Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь
смотреть на рефераты похожие на "Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь"
Проблема формирования конкурентной среды в РБ.
План.
Введение.
1 глава. Понятие конкуренции.
1. Определение конкуренции. 4
2. Виды конкуренции. 7
3. Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). 12
1. глава. Проблема формирования конкурентной среды в РБ.
1. Формирование конкурентной среды РБ. 15
2. Регулирование конкуренции в РБ. 18
3. Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 24
Заключение.
Введение.
Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу за потребителя и улучшение качества товаров.
При этом, конкуренция является обязательным условием существования рынка. Если она по сути, а не по форме отсутствует, то отсутствует и рынок как общественная форма экономических связей. Наличие конкуренции - естественное состояние рыночных отношений, при котором их субъекты побуждаются к активной предпринимательской деятельности. Проблема создания условий для ее возникновения и развития чрезвычайно важна для переходной к рынку экономики Беларуси. При ее решении следует различать условия возникновения конкуренции и условия формирования конкурентной среды.
Недостаточное понимание сущности и механизма проявления конкуренции отрицательно сказалось на первых шагах белорусских предпринимателей, получивших право самостоятельно вести внешнеторговые операции.Если предприятие не ориентировано на деятельность в условиях конкуренции, рассчитывать на завоевание и удержание рынка не приходится.
Большинство крупных белорусских предприятий не перестроили свою
работу, а усилия производственного менеджмента зачастую концентрируются не
на финансовых результатах, а на решении непроизводственных задач
(содержание социальной сферы, культурно-массовые мероприятия и т.д.).
Таким образом, Беларусь за десять лет существенно растратила стартовый потенциал для самостоятельного развития. Экономическая политика привела к серьезному разрушению основных фондов, снижению уровня жизни населения, к потере экспортных рынков.
1 глава. Понятие конкуренции.
3 Сущность конкуренции и ее значение.
Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного
языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение»,
«состязание». В экономике конкуренция определяется следующим образом.
«Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».[14, c. 16]
Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько
стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий
подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность
взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке.
Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей,
которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более
выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом
конкурентной борьбы считались цены.
Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для
неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали
конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги
потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании,
означает, что количество благ недостаточно в сравнении с по Наряду с
поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию
стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая
впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А.
Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной
западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция»
чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется
конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько
велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма
одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем
изменения объема продаж.
Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, «в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае — об одной из разновидностей конкуренции несовершенной».[7, c. 38]
Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается от ее определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведениии-соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.
Позднее спектр рыночных структур, анализируемых экономистами, был
расширен, и появилась необходимость в четком разграничении понятий
«конкуренция» и «соперничество». В современном понимании термин
«соперничество» относится к действительному поведению рыночных агентов,
направленному на завоевание лидирующего (отличного от других) положения на
рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов,
предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка.
Термин «конкуренция» в свою очередь, используется для характеристики
модели, строения рынка.
Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как «процедуры открытия».
Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать «созидающим разрушителем». Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию.
Другой австрийский экономист и политический философ — Ф. фон Хайек
рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как «процедуру открытия». По
его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение
цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком
направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке
только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только
«процедура» конкуренции «открывает», какие ресурсы и в каком количестве
необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать. [7, с. 39-40]
Неизбежные для такого “прорыва ” потери Хайек связывает не с разрушительным
характером конкуренции как таковой, а с принципиальной непредсказуемостью
поступков людей. Более того, он пологает, что конкуренция ценна лишь
постольку , поскольку ее результаты непредсказуемы и в целом отличны от тех
, которые кто-либо мог запланировать.[9,c. 42]
Нетрудно заметить , что большие ученые, исповедуя функциональный
понимание конкуренции, на самом деле были мало озабочены тем, чтобы дать ей
“правильное ”. Скорее, формулируя свои хлесткие , запоминающиеся дефиниции,
они просто хотели заострить внимание на принципиальной важности
определенных последствий конкурентной борьбы.
[7, c. 40]
Cуществуют и другие определения конкуренции. Конкуренция – это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов. С известной степенью условности конкуренцию можно назвать цивилизованной формой борьбы за существование, стремление обойти конкурента , не уступить, не отстать от него создает мощный стимул экономического прогресса. А угрозы выбытия из игры за экономическое существование и процветание действует надежнее всех иных стимулов.[6, с. 238]
Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.[13, с. 242]
Конкуренция – это экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг, за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям.[12, с. 177]
Конкуренция — это экономический закон рыночного хозяйства. Она происходит между продавцами и покупателями, среди продавцов и среди покупателей.
Конкуренция между производителями, продавцами осуществляется из-за
удовлетворения своих интересов, связанных с продажей продукции, выполнением
работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. Производители
(продавцы) стремятся как можно дешевле производить товары и дороже их
продать. Состязание происходит между товаропроизводителями за наиболее
выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья, [13, с.
144] и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования
пропорций общественного производства.[12, с. 178]
Конкуренция среди покупателей проявляется в стремлении приобрести качественные товары, и как можно дешевле.
В ходе борьбы между продавцами и покупателями первые стремятся продать подороже, вторые — купить подешевле.
В условиях конкуренции каждый предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, о повышении качества товаров и снижении затрат на единицу продукции. В этой связи можно согласиться с высказыванием Ф. фон Хайека о том, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей, и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи.
Для характеристики уровня конкуренции на том или ином конкретном рынке используются следующие показатели:
- количество производителей и потребителей на рынке,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8