Однако сохраняется возможность, что уверенность в сильной зависимости предприятия от вертикальных связей является пережитком системы централизованного планирования и не основана на действительном понимании структуры отраслевого рынка.
Так, результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень концентрации промышленного производства в национальном масштабе невысок. Анализ на основе Стандартной промышленной классификации поакзывает, что 26% отраслей промышленности России имеют олигополистическую структуру, но олигополистические отрасли охватывают лишь 1% общего количества промышленных предприятий, и в этих отраслях работают менее 2% общего числа занятых в промышленности.
Естественно, даже если в отрасли действуют более четырех компаний, это не всегда означает, что существует реальная конкуренция. Есть отрасли с большим числом предприятий, где господствуют несколько крупных компаний. Поэтому определяется реальная концентрация производства, подсчитывается какая часть общего числа занятых в отрасли работает на четырех крупнейших предприятиях данной отрасли. При таком подходе 55% отраслей российской промышленности характеризуются высокой степенью концентрации производства. Однако эти отрасли охватывают менее 7% общего числа промышленных компаний и в них работают менее 18% общего числа занятых в промышленности.
Итак, представления о жесткой вертикальной зависимости предприятий спорны. Маловероятно, что необходимые производственные ресурсы выпускаются на одном-двух предприятиях. При наличии отлаженной системы распределения ресурсов производства, очевидно, смогут найти новых партнеров, не прибегая к большим затратам.
К сожалению, такой системы в России нет ввиду отсутствия адекватной инфраструктуры для ее создания. Хотя последняя помогает установить связи между поставщиками и потребителями, организовать оборот капитала. Однако для ее воссоздания, по мнению экспертов, в первую очередь необходимо наличие следующих условий:
1)отмена ограничений во внутренней торговле;
2)отлаженная сеть оптовых и розничных предприятий;
3)система информации о потенциальных поставщиках и потребителях;
4)эффективная транспортная сеть для доставки товаров от места производства до места потребления;
5)условия для хранения товаров;
6)надежная система связи, позволяющая компаниям согласовывать контракты и при необходимости вносить в них изменения;
7)оперативное осуществление платежей и расчетов, облегчающее финансовые расчеты за продукцию и услуги;
8)эффективная система договорного права, позволяющая фирмам, не имеющим солидной репутации, вести дела.
Проведенный анализ показывает, что трудности в распределении усиливают ориентацию предприятий на выживание. Для переключения предприятий на рыночные отношения необходимо, чтобы их отказ от традиционных поставщиков обошелся бы им не слишком дорого. И государственные капиталовложения могут сыграть в перестройке производственных связей важную роль, тем самым сокращая длительность переходной стадии перестройки экономики.
Действия предприятий в условиях недостаточности финансовых средств
Как показывает анализ, в реальной российской экономике есть факторы, определяющие поведение предприятий в гораздо большей степени, нежели жесткие меры кредитно-денежной политики. Их можно выделить две группы.
Первая группа — это политика государства, давшая прецеденты неустойчивости в отношениях с директорским корпусом и трудовыми коллективами. При этом финансовые вливания в экономику зачастую проводились бессистемно и иногда были просто реакцией на давление, а не результатом продуманной промышленной политики. Так, в последнее время на первый план среди льгот вышли взамен прямых субсидий косвенные их формы, связанные с возведением протекционистских барьеров, ограждающих отечественного производителя от внешней конкуренции.
Вторая же группа отражает собственно внутренние детерминанты в экономическом поведения предприятий, обусловленные институциональными факторами (традициями).
Например, в российской переходной экономике значительную роль играют корпоративные структуры, большей частью реорганизованные из бывших отраслевых министерств и их подразделений. Многие предприятия (более 60%) продолжают входить в подобные структуры. Это позволяет получить помощь в снабжении и сбыте, во внешнеэкономической деятельности, но что особенно важно — финансовую поддержку корпоративных финансовых институтов, а также обеспечить лоббирование интересов в верхних эшелонах власти. Взамен от предприятий требуется соблюдение определенных правил, часто противоречащих рыночным установкам.
Стремление сохранять объединения по отраслевому принципу связано не только с привычкой или реальной помощью, но и с желанием не потерять уже сложившиеся деловые связи и неформальные контакты.
Неформальной частью и основой сохранения корпоративных структур в промышленности становится директорская этика, воздействующая и на экономическое поведение предприятий. Она предполагает наличие упомянутых выше норм поведения во взаимоотношениях руководителей определенного круга, который не обязательно строго должен быть частью какой-либо формальной структуры.
Однако финансовые ограничители постепенно размывают эти нормы, сокращая круг делового общения до тех традиционных партнеров, которые сами активно помогают данному предприятию. Встречаются также и примеры успешного сотрудничества крупных государственных предприятий с новым частным бизнесом в освоении и продвижении на рынок новой продукции.
