Предпринимательство в России
смотреть на рефераты похожие на "Предпринимательство в России"
МАТИ - Российский Государственный Технологический Университет
Реферат по предмету «Основы Предпринимательства» на тему:
Предпринимательство в России
студента гр. 6МП-III-49
Горбатова Михаила
Проверил:
Москва 2000 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………стр. 2
Исторические предпосылки предпринимательства в России и тенденции его развития в рамках современной экономической ситуации
………………………………………………………………….стр. 2
Заключение …………………………………………………………….стр. 18
Список литературы .…………………………………………………..стр. 18
Введение
Исследование истории русского и российского предпринимательства его
культурно-исторических предпосылок, получившее новый импульс в связи с
реформированием экономики современной России и развитием
предпринимательской деятельности, позволяет глубже понять истоки, причины и
последствия социально-экономических трансформаций, оценить их влияние на
общество. Взаимосвязь и взаимодействие экономики и государственной политики
очевидны. Общее состояние этих взаимоотношений – это фактор, который самым
наглядным образом отражается в развитии предпринимательства. Российской
экономической среда имеет ряд отличительных особенностей, обусловленных
уникальными чертами русского характера, одни из которых формировались на
протяжении веков, а другие появились лишь в последние время в условиях
открытого рынка. В этой работе я хотел бы показать влияние особенностей
этой среды на развитие предпринимательской деятельности в России, и
перспективы этого развития. Мне кажется, что эта исследование актуально,
поскольку в последние время, при проведении экономических преобразований
все меньше берутся в расчет не только культурные и исторические традиции
Российского общества, но даже и современная психология общественного
сознания. Безусловно, существуют проверенные временем устойчивые
экономические модели, но они не применимы, если они не адаптированы к
конкретной стране с ее традициями и сформировавшимся под влиянием этих
традиций настоящим. В этой работе я постарался наглядно показать, как
теоретически правильные теории развития предпринимательства искажались при
попытке их применения к Российской действительности.
Исторические предпосылки предпринимательства в России и тенденции его развития в рамках современной экономической ситуации
В России сейчас идет процесс формирования слоя предпринимателей, претендующего на ведущую роль в рыночной экономике. Процесс этот протекает противоречиво и сложно, что вызывается многими обстоятельствами.
Прежде всего, в России исторически сложилось отрицательное отношение к предпринимательству. Считалось, что основные характеристики предпринимателя, собственника, делового человека - прагматический склад ума, расчетливость, рациональность, материальный интерес, выгода и. т. д. противоречат этическим ценностям русского народа. Прагматический человек всегда вызывал презрительное отношение русской интеллигенции, что отражено в русской классической литературе.
Новые капиталистические отношения не стали тогда органической частью
национальной хозяйственной системы, сохранявшей в значительной мере свой
традиционный облик. Подавляющее большинство населения оказалось фактически
не включенным в процессы капитализации страны. Вхождение населения в рынок
отставало от темпов роста самого рынка и масштабов обогащения новой элиты.
Слой крупных предпринимателей оторвался от своих социальных резервов.
Крупный предприниматель и в начале XX века оставался одинокой фигурой, не
вызывающей симпатий и не имеющий общественной поддержки не только за
пределами своей среды, но часто и внутри ее. Именно социальная изоляция в
обстановке общенационального кризиса, отсутствие поддержки в народных низах
парализовало капиталистическую альтернативу в стране.
Опыт предпринимательской деятельности того времени показывает, что процесс капитализации должен быть эволюционным, стимулирующим и поддерживающим, но никак не форсирующим естественное развитие рыночных отношений. Он не должен насаждаться в жизнь силой, применение которой к решению чисто экономических задач, кстати, стало отличительной чертой ближайшей отечественной истории.
В СССР предпринимательство официально рассматривалось в негативном аспекте, полностью несовместимым с плановой экономикой. Такая установка в действительности часто не совмещалась с практикой. Последняя не могла вписаться в жесткие рамки всеохватывающего плана, и для его же выполнения предприимчивым хозяйственникам то и дело приходилось проявлять инициативу, стремиться к нововведениям, к нетрадиционным подходам. Но мытарства, которые приходилось переносить рационализаторам, беспокойным хозяйственникам, сопротивление, которое они встречали в бюрократических кругах, подавляли предпринимательскую активность. А частное предпринимательство в сколько-нибудь крупных размерах вообще считалось уголовно наказуемым преступлением.
Здесь так же сразу же необходимо подчеркнуть, что условия для возрождения предпринимательства в России существенно отличаются от тех, в которых развивалось предпринимательство на Западе, где принципы экономической свободы, конкуренции, частной собственности и индивидуализма формировались на протяжении столетий. Дело в том, что формирование российского предпринимательства началось в весьма неблагоприятных экономических и социально-политических условиях. Главные среди них - разрушение механизмов государственной власти; углубление экономического кризиса с общей утратой управляемости народным хозяйством, банкротством старого хозяйственного механизма и отсутствием нового; ошибки в определении направлений и способов реализации экономической политики; разрыв хозяйственных связей внутри страны, а также с бывшими союзными республиками и странами, ранее входившими в СЭВ. Все это в совокупности с другими факторами мешает становлению предпринимательства, деформирует его природу, сковывает реализацию имеющихся творческих, экономических и социальных ресурсов.
