Предприятие и основные параметры его хозяйственной деятельности

Оборотные средства в производственном процессе потребляются полностью и изменяют свою натуральную форму. Оборотные средства используются на только для создания производственных запасов, но и для авансирования затрат в процессе производства и реализации продукции.



Оборотные средства

Оборотные производственные фонды

Фонды обращения

1.      производственные запасы

2.      незаконченная продукция

3.      прочее в т. ч. расходы будущих периодов

4.          готовая продукция на складе

5.          продукция отгруженная

6.          денежные средства в банке и в кассе

7.          дебиторы

1- 4 – нормируемая часть оборотных  средств.

5-7 – ненормируемая часть оборотных средств.


Производственные запасы – это предметы труда, которые еще  не вступили в производственный процесс, но находятся на предприятии в определенном размере, обеспечивающем непрерывность  производственного процесса  в виде  складских запасов.  По характеру назначения производственные запасы делятся на текущие, технологические, страховые, сезонные.

Текущие запасы создаются в целях обеспечения непрерывности производства в условиях, когда предметы труда от поставщиков  поступают не ежедневно, а через определенные интервалы.

Технологические запасы создаются только по тем  видам сырья, которые требуют перед запуском в производство предварительной  обработки (сушки, остывания и т.п.).

Страховые запасы – это запасы, создаваемые для обеспечения бесперебойной работы в случае несвоевременного выполнения поставщиками очередного заказа по различным причинам.

В отраслях с сезонным характером производства создаются, помимо текущих, сезонные запасы материальных ценностей.

Незаконченная  продукция – это  предметы труда, которые уже вступили в  производственный процесс, но еще пребывают на стадии обработки. В натуральном виде – это незавершенное производство  и полуфабрикаты собственной выработки.

К незавершенному производству относятся предметы труда, незаконченные обработкой в данном цехе. Они могут находиться в процессе обработки на рабочих местах или в процессе перемещения от одного рабочего места к другому.

Полуфабрикаты – предметы  труда, которые полностью обработаны в данном цехе, но требующие дальнейшей обработки в других цехах.

Расходы будущих периодов – это затраты, связанные с перспективной подготовкой производства новых  видов продукции и их  освоением.

Нормирование оборотных средств заключается в разработке и установлении норм запасов всех оборотных средств и разработке нормативов собственных оборотных  средств в денежном  выражении. Норматив оборотных средств – это сумма денежных средств, установленная по каждому элементу оборотных фондов и готовой продукции.

Все основные и оборотные средства, находящиеся в распоряжении предприятия, определяются как активы в связи с тем, что они принимают  активное участие в реализации производственной программы предприятия.  Имущество предприятия может  финансироваться  из разных источников. Каждый элемент имущества предприятия имеет определенный  источник  финансирования,  поэтому  сумма всех активов должна равняться сумме пассивов т.е. источников их формирования.

Финансовые ресурсы предприятия – это денежные доходы и  поступления, которые находятся в распоряжении предприятия. Они предназначены для выполнения  финансовых обязательств перед  бюджетом, банками, страховыми и другими организациями. Кроме того, финансовые ресурсы служат для осуществления затрат по расширенному воспроизводству, а также используются для экономического  стимулирования работников предприятия.

Источниками формирования финансовых ресурсов являются  собственные средства предприятия и  привлеченные им из разных  источников.

Первоначально формирование  финансовых ресурсов  происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Его величина  показывает  размер  тех  основных  и  оборотных денежных средств, которые инвестированы в процесс производства.

В дальнейшем финансовые  ресурсы формируются главным  образом за  счет  прибыли  и  амортизационных  отчислений.  Наряду с ними источниками финансовых ресурсов  выступают: выручка от  реализации выбывшего имущества, различные целевые поступления, оплата содержания детей в дошкольных учреждениях и др.

Значительные финансовые ресурсы могут быть мобилизованы на финансовом рынке. При этом используются продажа акций, облигаций и других  видов  ценных  бумаг,  выпускаемых данным предприятием, а также заемные средства в виде различных кредитов.

Кроме того, предприятия  могут получать финансовые  ресурсы в порядке перераспределения (в виде страхового возмещения от  страховых компаний,  от ассоциаций,  концернов и  отраслевых структур, в которые они входят).

Финансовые ресурсы предприятия:

I. Образуемые за счет собственных и приравненных к ним средств:

1.                             Доходы:

а) прибыль от основной деятельности;

б) прибыль от финансовых операций.

