Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции
смотреть на рефераты похожие на "Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции"
Балтийская Государственная Академия
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции»
Выполнил: студент группы МГ-22
Щербаков Антон
Проверил:
Калининград 2001
План
Введение
1. Необходимость и сущность интеграции 4
1.1 Этапы интеграции 7
2. Особенности развития западноевропейской экономической интеграции 9
2.1 Европейский союз 9
2.2 Европейская ассоциация свободной торговли 14
2.3 Центрально-европейское соглашение о свободной торговле 15
2.4 Европейский экономический валютный союз 17
3. Будущее Европы 22
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.
Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новые количественные и качественные характеристики. Основные формы мирохозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции международных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире — достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль в развитии современного общества. В своей курсовой работе я остановлюсь на европейской экономической интеграции, ярким примером которой является Европейский союз и другие, менее крупные европейские интеграционные объединения.
В первой главе моей курсовой работы речь пойдёт об экономической интеграции как о явлении, я попытаюсь раскрыть сущность этого понятия, ведь не поняв смысла явления невозможно объективно его оценить.
В последующих главах будут приведены наглядные примеры европейских интеграций. На основании которых (примеров) будет сделан вывод о проблемах и перспективах дальнейшего развития европейской экономической интеграции.
1. Необходимость и сущность интеграции.
В настоящее время в мире полным ходом идут интеграционные процессы, то есть процессы сращивания национальных экономических, социальных, правовых и институциональных систем, и количество экономических союзов и единых таможенных зон непрерывно растёт. Поэтому особенно важно знать, как подобные объединения влияют на экономику государств-членов объединения и на мировую экономику в целом, о трудностях на пути экономической интеграции и о путях их преодоления с учётом изучения мирового опыта. Необходимо изучить мировой опыт интеграционных процессов, предпосылки интеграции, внутреннюю логику, нормативно-правовую базу интегрирующихся стран, положительные и отрицательные моменты для конкретного государства, связанные с углублением интеграционных процессов. Всё это позволит избежать многих ошибок в будущем, и будет способствовать более уверенному продвижению по пути экономической интеграции.
Реальное интегрирование возможно лишь при наличии трёх основных условий:
Во-первых, нужен достаточно высокий уровень развития промышленности, делающий национальные хозяйства взаимодополняющими, все более заинтересованными в сотрудничестве друг с другом. Интегрирование возможно и необходимо лишь между странами, имеющими развитую обрабатывающую промышленность, особенно её высокотехнологичные отрасли. Что же касается менее развитых стран, производящих и экспортирующих преимущественно базовые товары, то они выступают по отношению друг к другу не как взаимодополняющие, а как конкурирующие хозяйственные системы. Им почти нечего предложить друг другу: в сырье они почти не нуждаются из-за отсутствия собственной обрабатывающей промышленности, а немногие производимые ими готовые изделия по качеству значительно уступают тем, какие можно ввезти из развитых стран. К тому же из-за постоянных финансовых трудностей они ограничены в предоставлении друг другу как правительственных, так и коммерческих экспортных кредитов. Взаимная торговля между ними развита очень слабо: и как экспортеры, и как импортеры они гораздо сильнее привязаны к промышленно развитым странам, чем друг к другу.
Во-вторых, даже достаточно развитые в промышленном отношении страны способны к интегрированию друг с другом лишь при условии, что их экономика является не командно-распределительной и жестко централизованной, где действуют искусственные цены, плановые издержки производства и государственная монополия внешней торговли, а рыночной и децентрализованной, где главными действующими лицами являются не чиновники, а частные предприниматели.
В-третьих, интегрирование может стать устойчивым и необратимым процессом
лишь при наличии в государствах-партнерах высокоразвитой и прочно
укоренившейся политической демократии, способной учитывать и обеспечивать
экономические, социальные и культурные интересы различных групп населения.
В противном случае и внутренняя ситуация, и внешняя политика остаются
спонтанными, трудно предсказуемыми и не внушающими доверие со стороны
других стран-партнеров. А в таких условиях невозможно ни открытие
таможенных границ, ни формирование и проведение совместной экономической
политики, ни создание наднациональных фондов для финансирования мероприятий
такой политики.
