Преимущества и недостатки рыночного механизма

Преимущества и недостатки рыночного механизма

Министерство образования Российской Федерации

Российский государственный гуманитарный университет.







 

 

 

Контрольная работа

по:

Экономической теории. Микроэкономике

 на тему:

«Преимущества и недостатки рыночного механизма».



















Выполнила: студентка Новикова В.В.

                                                                     специальность: мировая экономика

                                                                     г. Тула      1год обучения (3 года)

                                                                     Проверила: Каждан Г.С.



Тула 2003 г.


Оглавление:


Введение……………………………………………………………… стр. 3


Глава 1. Рынок………………………………………………………... стр. 4


§1. История развития…………………………………………………. стр. 4


§2. Классификация рынков…………………………………………… стр. 5


§3. Признаки рынков…………………………………………………... стр. 7


Глава 2. Рыночный механизм………………………………………... стр. 9


§1. Общая характеристика и

преимущества рыночного механизма………………………………….. стр. 9


§2. Недостатки рыночного механизма………………………………... стр. 13


Глава 3. Современная рыночная экономика………………………….. стр. 18


Заключение……………………………………………………………… стр. 20


Библиография……………………………………………………………. стр.21






















Введение.

 

Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой- проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и в каком объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу следует учитывать, как будет распределяться произведенная продукция, а значит, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие, безработные.

При этом каждое десятилетие выдвигает на первый план доминирующую проблему[1]. В 30-е годы, по мнению Р. Липси, П. Стейнера, Д. Пэрвиса, таковой являлась огромная незанятость человеческих и материальных ресурсов, в 40-е годы- оптимальное распределение ресурсов между гражданским и военным секторами экономики, в 50-е годы- нарастающие инфляционные процессы, в 60-е годы- замедление экономического роста, в 70-е годы- стагфляция, в 80-е годы- высокий уровень безработицы (начало десятилетия) и дефицит государственного бюджета, в 90-е годы- государственный долг, дефицит бюджета. И общество вынуждено направлять необходимые усилия на то, чтобы результативно справиться с возникающими препятствиями

Решая эти сложные и многогранные проблемы, общество ставит пред собой цель- обеспечить экономический рост, полную занятость, стабильность цен, экономическую свободу, справедливое распределение дохода, социальные  гарантии больным, престарелым, малоимущим.

И в своей работе я хотела бы рассмотреть, что представляет собой рыночная экономика, ее механизмы, их преимущества и недостатки, а так же то, насколько эффективно они способны решить поставленный проблемы.












Глава 1. Рынок.

§1. История развития.

Возникновение рынка непосредственно связано с появле­нием общественного разделения труда. Уже на заре цивилиза­ции произошло крупное разделение труда между земледельче­скими и скотоводческими племенами. Все усиливающееся разделение труда, его дифференциация и специализация в конечном  итоге привели не только к повышению производи­тельности и эффективности общественного производства, но и к неизбежности обмена продуктами этого труда. Постепенно такой обмен расширялся и совершенствовался от случайного обмена продуктами труда первобытных племен до современ­ного рынка, где в качестве всеобщего эквивалента стоимости выступают деньги.

Английский экономист XIX в. У.Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара[2]. Современный американский экономист Ф.Котлер характе­ризует рынок как совокупность существующих и потенци­альных покупателей товара, подчеркивая особую роль поку­пателей. Британская энциклопедия трактует рынок как сово­купность инструментов, посредством которых осуществляет­ся обмен товарами и услугами в результате контактов поку­пателей и продавцов друг с другом. Контакт может осу­ществляться прямо либо через индивидуальных посредников или организации. Выдающийся экономист, лауреат Нобелев­ской премии Ф.Хайек (1899—1992) определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наиболь­шей полнотой и эффективностью использовать информа­цию, рассеянную среди бесчисленного множества индивиду­альных агентов.

Итак, рынок — это взаимодействие продавцов и покупате­лей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. При этом не обязательно быть собственником покупаемого или продаваемого товара, можно действовать и по поручению.

Покупателями могут быть отдельные граждане, семьи, фир­мы, посредники, приобретающие товары для последующей продажи (фирмы оптовой и розничной торговли), государ­ственные учреждения.

Поскольку за продавцами стоят товаропроизводители, то конкуренция заставляет их снижать издержки производства, увеличивать разнообразие продуктов, повышать их качество. Для расширения рынков сбыта как традиционных, так и новых товаров фирмы-изготовители изучают потенциальных потребителей по доходам, образованию, возрасту, полу. Осо­бенно их интересуют факторы, влияющие на восприятие потребителями товаров: цена, качество, преимущества перед существующими образцами, соответствие потребительским стандартам. Продукция, предлагаемая на рынок, должна быть конкурентоспособной, т.е. иметь такие потребительские свой­ства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной про­дукции других конкурентов. На рынке побеждает тот това­ропроизводитель, конкурентоспособность продукции кото­рого выше.

Современный рынок все больше превращается в рынок новинок, ибо новизна стала важнейшим свойством товаров и услуг, делающим их конкурентоспособными. Новыми счита­ются товары и услуги, не имеющие аналогов, а также улуч­шенные варианты или модификации существующих. Рынок интересуют любые новшества: в конструкции, обеспечиваю­щие более высокую производительность, надежность и до­лговечность; в дизайне, делающие продукцию удобной и эстетичной; в системе управления (менеджменте), повыша­ющие рентабельность производства. Для современного рын­ка характерно стирание национальных границ, формирова­ние мировых рынков товаров, услуг, технологии, информа­ции, рабочей силы, капиталов и валют.

Роль рынка в экономике определяется следующими мо­ментами. Во-первых, рынок через механизм конкуренции способствует рациональному распределению ресурсов. Ф.Хайек определял конкуренцию как процедуру открытия таких факторов производства, которые без обращения к ней оставались бы никому не известными или не используемыми[3]. Во-вторых, рынок влияет на объем и структуру производства, приспосабливая его через цены к платежеспособному спросу. В-третьих, рынок оздоровляет экономику, освобождая ее от убыточных, неконкурентоспособных предприятий. В-четвертых, рынок заставляет потребителя выбирать рациональ­ную структуру потребления, соответствующую его доходу и ценам. В-пятых, рыночные цены выступают носителями экономической информации, сообщая о наличии или отсут­ствии товаров, количестве и качестве, издержках их произ­водства, полезности для потребителя.

§2. Классификация рынков.

Рынки можно классифицировать по объектам купли-продажи, типу конкуренции, территориальному признаку и др.

По объектам купли-продажи различают рынок товаров, услуг и информации, рынок капиталов и рынок рабочей силы.

Рынок товаров можно представить состоящим из товаров, идущих в производственное потребление (рынок средств производства), и товаров, предназначенных для личного потребления (рынок предметов потребления).

Рынок средств производства обычно рассматривают в от­раслевом аспекте. Наиболее укрупненно его можно предста­вить в виде рынков: 1) топлива и минерального сырья; 2) сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лес­ных товаров; 3) объектов промышленного строительства; 4) машин и оборудования; 5) научно-технических знаний.

Для рынка машин и оборудования характерна значительная монополизация производства (ограниченное число фирм-изготовителей) и мировых рынков сбыта. Необходимыми условиями конкурентоспособности на этом рынке являются ускоренное обновление продукции и ее техническое обслу­живание после продажи, что сохраняет высокий спрос на машины и оборудование при спаде конъюнктуры. Для сбыта продукции используются поставки комплектного оборудова­ния, а также отдельных узлов и деталей, торговля по заявкам покупателей, сдача изделий в аренду.

На рынке научно-технических знаний покупаются и прода­ются научно-технические идеи, открытия, изобретения, зна­ния и опыт. Интеллектуальная собственность (авторское право) защищена законодательством страны, поэтому торго­вые сделки заключаются на основе патентов, авторских сви­детельств, лицензий.

Рынок предметов потребления подразделяется на рынки потребительских товаров длительного и краткосрочного поль­зования.

Поскольку услуги и информация являются товарами, то соответствующие рынки объединяются с рынком товаров. Рынок услуг — это купля-продажа услуг общественного питания, здравоохранения, образования, инженерно-техничес­ких и бытовых. Рынок информации возник в промышленно развитых странах в 50-е годы. Вначале поставщиками инфор­мации выступали академические и научно-технические об­щества, государственные учреждения, учебные заведения, затем возникли коммерческие организации. В 80-е годы объем продаж на мировом информационном рынке оцени­вался в 50 млрд. долл. и увеличивался на 10% в год. Лидером на этом рынке являются США, доля которых в мировом предложении информационных услуг составляет до 80%. Одновременно США выступают главным покупателем на мировом рынке информации, потребляя 40% средств и услуг телесвязи, 60% компьютеров и программного обеспечения (для сравнения - Япония потребляет 12—18% мировой ин­формационной продукции, Западная Европа - 25—30%).

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать