Преимущества и недостатки рыночного механизма

Распределение доходов в рыночной экономике не гарантирует каждому человеку приемлемый уровень дохода независимо от наличия у него фактора производства и итогов экономической деятельности. В этом состоит некая социальная «несправед­ливость» рынка.

         Рыночное распределение доходов социально «неспра­ведливо» по отношению к нетрудоспособным,  неимущим, безработным, не желающим трудиться. Государство органи­зует перераспределение доходов, которое должно осущест­вляться в определенных пределах. На минимальную границу влияет уровень жизни в стране, текущее состояние экономи­ки и выбранная модель ее регулирования.  Максимальная
граница обусловлена допустимыми  размерами социальных
выплат и налогов, а также негативными эффектами, которые
могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный меха­низм в целом.

Рыночный механизм так же не в состоянии решить проблему инфляции.

Инфляция представляет собой одну из самых тяжелых болезней экономики в 20-21 вв[10]. Ее грозные симптомы зафикси­рованы как в рыночных хозяйствах, так и нерыночных, где механизм рынка разрушен административно-командной сис­темой.

Инфляция - обесценение денег, происходящее из-за того, что в экономике их становит­ся больше, чем нужно. По мере нарастания инфляции деньгам все труднее выполнять свои функции, обслуживать обраще­ние товаров и услуг, платежные операции и т.п. Зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, инфляция долго не задерживается там, а распространяется дальше, поражая про­изводство и потребление.

Инфляция в принципе неустранима, по­скольку современная экономика инфляционная по своему устройству. Антиинфляционное регулирование - бессроч­ная, постоянная функция государства. Причины инфляции обусловлены неправильной де­нежной политикой центрального банка; бюджетным дефи­цитом независимо от способа его устранения; инфляционны­ми эффектами милитаризации экономики; монополизацией
рынков, влияющей на интенсивность инфляционного про­цесса; внешнеэкономическими факторами.

            Открытая инфляция проявляется в росте  цен.   Она
деформирует, но не разрушает механизм рынка. Адаптивные
инфляционные ожидания связаны с деформацией психоло­гии потребителей и производителей в условиях инфляции.
В основе инфляции издержек лежит взаимосвязь издержек и
цен. Инфляция спроса характерна для экономики с чрезмер­ным использованием факторов производства, особенно тру­да. Неверные действия государства в сфере налогообложения
могут привести к налоговой инфляции. Стремясь компенси­ровать будущие убытки, предприниматели провоцируют ин­фляцию ценовой накидки.

Подавленная инфляция парализует механизм рынка. При административном контроле цен со стороны государства она выражается в повсеместном дефиците товаров. Подав­ленная инфляция способствует развитию инфляции предло­жения, когда на потребительском рынке к избытку спроса добавляется постоянная нехватка предложения товаров.

         Социальные последствия инфляции для потребителей
связаны с падением реальной ценности личных сбережений,
снижением текущих реальных доходов. Неминуемо социаль­ное расслоение и углубление имущественного неравенства населения.

Для производителей социальные последствия инфля­ции сказываются в утрате работниками стимулов к труду при
подавленной инфляции; в отраслевых и региональных дис­пропорциях; в отрицательном влиянии на техническое со­стояние производства; в общем замедлении экономического развития.

Цель антиинфляционной политики состоит в установ­лении надежного контроля над инфляцией и поддержании небольшого темпа роста цен.           Подавленную инфляцию следу­ет перевести в открытую, с которой только и можно бороться. Антиинфляционные методы должны воздействовать непос­редственно  на устойчивое  неравновесие  рынков  либо  на механизмы инфляции.








































Глава 3. Современная рыночная экономика.

Современная рыночная экономика промышленно развитых  стран характеризуется, во-первых, насыщенностью то­варами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей. Во-вторых, ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей. Быстрая реакция на спрос покупателей привела к изготовлению, например, так называемых камкордеров (видеокамер, смонти­рованных вместе с видеомагнитофоном в одном портативном корпусе), дисковой аппаратуры, автомобилей с пониженным расходом горючего и т. д. Каждый год только на рынок радио­аппаратуры поступает более 700 новых моделей и модификаций. В третьих, меняются целевые функции фирм. Хотя прибыль по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательс­кой деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособ­ности заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции и снижении затрат.

В-четвертых, происходит изменение форм предприниматель­ской деятельности. Начиная с середины 70-х годов, наряду с крупными корпорациями важную роль в рыночной экономике ведущих стран стал играть мелкий бизнес. Эта органи­зационная структура оказалась довольно гибкой, мобильной и чутко реагирующей на быструю смену запросов потребителей, на необходимость внедрения новых технологических возможно­стей, на широкое использование творческого потенциала отдель­ной личности. Мелкий бизнес превратился в весомую экономическую силу наряду с крупными корпорациями, государством и профсоюзами. Его доля в ВНП США, например, составляет 30%, он обеспечивает половину рабочих мест в частном секто­ре. По мнению бывшего председателя демократической партии штата Кентукки Р. Кобба, мелкий бизнес «подобно гравию, уло­женному на железнодорожное полотно для поглощения грохота проходящих поездов, способствует минимизации уязвимости крупных корпораций при потенциально катастрофических по­трясениях в нестабильные времена и повышению их эффектив­ности в более здоровые периоды»[11].

В последнее время крупные корпорации идут на разукрупне­ние, создание субфирм, «центров прибыли», которые функциони­руют достаточно самостоятельно, быстро реагируют на меняю­щуюся ситуацию на рынке. В крупных корпорациях выделяются отдельные группы, предприятия, которым предоставляется пол­ная свобода и инициатива в реализации какой-либо целенаправ­ленной идеи.

В-пятых, в современных условиях конкуренция становится регулируемой. Это происходит как в силу углубления разделе­ния труда, повышения степени информированности всех хозяй­ственных субъектов, развития межфирменных кооперационных связей, так и вследствие предпринимаемых государством мер по сужению или расширению конкуренции.

В-шестых, в современной рыночной экономике идет станов­ление нового типа трудовых отношений, предполагающего уча­стие наемных работников в управлении и в собственности фир­мы. Некоторые экономисты, в частности М. Вейцман, называют современный этап развития экономики «экономикой участия». Вовлечение персонала компаний в управление и в капитал реа­лизуется путем предоставления внутренних акций, причем, как правило, по льготным ценам. При этом фирмы, распределяющие акции среди своих рабочих и служащих, поощряются различно­го рода налоговыми льготами. На предприятиях, практикующих участие рабочих и служащих в акционерной собственности и принятии решений, увеличивается занятость, повышается мотивация и производительность труда, снижается текучесть кадров, возрастает объем продаж. В 80-е годы отдельные компании полностью перешли в собственность наемного персонала. В США уже насчитывается более 5 тыс. таких компаний. Американс­кие специалисты считают, что в 2000-х годах свыше 20% фирм будут находиться в собственности наемных работников.





















Заключение.

     Таким образом, можно сделать вывод, что рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потре­бителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регули­рующих деятельность производителей и потребителей. Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и произво­дителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив. Непосредственно эти команды относятся к производителям в виде централизованных планов выпуска продукции, а последние определяют поведение по­требителей.

В то время как определенный порядок в рыночной экономике устанавливается сам собой, без вмешательства извне, администра­тивно-командная экономика стремится навязать жесткий порядок сверху, тем самым устраняя конкуренцию и соперничество между производителями и потребителями. Хотя конкуренция приводит и к некоторым нежелательным явлениям, тем не менее, она  является весьма эффективным средством стимулирования личной инициати­вы, предприимчивости и производительности общественного труда. Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором.  По крайней мере, рыночная экономика, опирающаяся на конкурен­цию,  доказала свое преимущество перед другими альтернативными способами организации народного хозяйства, несмотря на все существующие её недостатки и неспособность решить определенные проблемы в экономике.



















Библиография:


1.     Введение в рыночную экономику.\ Под. Ред. Лившица А.Я., Никулиной И.Н. М.,1994. 447 с.

2.     Иохин В.Я. Экономическая теория. М., 2000. 861 с.

   

3.     Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. М.,1996. 423 с.


4.     Рыночная экономика.\  Максимова В.Ф., М. 1992. 168 с.


5.     Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.,1962. 482 с.


6.  Экономическая теория. Учебное пособие.\ Под. Ред. Косовой Р.А., Латовой Ю.В. Т., 1996. 304 с.


 











[1] Рыночная экономика\  Максимова В.Ф., М. 1992. С. 25.

[2] Введение в рыночную экономику.\ Под. Ред. Лившица А.Я., Никулиной И.Н. М.,1994. С. 54

[3] Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия. МэиМО., 1989.-№12. С. 9

[4] Рыночная экономика\  Максимова В.Ф., М. 1992. с.28-29.

[5] Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. М.,1996. С. 29

[6] Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. М.,1996. С. 30

[7] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.,1962. С.332

[8] Введение в рыночную экономику.\ Под. Ред. Лившица А.Я., Никулиной И.Н. М.,1994. С. 261

[9] Экономическая теория. Учебное пособие.\ Под. Ред. Косовой Р.А., Латовой Ю.В. Т., 1996. С. 65

[10] Введение в рыночную экономику.\ Под. Ред. Лившица А.Я., Никулиной И.Н. М.,1994. С. 327

[11] Рыночная экономика\  Максимова В.Ф., М. 1992. С. 31-32


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать