разными в зависимости от рода деятельности целей предприятия.
Учредительный договор определяет отношения между членами коллектива внутри предприятия. Это правовой документ, в котором отражаются основные правила управления предприятием, права и обязанности учредителей, условия распределения прибыли, разрешение непредвиденных обстоятельств, прекращение договора. Он разрабатывается самими учредителями предприятия. Возможны следующие варианты: учредитель – юридическое лицо; учредитель – физическое лицо; учредитель – юридическое и физическое лицо.
Учредительный договор состоит из следующих общих разделов:
1) Правовые документы, позволяющие создавать предприятие. Цели и задачи; его наименование; юридический адрес.
2) Статус предприятия.
3) Предмет деятельности.
4) Уставной фонд.
5) Обязанности учредителя.
6) Обязанности предприятия.
7) Ответственность по обязательствам
8) Нормативы и лимиты: а) отчисления в фонд; б) отчисления от прибыли в пользу учредителей.
9) Права учредителей.
10)Права предприятия.
11)Управление.
12)Ответственность сторон.
13)Порядок разрешения споров.
14)Условия прекращения договора.
15)Срок действия договора.
VIII. Менеджмент в деятельности предприятия.
Менеджмент – система управления производством, принимаемая с целью повышения его эффективности и получения прибыли. Он является, прежде всего, процессом управления людьми, которые осуществляют производственно – экономическую деятельность в условиях рынка. Главной целью менеджмента – получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей. Поэтому не всякое управление является менеджментом. Управление процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации предприятия, руководства, фирмы.
Основные задачи менеджмента:
1) постановка целей (определение цели управления);
2) планирование (разработка плана управления);
3) организация (структура управления);
4) контроль (выполнение контроля управления);
5) мотивация (заинтересованность работников фирмы в успехе начатого дела);
6) коммуникация (отношения между членами фирмы).
IX. Маркетинг в деятельности предприятия.
Маркетинг – это не просто торговля. Суть его в том, что производители сначала должны выяснить потребности людей, потом на основе этого знания и создавать товар, как можно полнее удовлетворяющий эти потребности. Главная задача маркетинга – гибкое и постоянное реагирование на изменение рынка, а значит, на изменение условий сбыта продукта. Маркетизация – применение, внедрение маркетинга в предпринимательскую деятельность. Процесс управления маркетингом включает:
1) анализ рыночных возможностей;
2) отбор целевых рынков или сегментов;
3) разработку комплекса маркетинга;
4) претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.
Анализ рыночных возможностей является отправной точкой маркетинговой деятельности. Руководству фирмы (предприятия) необходимо знать, как следует выявлять и оценивать эти возможности. Для этого нужно провести тщательную оценку текущего и будущего спроса, и не только: нужно принять меры чтобы сформировать спрос на свой товар. Средством достижения этой цели является: дизайны, функциональные и эстетические свойства товара, реклама, потребительский кредит, совершенствование ассортимента и качества продукции, торговое обслуживание – обходительность, вежливость персонала.