2.                             Поступления:

а) амортизационные отчисления;

б) выручка от реализации выбывшего имущества;

в) паевые и иные взносы членов трудового коллектива.

II. Мобилизуемые на финансовом рынке:

1. Продажа собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг.

2. Кредитные инвестиции.

III. Поступающие в порядке перераспределения:

1. Страховое возмещение по наступившим рискам.

2. Дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов.

3. Бюджетные субсидии.

3. Стоимостные показатели производственной программы и её основные параметры


Имущество предприятия отражается в состоянии производственных мощностей предприятия. Под производственными мощностями предприятия понимают максимально возможный годовой выпуск продукции (или объем перерабатываемого сырья), рассчитанный  с учетом  полного использования производственного оборудования и площадей при условии применения установленного режима работы, передовой технологии иррациональной организации производства и труда.

Производственная мощность предприятий определяется по мощности ведущих производственных цехов, агрегатов или участков. Выделение ведущих звеньев необходимо для определения  сопряженности, пропорциональности между мощностями цехов и участков производства и выявления на этой основе «узких мест». Под «узкими местами»  понимается несоответствие мощностей отдельных подразделений мощности ведущих цехов (участков). Ликвидация «узких мест» в результате определенных организационно-технических мероприятий   способствует росту производственных мощностей.

Состояние  производственных  мощностей,  финансовых, трудовых ресурсов  определяет производственные возможности предприятия. Исходя из производственных возможностей и с учетом спроса (в частности, на основе заключенных договоров о поставках продукции) разрабатывается  производственная программа предприятия. Производственная программа  предприятия  представляет определенный объем, номенклатуру  и  ассортимент  продукции соответствующего качества, отражающие спрос на данную  продукцию и  реальные возможности  по удовлетворению этого спроса.

Номенклатура продукции есть  принятый в планировании и учете систематизированный перечень  видов (групп,  позиций) продукции  в натуральном  выражении.  Например:  вид  продукции:  обувь, в  том числе – мужская, женская, детская.

Ассортимент продукции  – это количественное соотношение отдельных  видов  продукции  по  меркам, сортам, профилям, размерам. Например: обувь мужская: 38, 39, 42, 45 размеры.

Для увязки производственной программы с финансовыми  показателями деятельности предприятия определяется стоимостной показатель – стоимость  реализуемой продукции (работ, услуг). Другими стоимостными показателями объема  выпуска продукции являются:  товарная, валовая  продукция, валовый  оборот. Каждый из этих показателей  характеризует объем продукции  предприятия на разных стадиях общего цикла «производство – потребление».

В практике планирования в первую очередь рассчитывается товарная продукция.

Товарная продукция (ТП) включает стоимость продукции, которая будет выпущена в плановом периоде и подготовлена к реализации. Товарная продукция и реализуемая продукция по составу однородны. Количественно они отличаются на величину изменения остатков нереализованной готовой продукции на начало и конец планового периода. Если остатки не изменяются, то объем товарной продукции равен объему реализуемой продукции в соответствующих принятых ценах. 

Реализуемая продукция предприятия (РП) представляет стоимость продукции (работ, услуг), которая будет поставлена покупателям (заказчикам) и оплачена ими в плановом периоде.


,


где:

Знп, Зкп –  запасы продукции на складе в денежном выражении на начало, конец планового периода.

Пнп, Пкп – стоимость продукции, отгруженной, но не оплаченной на начало, конец планируемого периода.

Валовая  продукция  (ВП)  –  это стоимость всей произведенной продукции предприятия, независимо от степени ее готовности.  Валовая  продукция  включает  товарную  продукцию, изменение остатков незавершенного производства, а также изменение запасов  полуфабрикатов, технологической оснастки и запасных частей для ремонта оборудования собственного производства.

Валовой оборот определяется как сумма стоимости валовой продукции, производимой всеми цехами предприятия, независимо от того, используется ли данная  продукция внутри предприятия для дальнейшей переработки или будет реализована на сторону.

При росте стоимостных  показателей применяются свободные  рыночные цены.

Основными параметрами производственной программы выступают издержки производства, цены, прибыль.

Осуществление хозяйственной деятельности связано с определенными затратами. Затраты производственных факторов называются издержками производства. С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех затрачиваемых материалов и услуг.  В хозяйственной практике нашей  страны для определения  величины издержек производства используется категория «себестоимость».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать