. отторжение производителя от собственности, ослабление мотивации к труду;
. монополизацию экономики, ослабление конкуренции;
. меньшую гибкость, невосприимчивость к запросам потребителей, медленную перестройку своего производства;
. зависимость от ведомств в определении стратегии деятельности, выборе руководителя, определении направлений использования прибыли.
Опыт стран с рыночной экономикой позволяет утверждать, что государственные предприятия могут эффективно использоваться в системе государственного предпринимательства.
Наиболее распространенной формой государственного предпринимательства является публичная корпорация. Такие корпорации создаются по правительственным указам в форме АО, все акции которых принадлежат государству. Такие АО не входят в систему органов государственного управления, они лишь согласовывают с ними планы своей деятельности и контролируются ими. Управляющие публичных корпораций назначаются государством, однако ни они сами, ни остальной персонал не считаются государственными служащими. В случае необходимости публичная корпорация легко преобразуется в смешанное акционерное общество.
Частногосударственное предпринимательство.
Широкие возможности для участия государства в предпринимательской деятельности открываются благодаря смешанным формам, акции которых принадлежат и государству, и частным вкладчикам, определяемых как частногосударственное предпринимательство.
Его целью является реализация целей частного предпринимательства (т.е. максимизация прибыли) в направлениях и сферах хозяйственной деятельности, соответствующих целям государственного предпринимательства.
В России одной из форм частногосударственного предпринимательства является финансово-промышленная группа (ФПГ) – как совокупность юридических лиц, действующих как основные или дочерние общества либо полностью объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора с целью технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов, направленных на повышение эффективности деятельности в болльших масштабах (повышение конкурентоспособности, научно- техническое развитие).
Участниками ФПГ выступают:
1. Производственные организации;
2. Банки и иные кредитные учреждения.
Частногосударственное предпринимательство осуществляется в соответствии
с нормами гражданского законодательства, как правило через создание АО или
ООО.
Такие смешанные компании обладают привилегиями, во-первых, по сравнению
с частным предпринимательством:
. предоставление субсидий и дотаций;
. льготный режим получения импортных лицензий;
. гарантированные поставки сырья и полуфабрикатов с других государственных предприятий по твердо фиксированным ценам;
. экспортные дотации;
во- вторых, по сравнению с государственным:
. обладают большими возможностями заемных средств;
. диктат государственных ведомств в управлении нейтрализуется процедурой принятия решения квалифицированным в области рынка большинством.
Основные функции и цели предприятия. Аспекты функционирования.
Различают следующие виды целей:
1. Монетарные цели - это цели, которые можно измерить в денежном выражении.
. Маркетинговые:
> увеличение оборота,
> увеличение выручки,
> снижение издержек.
. Цели по рентабельности:
> повышение прибыли,
> рентабельность по обороту,
> рентабельность капитала,
> рентабельность собственного капитала
. Финансово-экономические:
> повышение ликвидности,
> изменение структуры капитала,
> снижение затрат капитала
2. Немонетарные цели - такие цели, которые не могут быть представлены в денежном выражении.
. Экономические:
> увеличение доли рынка
> повышение качества продукции
> бережное отношение к окружающей среде
> улучшение инноваций
> улучшение сервисного обслуживания
. Социальные:
> повышение доходов работников
> социальная защищенность
> удовлетворение от работы
> социальная интеграция
> развитие персонала
. Цели престижа:
> независимость
> имидж & престиж
> политическое влияние
> общественное влияние
Таблица 1 Классификация целей менеджмента
|Критерии классификации |Группы целей | |
|Период установления |Стратегические |Оперативные |
| |Тактические | |
|Содержание |Экономические |Социальные |
| |Организационные |Технические |
| |Научные |Политические |
|Структурные |Маркетинговые |Производственные |
| |Инновационные |Финансовые |
| |Кадровые |Административные |
|Среда |Внутренние |Внешние |
|Приоритетность |Особо приоритетные |Прочие |
| |Приоритетные | |
|Измеримость |Количественные |Качественные |
|Повторяемость |Постоянные |Разовые |
| |(повторяющиеся) | |
|Иерархия |Организации |Подразделений |
|Стадии жизненного цикла|Проектирование и создание |Зрелость объекта |
| |объекта |Завершение |
| |Рост объекта |жизненного цикла |
| | |объекта |
Предприятие преследует краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели. Все эти цели образуют систему целей предприятия.
Различают: взаимоотношение целей, ранги целей и конкретизацию целей.
Цели находятся в определенных взаимоотношениях друг к другу:
> Комплиментарные цели , при которых мероприятия по достижению одной цели одновременно ведут к достижению другой цели.
> Конкурирующие цели , когда мероприятия по достижению одной цели приводят к снижению степени достижения другой цели.
> Индифферентные цели, когда достижение одной цели никак не влияет на достижение другой цели.
Цели предприятия находятся в иерархической подчиненности :
> Цели высшего порядка - задаются на уровне руководства предприятия и важны для стратегического планирования.
> Цели среднего уровня - определяются на уровне менеджеров среднего звена и имеют преимущественно тактическое значение.
> Цели нижнего уровня - устанавливаются на нижнем уровне управления и носят оперативный характер.
Отделение целей среднего и нижнего уровня от высших целей не должно приводить к искажению или изменению целей высшего уровня.
Цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы степень их достижения можно было измерить.
Конкретизация целей происходит на всех уровнях предприятия:
Содержание - повышение прибыли на...,
Показатель -... 3%...
Срок -… в 1997 году.
Таблица 2. Примеры ключевых целей промышленного предприятия
|Функциональная подсистема| Ключевая модель |
|Маркетинг |Выйти на первое место по продаже продукции |
| |(определенного вида) на рынке. |
|Производство |Достичь наивысшей производительности труда при |
| |производстве всех (или определенных) видов |
| |продукции. |
|Научно-исследовательские |Завоевать лидерские позиции по вводу новых видов |
|разработки (инновации ) |продукции (услуг), используя на исследования и |
| |разработки определенный процент доходов от объема|
| |реализации (продаж). |
|Финансы |Сохранять и поддерживать на необходимом уровне |
| |все виды финансовых ресурсов. |
|Персонал |Обеспечить условия, необходимые для развития |
| |творческого потенциала работников и повышения |
| |уровня удовлетворенности и заинтересованности в |
| |работе. |
|Менеджмент |Определить, критические области управленческого |
| |воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие|
| |получение запланированных результатов. |
Конкретно поставленные цели дисциплинируют производственные отношения между сотрудниками, т.к. их достижение легко измерить. С одной стороны, работники имеют представление, каковы их достижения, С другой стороны, нереальные завышенные цели могут вызвать слишком сильное давление на работника. Поэтому цели предприятия должны быть связаны, насколько это возможно, с индивидуальными целями сотрудников.
Основной целью предприятия является получение прибыли. Это утверждение верно, но вряд ли достаточно. Не менее важной целью любого предприятия является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе.
Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции.
Видный немецкий экономист Г.Шмален выделяет следующие «краеугольные камни»[4] управления предприятием:
. экономичность,
. финансовая устойчивость,
. прибыль.
Принцип экономичности требует, чтобы достигался:
. Определенный результат при наименьших затратах – принцип минимизации;
. При заданном объеме затрат наибольший результат – принцип максимизации.
Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.
Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение как можно большей прибыли или возможно высокой рентабельности.
Для достижения поставленной цели предприятия должны:
1) Выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;
2) Рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;
3) Разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
4) Систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;
5) Заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;
6) Обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;
7) Проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.
Основные черты предприятия:
. Организационное единство: предприятие – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления. Базируется на иерархическом принципе организации экономической деятельности;
. Определенный комплекс средств производства: предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли;
. Обособленное имущество: предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях;
. Имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам;
. Предприятие предполагает единоначалие: основывается на прямых, административных формах управления;