Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при
внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью
(убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых
видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.
Учитывая, что прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам.
Эти показатели рентабельности продукции взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. В связи с этим при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов продукции будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому весьма важно сформировать структуру продукции в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительный возможности увеличения прибыли.
Рентабельность продукции в двух ее разновидностях исчисляется по формулам:
П
П
Р = ----------- * 100 % и Р = ------------
* 100 %,
Сп
Цп где Р - рентабельность продукции, %;
П - валовая прибыль предприятия, грн.;
Сп - полная себестоимость реализованной продукции, грн.;
Цп - объем реализованной продукции в соответствующих ценах ( за минусом НДС и акцизов), грн.
На примере нашего предприятия соотношение уровней рентабельности выглядит следующим образом. За истекший год реализовано продукции, исчисленной по полной себестоимости, на 1280,6 млн.грн., а по действующим ценам (за минусом НДС и акцизов) - на 1676,6 млн.грн.
Валовая прибыль предприятия - 386,5 млн.грн.
В данном случае рентабельность продукции по полной себестоимости составит:
386,5 * 100 %
--------------------- = 30,1 %,
1280,6 а в действующих ценах :
386,5 * 100 %
-------------------- = 23 %.
1676,6
Вполне очевидно, что при данной методике уровень рентабельности продукции, реализованной по соответствующим ценам, будет всегда ниже уровня рентабельности продукции, исчисленной по полной себестоимости ( кроме убыточных предприятий ). Сравнивая различные показатели рентабельности, можно сказать, что показатель рентабельности производства ( 128,4 %) несопоставим с показателями рентабельности продукции (30,1 % и 23 %). Тем не менее факторы роста любого показателя рентабельности зависят от единых экономических явлений и процессов. Это прежде всего: совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах; повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений; индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.
Важным фактором роста рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно, - росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.
Снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства.
ГЛАВА ІІ
Изменение социально-экономического развития государства в период перехода к рыночным отношениям приводит к качественным структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что обуславливает неизменный рост денежных накоплений и главным образом прибыли предприятий различных форм собственности.
Важнейшим фактором роста доходов являются рост объема производства и
реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а
следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости,
улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской
деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в
жизнь указанных факторов. Основной источник денежных накоплений предприятий
- выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается
за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и
реализацию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего
субъекта - получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения
строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их
использования.
Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру ее себестоимости. Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель выручки от реализации продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема реализованной продукции ( с учетом снижения остатков нереализованной продукции). А это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются большим спросом.
Заинтересованность предприятий в производстве и реализации качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема реализации этой продукции.
Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции по соответствующим ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит прежде всего от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.
Затраты на производство и реализацию продукции, определяющие ее себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных затрат.
Состав и структура затрат зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов.
Затраты на производство и реализацию продукции, формирующие ее себестоимость, - один из важнейших качественных показателей коммерческой деятельности предприятий.
Затраты на производство и реализацию продукции, исходя из их
экономического содержания, объединяются в пять групп: материальные затраты
(за вычетом стоимости возвратных отходов); затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов и прочие
затраты.
В состав группы «Материальные затраты» включаются покупные сырье и
материалы, входящие в состав производимой продукции.
Состав второй группы «Затраты на оплату труда» весьма разнообразен. Сюда
входят выплаты заработной платы по существующим формам и системам оплаты
труда; выплаты по установленным системам премирования; оплата очередных и
дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск; оплата
учебный отпусков рабочим и служащим, обучающихся в вечерних и заочных
учебных заведениях, в заочной аспирантуре; оплата труда штатных работников,
работающих на договорных условиях; другие выплаты, включаемые в фонд оплаты
труда в соответствии с действующим законодательством.
В третью группу затрат на производство и реализацию продукции включены
«Отчисления на социальные нужды». Это обязательные платежи социального
государственного страхования, в пенсионный фонд, в государственный фонд
занятости. Эти виды отчислений производятся в соответствующие внебюджетные
фонды. Размеры отчислений в указанные фонды исчисляются по нормам,
установленным законом в процентах к затратам на оплату труда, включаемым в
себестоимость продукции.
Четвертым элементом состава затрат на производство и реализацию продукции
является «Амортизация основных фондов». В этой части затрат отражаются
амортизационные отчисления на полное восстановление основных
производственных фондов, сумма которых определяется на основании их
балансовой стоимости и действующих норм амортизации.
Пятую, но отнюдь не последнюю по важности и разнообразию группу затрат на
производство и реализацию продукции представляют «Прочие затраты». Прежде
всего в эту группу включаются некоторые виды налогов, сборов и платежей. К
ним относятся платежи по оплате процентов за полученные кредиты. К «Прочим
затратам» относятся оплата услуг связи, вычислительных центров, банков (в
частности, по факторинговым операциям), плата за аренду.
Итак, затраты на производство и реализацию продукции в целом, формирующие себестоимость продукции, являются важнейшим многофакторным компонентом, определяющим величину прибыли предприятия.
Размер прибыли как конечного финансового результата работы предприятия зависит и от второй, не менее важной величины - Объема выручки от реализации продукции.
Размер выручки от реализации продукции и соответственно прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и от уровня применяемых цен.
Традиционный метод определения выручки от реализации продукции состоит в том, что реализация считается совершенной по мере оплаты продукции и поступления денег либо на счета предприятий в банке, либо наличными в кассу предприятия. Наряду с этим выручка от реализации может быть исчислена и по мере отгрузки продукции покупателю и предъявления ему расчетных документов.
Итак, виды и уровень применяемых цен определяют в конечном счете объем выручки от реализации продукции, а следовательно, прибыли.
Проблема Ценообразования занимает ключевое место в системе рыночных отношений. Цены могут быть оптовыми (отпускными) и розничными.
Оптовая цена предприятия включает полную себестоимость продукции и прибыль предприятия. По оптовым ценам предприятий продукция реализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям.
Оптовая цена промышленная включает оптовую цену предприятия, налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. По оптовой цене промышленности продукция реализуется за пределы данной отрасли. Если продукция реализуется через сбытовые организации и оптовые торговые базы, то в оптовую цену промышленности включаются наценки для покрытия издержек и образования прибыли этих организаций.