Компонентом директорской этики можно считать и ориентацию на сохранение коллектива. В определенной мере представляется возможным интерпретировать эту ситуацию как формирование негласного соглашения между администрацией и самим трудовым коллективом. Последний консервирует рабочие места, а директорат в ходе приватизации упрочивает свой контроль над собственностью. Тем самым создаются предпосылки для совместного давления на государство в целях получения финансовой поддержки.
Предприятия продемонстрировали способность адаптироваться к более жестким финансовым ограничениям, однако, не слишком быструю. Более того, направление изменения нельзя характеризовать однозначно как движение в сторону рыночного поведения. Безусловно, сказывается отсутствие рыночной среды, механизмов конкуренции и инфраструктуры рынка. Тем не менее перемены налицо. И пять лет реформ показали: предприятия постепенно адаптируются к новым условиям, при этом у них сформировалась ориентация на конкурентную борьбу за существование.
Заключение
Подводя итог, следует отметить, что нерешенность задач финансовой стабилизации на макроэкономическом уровне особенно остро проявляется в финансовом положении предприятий и организаций, которое для большей их части продолжает оставаться сложным.
В целом по отраслям экономики за 1993 и 1994 г. было получено прибыли в действующих ценах соответственно40.6 трлн. рублей и 71.3 трлн. рублей, в январе 1995 г. — 8.8 трлн. рублей, что в 2.8 раз больше, чем за соответствующий период предыдущего года. Прибыль, полученная в промышленности составила 6.9 трлн. рублей и выросла в 2.7 раза.
Хотя в абсалютном значении ее сумма постоянно увеличивается, но фактически с учетом опережающего роста цен (в промышленности январские цены 1995 г. по сравнению с январем 1994 г. выросли в 3.4 раза) происходит реальное снижение прибыли.
Собственные финансовые ресурсы, которыми в настоящее время располагают предприятия, не могут в полной мере обеспечить бесперебойный процесс не только расширенного, но и простого воспроизводства. В то же время предприятия испытывают трудности в привлечении кредитных ресурсов.
Недостаток средств заставляет предприятия прибегать к дорогостоящим кредитам банков. В общем объеме поступивших собственных и привлеченных средств основным их источником продолжает оставаться прибыль (38%), кредиты банков (33%) и займы (29%).
Отсутствие на предприятиях необходимых финансовых ресурсов, низкий уровень платежной дисццциплины привели к возникновению взаимных неплатежей.
Продолжает сохраняться значительное убыточных предприятий , нет располагающих потенциалом для достижения положительной струтуры баланса. Положение усугубляется тем, что вмеханизме реформ пока не вполной мере отработан и введен в действий блок банкротств, не задействованы рычаги ликвидации неперспективных и реорганизации потенциально жизнеспособных предприятий.
Значительная часть предприятий не сумела быстро адаптироваться к формирующимся рыночным отношениям, нерацционально использует имеющиеся оборотные средства, не создает финансовые резервы. Немаловажно и то, что в условиях инфляции, неотработанности хозяйственного законодателоьства неплатежи вошли в сферу интересов предприятий, которые умышленно задерживают расчеты с поставщиками и тем самым реально уменьшают свои платежные обязательства из-за снижения покупательной стоимости рубля.
Многие предприятия продолжают работать без учета складывающегося спроса на их продукцию и соответственно испытываюттрудности с ее сбытом. При этоми был потерян гарантированный заказчик в лице распределительных органов государства.
Трудности со сбытом продукции стали одной из главных проблем промышленных предприятий. За январь1995 г. с ними связано 37.8% свех потерь рабочего времени (в 1994 — 52.6%).
Рентабельность предприятий по всем отраслям экономики снизилась с 29% в 1992 г. до 26% в 1993, а в 1995 ожидается уровень рентабильности в 14%. Такое снижение рентабильности вызвано в основном упомянутым ростом неплатежей. Например, наибольшую часть просроченной кредиторской задолженности на начало февраля 1995 г. (всего кредиторской задолженности на 1 февралья 1995 — 186.8 трлн. рублей) составляла задолженность поставщикам — 55.6%, или 55.1 трлн рублей (см. таблицы 1 и 2). При этом самую крупную задолженность поставщикам имеют промышленные предприятия, их доля в сумме последней составляла 74%..
Дебиторская задолженность предприятий на 1 января 1994 г. составила 43.8 трлн. рублей, из нее просроченная — 18.1 трлн., за год их величины сответственно выросли в 3.4 и 4.4 раза.
Рост неплатежей предприятий оказывает негативное влияние на общую социально-экономическую ситуаццию. В первую очередь это проявляется на снижении налоговых поступлений в бюджет.
Просроченная задолженность по платежам в бюджет отраслей промышленности, сельского хозяйства и транспорта на 1 января 1994 года составила 2.6 трлн. рублей, за год она возрасла в 7.3 раза и достигла на 1 января 1995 г. 19.3 трлн. рублей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8