- преодоление монополизма государственных управленческих структур;
контроль за монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов и
пресечение антиконкурентных действий; государственное регулирование
естественных монополий; обеспечение свободного доступа к информации о
товарах и ценах; превращение государственного сектора экономики в
действительного конкурента. (Конкуренции не бывает при отсутствии частной
собственности. Следовательно, становление конкуренции в трансформационной
экономике Беларуси диктует необходимость обеспечения права собственности
на средства производства, на продукт и на доход, а также многообразия форм
собственности и их равноправия. Негосударственные и частично
государственные экономические структуры не должны охватывать лишь мелкое
производство и бизнес.)
[8, c. 255- 266]
Кроме этого, для повышения конкурентоспособности белорусским предприятиям необходимо решить следующие задачи.
Совершенствовать маркетинговую деятельность. В этих целях:
— проводить мероприятия по совершенствованию организации маркетинга
(создать службу или назначить исполнителя по маркетингу; определить
должностные обязанности, разделить полномочия, определить ответственность и
поощрение; провести переподготовку кадров; при подборе кадров устанавливать
жесткие квалификационные требования к образованию и специальности);
— осуществлять поиск рыночных ниш, выявлять перспективные сегменты рынка, проводить позиционирование товара на рынке;
— выявлять потребности покупателей и постоянно повышать конкурентоспособность продукции, внедрять новые товары;
— проводить гибкую ценовую политику, применяя разный уровень цен на разных рынках, для разных сегментов, применять систему скидок;
— проводить анализ и осуществлять поиск перспективных рынков и каналов сбыта; осваивать внешние рынки;
— осуществлять эффективную рекламную кампанию, мероприятия по стимулированию сбыта, направленные на формирование покупательских предпочтений и приверженности к предприятию и его продукции.
Улучшать финансовое состояние предприятия. В этих целях:
— разрабатывать мероприятия, направленные на снижение затрат;
— ускорять оборачиваемость оборотных средств:
— при выборе управленческих решений проводить оптимизацию затрат.
Совершенствовать менеджмент. В этих целях:
— четко определять цели;
— выработать стратегии (общую для предприятия, маркетинговую, по элементам комплекса маркетинга, по финансам, производству);
— совершенствовать организацию управления предприятием,
— разработать систему мотивации работников к эффективной деятельности.
Представляется, что решение этих задач в комплексе позволит повысить конкурентоспособность отечественных предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а это, в свою очередь, позволит увеличить объемы экспорта и поступления валютной выручки в Государственный валютный фонд для решения таких задач, как поддержка курса национальной денежной единицы, погашение внешнего долга. [5, c.19]
В условиях отсутствия конкуренции конкурентная среда должна формироваться поэтапно, начиная с появления конкуренции между субъектами и заканчивая формированием структурных элементов по ее обеспечению.
На первом этапе происходит становление конкуренции между отечественными производителями одной отрасли за рынки сбыта и сырья, между банками — за долгосрочное кредитование производственных программ, между торговыми организациями - за установление связей с производителями.
На втором этапе формируется межотраслевая конкуренция за норму прибыли, происходит становление нетоварных форм конкуренции между концернами, холдингами, финансовыми группами за финансовое лидерство.
На третьем этапе предусматривается обеспечение равно-партнерских отношений между отечественными и иностранными производителями.
С нашей точки зрения, эти этапы должны совпадать с этапами развития рыночных отношений в республике.
Роль государства как регулирующего органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей.[8, c. 256]
Анализ экономической ситуации в республике, практики демонополизации экономики за 1993-1998 it. позволяет сделать вывод о том, что в ходе реформирования национальной экономики было бы целесообразно отдать приоритет не антимонопольной, а конкурентной политике.
Конкурентная политика - это совокупность государственных мер, направленных на создание и поддержку (развитие) конкуренции. Ее проводят не только развитые и развивающиеся страны, но и государства с трансформируемой экономикой. Принципами такой политики в рыночной экономике являются: эффективность, справедливость, правовая защита производителя (продавца) и потребителя. Она направлена на стимулирование эффективности и контроля в экономике, предотвращение эксплуатации более слабых участников рынка.[3, c.110]
Основными целями конкурентной политики в развитых странах являются: обеспечение экономического роста и международной конкурентоспособности экономики, содействие техническому прогрессу, контроль за деятельностью монопольных субъектов, вытеснение с рынка нерентабельных предприятий. При этом главные стратегические задачи государства заключаются в создании законодательной основы конкурентных отношений, а также нового хозяйственного механизма, ориентированных на стимулирование конкуренции.
Ведущие направления государственной конкурентной политики сводятся к разработке и совершенствованию законодательства о конкуренции, контролю над структурой рынка, предотвращению злоупотреблений рыночной властью, к стимулированию предпринимательской деятельности.[8, c. 258]
Основными направлениями конкурентной политики являются: разработка и совершенствование законодательства о конкуренции, контроль над структурой рынка, предотвращение злоупотреблений рыночной власти, стимулирование предпринимательской деятельности. В переходный период важно создать необходимые условия для ее появления. Во-первых, следует принять законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы. Во- вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков. В-третьих, важно открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. И, наконец, необходимы законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие ценовые сговоры.[3, c. 110]
Высшим органам Республики Беларусь предстоит принят пакет законов, обеспечивающих гарантии полноправного чествования конкуренции в отечественной экономике, а также защиты ее от ведомственного произвола и разнообразных под законных актов и инструкций, искажающих (порой до неузнаваемости) смысл государственных решений.
Становлению конкурентных отношений в Беларуси могла бы способствовать реализация механизма банкротства субъектов хозяйствования, чья деятельность признается экономически нецелесообразной.
Изучение зарубежного опыта реализации конкурентной политики дает
основание считать, что в Беларуси также необходимо проводить
институциональные преобразования - осуществить структурную перестройку
экономики, обеспечить рациональное сочетание различных форм собственности и
эффективное функционирование государственной, снижение уровня монополизации
экономики и становление конкурентной среды, финансовое оздоровление страны
и проведение земельной реформы. Кроме того, следует реструктурировать
предприятия и создать рыночную инфраструктуру, обеспечивающую
функционирование основных рынков в условиях конкуренции и разумного
антимонопольного регулирований А главное - устранить экономические основы
(условия) злоупотреблений доминирующим положением и создать условия для
конкурентных отношений, для чего необходимо:
1) выявить природу монополий и их виды, а также возможности субъектов, обладающих чрезмерной экономической властью;
2) отказаться от тотального устранения монопольных структур, подходить дифференцированное к монополистам и лишать монопольной власти тех, кто не способствует прогрессивным сдвигам в экономике, ее оздоровлению, тормозит развитие НТП, допускает расточительство, производит морально устаревшую продукцию;
3) не столько реорганизовать функционирующие монополии, сколько изменить окружающую их экономическую среду; осуществить разумную либерализацию национального рынка, обеспечить развитие производственной инфраструктуры (транспорта и связи); стимулировать производство товаров- субститутов и т.д.[8, c. 259- 260]
Антимонопольному регулированию в республике должны были предшествовать принятие закона о конкуренции, разработка законодательства о ней, играющего важную роль в формировании конкурентной среды. Оно, как правило, включает возведенные в закон «правила игры», нормы поведения, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов в сфере бизнеса. При этом в условиях переходной экономики должны преобладать меры не столько ограничительного, сколько стимулирующего характера, направленные на становление и развитие конкуренции. Необходима разработка концепции и программы государственной политики в области конкуренции.
Конкурентная политика и законодательство о конкуренции должны ориентироваться не столько на пресечение монопольного поведения хозяйствующих субъектов, сколько на устранение указанных выше препятствий барьеров). При этом было бы корректным определять все законы, направленные на становление конкурентных отношений в трансформируемой экономике республики, как законодательство о конкуренции.
Роль государства как регулирующего органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей.[3, c.110]
Антимонопольное законодательство промышленно развитых стран, предназначенное для условий превышения предложения над спросом и призванное охранять налаженную конкурентную среду, не годится для условий тотального дефицита и отсутствия конкуренции. Решать вопрос о разрушении давно сложившихся в республике монопольных структур необходимо на основе общей реформы собственности и организации управления хозяйством.
Из существующего опыта западного антимонопольного регулирования можно
заимствовать лишь общую идею необходимости борьбы с негативными
проявлениями монополии, деформирующей рыночные отношения, препятствующими
развитию конкуренции, а также некоторые технические приемы. Республике
Беларусь необходима своя концепция, призванная не столько спасать и
защищать конкуренцию, сколько создавать условия для ее возникновения,
способствовать формированию новых производственных структур, лишенных
возможности злоупотреблять монопольным положением на рынке; а также
предотвращать сговоры между предприятиями, выпускающими однородную
продукцию с целью навязывания своей воли потребителям, стимулировать
диверсификацию предприятий, развитие малого бизнеса.[8, c. 261 - 262]
Заключение.
С учетом вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Конкуренция - эффективный, дешевый метод экономического контроля.
Они толкает производителя на сокращение издержек производства, иен,
увеличение объема сбыта, па борьбу за потребителя и улучшение качества.
2. Государство играет активную роль в регулировании конкуренции в национальных границах, руководствуясь общенациональными интересами. Именно от государства во многом зависит создание условий для благоприятной конкурентной среды.
3. В современных условиях важна не столько ценовая конкуренция, сколько конкуренция новых товаров и услуг. Однако высокая степень экономического риска сдерживает немало производственников от внедрения инноваций в производство.
4. Несмотря па то что конкуренция в силу своего стихийного характера может вызвать побочные отрицательные экономические и социальные последствия, она все же является главным двигателем современного прогресса, производства высококачественной и конкурентоспособной продукции.
Можно также еще раз подчеркнуть, что основу для решения проблемы формирования конкурентной среды создает политика государства в этой области, а полученные возможности уже в той или иной мере реализуются на фирменном уровне. Важное значение имеет поддержка государством наукоемкого сектора; создание системы льгот для хозяйственников, применяющих новые технологии, повышающих качество продукции, увеличивающих объемы продаж своей продукции за рубеж.
Кроме этого, поддержка и помощь должны заключаться в развитии и укреплении информационной базы потребительского рынка; создании возможности сертификации и контроля качества товаров и упрощении их процедуры; создании кредитной системы, доступной всем субъектам рынка; упрощении процедуры налогообложения; сокращении форм отчетности для частного предпринимателя; повышении правовой культуры участников рынка; обеспечении соблюдения требований закона всеми участниками рыночных отношений.
Только в этом случае можно ожидать от субъектов рынка отказа от неэффективных, полулегальных и недобросовестных форм конкурентного поведения на рынке, повышения цивилизованных и добросовестных форм конкуренции на потребительском рынке республики.
Приложение.
Схема 1 - Пять сил конкуренции ( по М. Портеру). [ 14 , с. 43]
Список литературы:
1. Атамалиева Л. ”Конкуренция и ее роль в работе предприятий. “ // “ФУА”. -
2000, № 9. с.31-
32
2. Пыко В.Т. “Рыночная деятельность фирмы.” // “Вестник БДЭУ.”-2000, № 5.
С. 21-25
3. Санько Г.Г.”Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой экономике.“//
“БЭЖ”. - 1999, № 2. с. 100-111
4. Целикова Л. ”Конкуренция : методы оценки. “ // “НЭГ”. - 2000, 5 апреля. с. 7
5. Яшева Г. ”Конкурентоспособностьпредприятий: методика оценок и результаты. “ // “ФУА”. - 2000, № 4. с. 17-20
6. Курс экономики : Учебник // Под редакцией Б. А. Райзберга.-М.: ИНФРА ,
1997 –720 с.
7. “Конкуренция: теория и практика”.Учебно- практическое пособие.- 2-е изд., испр. и доп// Юданов А. Ю. -М.: OOO Гном-пресс , 1998.-384 с.
8. “Монополия и конкуренция” // Санько Г.Г.,- Мн.,1999.- 237 c. с. 242-262.
9. “Основы экономической теории”. Учебное пособие // Под редакцией Камаева
В.Д.-М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996 – 284 с.
10. “Основы рыночной экономики”// Рузавин. Г.И.- М.: ЮНИТИ. 1996.
11. Экономическая теория: учебное пособие- 2-е изд., перераб и доп- М. :
Юрайт, 1999.-384 с. [111-117]
12. “ Экономическая теория ”// Гурко С. П. и др.- Мн., ИП Экоперпектива,
2001-637 с. 177-182
13. “ Экономическая теория ”// Базылев Н.Н. - Мн., ИП Экоперпектива, 2001.-
538 с.
14. “ Экономика.” Учебник/под ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К.
Большакова. —М.: «Проспект», 1998. — с.16.
-----------------------
Клиенты
Новые конкуренты
Конкуренция в отрасли
Интенсивность конкуренции
Поставщики
Товары
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8