Предприятие, цели создания и принципы функционирования. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
p> Эта концепция предложена Коузом, с его точки зрения фирма ничто иное как система долгосрочных контрактов предпринимателей и потребителей, оговаривающих основные принципы совместной деятельности, которые затем детализируются в процессе хозяйственной практики. Внутри фирмы, как, впрочем, и внутри предприятия, законы рынка не действуют, хотя фирма работает на рынке по рыночным законам. Фирма - это преодоление недостатков рынка, снижающих эффективность работы индивидуальных предпринимателей поодиночке, относительно обособленно.

В макроэкономику подробный анализ работы предприятия как такового не входит. В макроэкономике предприятие, как и фирма, рассматриваются как независимые хозяйствующие субъекты, принимающие решения в своих интересах, но учитывая особенности внешнего окружения. Производственные процессы, движение ресурсов не имеют важного значения, рассматривается только изменение поведения хозяйствующих субъектов в зависимости от изменения условий рыночной конъюнктуры. Предприятие и фирма рассматриваются как чёрный ящик, в который поступают ресурсы, а выходят материальные блага, предназначенные для реализации на рынке.

Таким образом, с макроэкономической точки зрения нет принципиальной разницы между предприятием и фирмой, важна совокупность хозяйствующих субъектов, производящих товары и услуги, которые составляют общественный продукт, динамика которого и подвергается анализу.

Укрупненный подход к предприятиям может казаться неоправданным только на первый взгляд. Макроэкономика изучает состояние национальных экономик и мирового хозяйства в целом и разрабатывает рекомендации по стабилизации экономики или ускорения роста экономики для государства, если это необходимо. Основы макроэкономического анализа были заложены в 1936 году в работе "Общая теория занятости, процента и денег" Джона Мейнарда Кейнса.

Дж.Кейнс отказывается от принципа идеального саморегулирующегося рынка. Поскольку рыночная система сама не в состоянии обеспечить эффективный спрос (фактически это одно из фиаско, провалов рыночного хозяйства), следовательно, делает вывод Кейнс, государство должно его стимулировать посредством кредитно-денежной и бюжетной политики. Во время кризисов государство должно активно помогать населению обеспечивая социальные выплаты и организуя новые рабочие места тем самым, расширяя рынок сбыта для производителей, что создаёт предпосылки выхода экономики из кризиса. Финансирование эффективного потребительского спроса с точки зрения
Дж. Кейнса может происходить и дефицитно, т.е. за счёт эмиссии.

Таким образом, государство решает проблему расширения поля деятельности фирм и предприятий, для чего не обязательно должно сопровождаться подробным изучением процессов, происходящих внутри предприятий, внутренняя организация предприятий и перестройка происходящих на предприятиях процессов, с тем чтобы можно было бы использовать открывающиеся возможности - дело хозяев предприятий и их управляющих, а не государства.

Микроэкономика рассматривает предприятие с точки зрения собственника, желающего максимизировать прибыль. Рассматривается именно работа отдельного предприятия, если необходимо, то в дальнейшем результаты анализа обобщаются в масштабах фирмы. В рамках микроэкономики проводится анализ точки безубыточности, запаса финансовой прочности, исследуется предельная производительность ресурсов предприятия, эффект масштаба, в рамках этого подхода определяется эффективность использования капитала предприятия.

В микроэкономике важно не просто наличие предприятия как некоторого аморфного, неизученного субъекта хозяйствования, а как вполне конкретного субъекта хозяйствования с его сложившимися рынками сбыта уровнем издержек постоянных и переменных, объёмами производства.

Основы теории фирмы заложены в XIX веке Альфредом Маршаллом, в 1890 году вышла его книга "Принципы экономики". Анализ деятельности предприятий
А. Маршалл производил, прежде всего, с позиций субъективных оценок хозяйствующих субъектов. В анализе использовалась концепция факторов производства позже дополненная анализом предельной производительности факторов производства. Фактически "Принципы экономики" - анализ субъективных принципов функционирования предприятия

Модели, построенные А. Маршаллом, являлись статичными, позже аналогичные модели стали использоваться для прогнозирования уровня издержек предприятия при заданных условиях, т.е. в зависимости от того или иного сценария развития рыночной ситуации, фактически эти модели нашли применение в перспективном анализе работы предприятия.

При всём различии макро- и микроэкономики эти две дисциплины объединяет то, что предприятие рассматривается как историческая данность, всегда существовавшая и возникающая в любой момент по желанию предпринимателя.