Рассматривая причины интеграции, нельзя не заметить, что каждая из
участвующих в интеграционном процессе сторон имеет свои собственные
интересы и пытается решить свои собственные проблемы. Таких причин
существует великое множество, в частности желание, получить доступ на
зарубежный рынок сбыта, а также доступ к более дешёвым производственным
ресурсам, улучшить условия торговли, сократить издержки на масштабе
производства, добиться устойчивого экономического роста, привлечь прямые
зарубежные инвестиции, которые охотнее идут на большие рынки. Не менее
важны и неэкономические цели: налаживание более дружественных
взаимоотношений со странами-соседями, укрепление сотрудничества в
культурной, научной, социальной и политической областях, увеличение своего
влияния на мировой политической и экономической арене, так как к мнению
подобных сообществ прислушиваются гораздо больше, чем к отдельным странам.
Кроме того, многие менее развитые страны видят в интеграции способ
приобщения к экономическому и технологическому опыту более богатых
соседей, а также гарантию политической и экономической стабильности в
процессе рыночных реформ.
Помимо всего вышеперечисленного, интеграция стран создаёт несколько
эффектов, способствующих привлечению новых участников в этот процесс.
Первый эффект называется демонстрационным и заключается в том, что в
государствах-участниках интеграционного процесса обычно наблюдаются
положительные экономические эффекты, такие как увеличение темпов роста и
занятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому, что
окружающие данное объединение страны тоже хотят воспользоваться плодами
интеграции, даже не имея к тому должных предпосылок. Примером может служить
разгоревшаяся на постсоветском пространстве битва за право вступления в ЕС,
заключение в срочном порядке торговых отношений Латиноамериканских стран с
Мексикой после её вступления в НАФТА.
Второй эффект заключается в том, что часть торговли стран-участниц интеграционного процесса переориентируется с внешнего мира друг на друга, что создаёт неудобства окружающим странам и вынуждает их присоединяться к интеграционному процессу.
Но для участия в интеграционном процессе мало одних добрых намерений и желания сотрудничать. Важно иметь много общих черт во всех областях, так называемое ядро интеграции, которое предполагает близость уровней экономического развития и общность экономического и политического строя. Не менее важна культурная и религиозная близость объединяющихся народов, так как без взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг друга любое объединение невозможно. И конечно, свою роль играет географическая близость стран-участников объединения, поскольку она способствует более быстрому и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости.
1 Этапы(уровни) интеграции.
Первым этапом интеграции является заключение торговых соглашений на двух- или многосторонней основе. Суть таких соглашений – в снижении внутри данной группы стран тарифов по сравнению с тарифами на товары и услуги остального мира, и хотя такая дискриминация стран, не участвующих в соглашении, противоречит принципам ГАТТ/ВТО, эти меры допускаются как временные, подготовительные соглашения, направленные на углубление интеграционного процесса. Торговые соглашения возникли в результате развития международного переговорного процесса в области торговых соглашений. Первые двухсторонние торговые соглашения начали заключаться США в 30-х гг., после отмены Акта Смута-Холи о таможенной политике США после окончания Второй мировой войны появились первые многосторонние торговые соглашения.
Вторым этапом интеграции является создание зоны свободной торговли
(ЗСТ), где отменяются все тарифы на товары стран-участниц соглашения, но
при этом каждая отдельная страна сохраняет автономность своей таможенной
политики по отношению к внешнему миру. Иногда снятие таможенной пошлины
происходит не на все товары, обычно пошлины остаются на продукты сельского
хозяйства. На этом уровне возможно также создание небольшого
координационного совета.
К зонам свободной торговли относятся:
- Европейская ассоциация свободной торговли EFTA (Австрия, Финляндия,
Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция), созданная в 1960г.;
- Европейская экономическая зона EEA (страны Европейского союза, Исландия,
Лихтенштейн), существующая с 1994г.;
- Североамериканская зона свободной торговли NAFTA (США, Мексика, Канада),
существующая с 1994г. и др.
Третьим уровнем интеграции является образование таможенного союза. Он
характеризуется тем, что государства-участники отменяют национальные
таможенные тарифы и вводят общую для всех стран-членов систему таможенных
пошлин и методов нетарифного регулирования по отношению к третьим странам.
Таможенный союз подразумевает беспошлинную торговлю внутри союза и полную
свободу перемещения внутри региона, а также требует создания общих
координирующих органов, обычно на уровне периодических встреч министров.