В последние несколько лет ситуация изменилась. Формирующийся класс предпринимателей стал пользоваться поддержкой государства. Однако щедрое предоставление прав и возможностей пока не подкрепляется механизмами их реализации. Отсутствие продуманных шагов в этом направлении прикрывается популистскими лозунгами о приватизации, о формировании класса собственников. Все это означает необходимость создания условий для формирования и расширения социальной базы реформ - экономически активного слоя населения, всемерного укрепления предпринимательских начал, особый упор, при этом делая на их конструктивность.
Предпринимательство как сложное и многообразное социально-экономическое явление прошло исторически длительный этап своего становления. На протяжении нескольких столетий вырабатывались самые целесообразные типы и формы предпринимательской деятельности. Это нашло отражение в определении ее сущности. Форма предприятия оказывает прямое непосредственное воздействие на характер и масштабы привлечения капиталов.
В процессе формирования предпринимательских структур в настоящее время можно выделить две главные тенденции. Первая: преобладание государственных структур, отличающихся негибкостью и слабой степенью приспособляемости к изменяющимся условиям рынка, а также ограниченных в финансовых средствах. И вторая: возникновение и развитие предпринимательского сектора, более гибкого и быстро приспосабливающегося к изменяющемуся рыночному спросу.
Между тем, осуществление предпринимательства возможно лишь при наличии определенной предпринимательской среды, под которой понимается общественная экономическая ситуация, включающая в себя степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, степень доступа к возможности формирования предпринимательского капитала, возможность использования необходимых ресурсов. Как конституционная организация, способная использовать определенные сочетания ресурсов для производства товара, принимать решения, создавать новшества и идти на риск - предпринимательство является типичным проявлением сущностных черт рыночной экономики. В свою очередь, переход к рынку немыслим без развития предпринимательства в самых разнообразных ею видах и формах. Естественно, что степень цивилизованности и эффективности предпринимательства находится в прямой зависимости от характера и структуры макросреды своего функционирования.
Базовым свойством предпринимательства является экономическая свобода
хозяйствующего субъекта, то есть наличие определенной совокупности прав,
гарантирующих автономное, самостоятельное принятие решений по поиску и
выбору вида, формы и сферы активности, методов ее осуществления,
использование продукта и дохода, приносимого данной деятельностью.
Показателем степени экономической свободы предпринимательства является
число вновь появляющихся (в течение какого-то определенного временного
периода) самостоятельных (независимых) предприятий.
Для развития предпринимательства необходимой является конкурентная
среда - наличие большого числа производителей - продавцов одинаковой по
своему функциональному назначению или взаимозаменяемой продукции.
Конкуренция, по общему признанию, является ключевым звеном в
функционировании рынка и рыночной экономики в целом. Под конкуренцией в
рыночном хозяйстве понимается экономический процесс взаимодействия,
взаимосвязи и борьбы собственников товаров и услуг за наиболее выгодные
условия производства и реализации. Это предполагает отсутствие монопольного
производства, препятствующего развитию конкуренции. Роль конкуренции в
формировании предпринимательства состоит в выявлении наиболее
результативных, эффективных путей развития путем сравнения, отбора лучших
способов деятельности.
В условиях конкуренции происходит жесткая проверка идей и личных
качеств предпринимателей, уровня их образованности, способности верно
ориентироваться в окружающем мире. И на вершину поднимаются лишь те, кто
умеет правильно понять и, верно оценить и удовлетворить общественные
потребности. Таких оказывается немного. Большинство из огромного числа
новых предприятий, как правило, терпит неудачу и исчезает. Одни объявляют
себя банкротами, другие самоликвидируются, когда становится ясно, что
надежды па успех не сбудутся. Но достаточное число предприятий работают
успешно, создавая новые рабочие места, новые области деятельности и новую
добавленную стоимость, в которой нуждается современная экономика.
Предпринимательство и конкуренция - это звенья одной цепи.
Однако не следует особенно полагаться на естественность и независимость процессов формирования конкурентных отношений и развития предпринимательства. Об этом ярко свидетельствует хозяйственная практика развитых стран. Например, высококонкурентная среда Японии насквозь пронизана государственной регламентацией. Поддержание конкуренции требует непосредственного, а порой жесткого воздействия государственных органов на субъекты предпринимательской деятельности. Это обширная проблема, решение которой требует всестороннею регулирования экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности и организационно-правовых форм предпринимательской деятельности; ясную и четко ориентированную антимонопольную политику; определение локальных естественных монополий и механизма государственною контроля и регулирования их деятельности.