Помимо макро- и микроэкономического подхода к предприятию существует ещё и политэкономический, рассматривающий предприятия как историческую категорию, существующую только при определённом способе производства. И являющееся [предприятие] исторически определённой формой организации общественного производства - капиталистической формой. Предприятие рассматривается только с точки зрения механизма обращения и воспроизводства капитала, включая производство прибавочной стоимости, а так же анализируется процесс использования рабочей силы на капиталистических предприятиях, были выделены проблемы чрезмерной интенсивности использования трудовых ресурсов, обеднение, примитивизация процесса труда, ведущего к деградации личности.

С полиэкономической точки зрения промышленное предприятием является особое исторически определённая экономическая форма хозяйственой единицы, при которой предприятие обладает относительной экономической обособленностью от других хозяйственных единиц и от всего общественного производства, которая развивается по мере развития производительных сил и радикально преобразовалась в XX веке.

Основные признаки предприятия:
1. Относительная экономическая обособленность: наличие частного интереса у владельца предприятия; обособленный кругооборот капитала (по отношению к другим предприятиям и по отношению к национальной экономике в целом); наличие обособленного трудового коллектива, состав которого с течением времени может изменяться.
2. Форма связей предприятий - товарный обмен произведёнными продуктами в товарной форме.
3. Основной принцип деятельности предприятий - коммерческий расчёт, предприятие должно соизмерять затраты на производство и результат
(прибыль).

Предприятие как субъект предпринимательской деятельности.

Современное состояние рыночной экономики характеризуется развитием разнообразных форм предпринимательства, где ведущая роль принадлежит фирмам
(предприятиям) и их объединениям.

Предприятие как хозяйствующий субъект наделяется правом юридического лица

Признаки юридического лица:
- имеет обособленное имущество;
- отвечает этим имуществом по своим обязательствам;
- может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права;
- несет обязанности;
- выступает в качестве истца и ответчика в суде;
- имеет самостоятельный баланс или смету.

Юридические лица могут быть двух типов:
- преследующие в качестве основной цели извлечение прибыли из своей деятельности. Такие организации являются "коммерческими";
- не преследующие в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Такие организации признаются "некоммерческими". Это фонды, т.е. не имеющие членства организации, учреждаемые гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные и общественно-полезные цели.

Предприятий существует великое множество и все предприятия можно разделить по отдельным признакам на группы, т.е. классифицировать.
I Классификация предприятий по характеру капитала, на основе которого функционирует предприятие (форме собственности):
1. Единоличные частные предприятия
2. Частные коллективные предприятия
3. Смешенные предприятия
4. Государственные предприятия
II Классификация предприятий по организационно-правовой форме:
1. Индивидуальные частные предприятия
2. Полное товарищество
3. Командитное товарищество(товарищество на вере)
4. Общество с ограниченной ответственностью
5. Общество с дополнительной ответственностью
6. Производственный кооператив
7. Открытое акционерное общество
8. Закрытое акционерное общество
9. Муниципальное унитарное предприятие
10. Государственное унитарное предприятие
III Классификация предприятий по размеру:
1. Мельчайшие предприятия - мелкотоварное производство, характерная черта такого рода предприятия - участие собственника средств производства в процессе производства своим трудом. В ряде стран сохранились ремесленные мастерские. Численность таких предприятий до 10 человек.
2. Мелкие предприятия численностью 10 - 50 человек.
3. Средние предприятия. Размер среднего предприятия существенно колеблется в зависимости от страны, в которой работает предприятие. Например, в Японии средним считается предприятие с численностью работников 50 - 300 человек,
Великобритании: 50 - 200 человек, в некоторых Скандинавских странах численность персонала на средних предприятиях может доходить до 100 человека.
4. Крупное предприятие, как правило, акционерное общество, численностью более 500 человек.
Следует отметить, что размер предприятия также зависит от сферы его деятельности, предприятия с одной и той же численностью персонала, но, относящиеся к разным сферам деятельности, могут иметь совершенно разный размер.
IV Классификация на основе законности существования предприятия:
1. Предприятия, зарегистрированные в органах государственной регистрации
2. "Теневые предприятия"
3. "Криминальные предприятия"
V Классификация предприятий в зависимости от сферы, в которой работает предприятие:
1. Добывающие предприятия
2. Обрабатывающие
3. Предприятия, относящиеся к сфере услуг
VI Классификация предприятий по назначению производимой продукции:
1. Предприятия, выпускающие средства производства (первое подразделение)
2. Предприятия, выпускающие предметы потребления (второе подразделение)

Это основные виды предприятий, но можно выделить и другие основания для классификации предприятий.

Рассмотрим подробнее предприятия различных организационно-правовых форм.

Индивидуальное предпринимательство.

Частное предпринимательство – предпринимательство частного лица, который ведет дело за свой счет, лично занимается управлением, самостоятельно принимает решения и несет неограниченную ответственность всем своим имуществом.

Как правило, сферами частного предпринимательства выступают:
- Фермерство;
- Местная розничная торговля;
- Местная сфера услуг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать