2. Переговоры ведутся с каждой отдельной страной, в то же время, каждая страна вправе сама выбирать порядок и скорость реформ.
Последним результатом Берлинского саммита (по итогом Еврокомиссии 1999
года) стало то, что переговорный процесс может начаться со всеми странами,
которые желают стать кандидатами для вступления в ЕС. Но есть два
предварительных условия, касающихся Болгарии и Румынии, при выполнении
которых ЕС начнёт переговоры с этими странами: Румыния должна решить вопрос
о детях-сиротах (причём Евросоюз готов предоставить помощь в решении этого
вопроса), а Болгария должна предоставить окончательную дату закрытия своей
АЭС.
Заключение.
В финальной части своей работы я постараюсь подвести итог и сделать некоторые выводы.
В начале работы была рассмотрена сущность интеграции как процесса,
этапы и причины интеграции, условия при которых возможна интеграция.
Приведём три основных условия:
V нужен достаточно высокий уровень развития промышленности;
V экономика должна быть не командно-распределительной, а рыночной и децентрализованной;
V наличие в государствах-партнерах высокоразвитой и прочно укоренившейся политической демократии, способной учитывать и обеспечивать экономические, социальные и культурные интересы различных групп населения.
Так же в работе были рассмотрены причины интеграции, которых существует большое множество, потому что каждая из участвующих в интеграционном процессе сторон имеет свои собственные интересы и пытается решить свои собственные проблемы. Можно выделить основные:
V желание получить доступ на зарубежный рынок сбыта;
V желание получить доступ к более дешёвым производственным ресурсам;
V желание улучшить условия торговли;
V желание сократить издержки на масштабе производства;
V желание добиться устойчивого экономического роста;
V желание привлечь прямые зарубежные инвестиции, которые охотнее идут на большие рынки.
Также не менее важны и неэкономические цели:
V налаживание более дружественных взаимоотношений со странами- соседями;
V укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной и политической областях;
V увеличение своего влияния на мировой политической и экономической арене, так как к мнению подобных сообществ прислушиваются гораздо больше, чем к отдельным странам.
Кроме того, многие менее развитые страны видят в интеграции способ приобщения к экономическому и технологическому опыту более богатых соседей, а также гарантию политической и экономической стабильности в процессе рыночных реформ.
Помимо всего вышеперечисленного, интеграция стран создаёт несколько эффектов, способствующих привлечению новых участников в этот процесс.
Первый эффект называется демонстрационным и заключается в том, что в государствах-участниках интеграционного процесса обычно наблюдаются положительные экономические эффекты, такие как увеличение темпов роста и занятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому, что окружающие данное объединение страны тоже хотят воспользоваться плодами интеграции, даже не имея к тому должных предпосылок. Примером может служить разгоревшаяся на постсоветском пространстве битва за право вступления в ЕС.
Второй эффект заключается в том, что часть торговли стран-участниц интеграционного процесса переориентируется с внешнего мира друг на друга, что создаёт неудобства окружающим странам и вынуждает их присоединяться к интеграционному процессу.
Но для участия в интеграционном процессе мало одних добрых намерений и желания сотрудничать. Важно иметь много общих черт во всех областях, так называемое ядро интеграции, которое предполагает близость уровней экономического развития и общность экономического и политического строя. Не менее важна культурная и религиозная близость объединяющихся народов, так как без взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг друга любое объединение невозможно. И конечно, свою роль играет географическая близость стран-участников объединения, поскольку она способствует более быстрому и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости.
В следующих главах были охарактеризованы основные европейские интеграционные объединения, так как сложно говорить о проблемах и перспективах развития интеграций, не зная истории их образования и принципов функционирования. При этом большое внимание было уделено ЕС, так как в настоящее время это интеграционное объединение занимает сильные позиции в мировой экономике и международной торговле.
Конкретными целями создания ЕЭС были:
V устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;
V установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
V ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»;
V разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;
V создание валютного союза;
V унификация налоговой системы;
V сближение законодательства;
V разработка принципов согласования экономической политики.
Эти цели достигались созданием таможенного, валютного союзов, созданием единого Европейского банка с правами эмиссии единой валюты евро, образованием единого западноевропейского пространства без внутренних границ.
Также были охарактеризованы такие объединения как: Европейская
ассоциация свободной торговли, которая в отличие от ЕС не имеет
наднациональных функций и межгосударственных координирующих институтов.
ЕАСТ во главу угла ставит экономическое сотрудничество. В первую очередь
она содействовала либерализации торговли и устранению таможенных барьеров.
И Центрально-европейское соглашение о свободной торговле. В рамках которого
вступило в силу Центрально-европейское соглашение о свободной торговле
(СЕФТА), предусматривающее постепенное взаимное снижение пошлин.
Но ЕАСТ и СЕФТА не стали полноценными интеграционными группировками.
Фактически они являются своеобразными «подготовительными классами» для
новых членов ЕЭС/ЕС.
Далее в работе был охарактеризован Европейский экономический валютный союз, который состоит их стран ЕС, которые с 2001 года вводят в наличное обращение евро.
Но, так как в своей курсовой работе я должен был не просто описать европейские интеграционные группировки, а определить перспективы и проблемы развития европейской интеграции в целом, то в третьей части я привёл основные из них. В заключительной части приведу некоторые из них:
-- перспективы: перспективы европейской экономики связаны, с одной стороны, с решением ряда сложных взаимосвязанных проблем, олицетворяющих социальные достижения и успехи традиционной Европы, с другой – консервирующих неэффективную в современных условиях экономическую структуру. В частности, поддержание действующей системы социальных гарантий требует значительных государственных расходов, что, в свою очередь, удерживает налоговые ставки на высоком уровне и тормозит экономический рост. Другие важнейшие задачи связаны с реформированием пенсионных систем и пересмотром политики в отношении госсобственности и регулирования рынков.
> уверенно растут такие надёжные показатели, как индексы делового доверия. Это говорит об уверенности инвесторов в способности политического руководства ведущих европейских стран добиться определённого прогресса в проведении структурных реформ;
> растёт объём заказов на продукцию европейских производителей, в первую очередь на товары производственного назначения. Это означает повышение внутреннего спроса и оживление инвестиционной активности;
> представленные в Европейскую комиссию «программы стабильности» стран ЭВС свидетельствуют о намерении финансовых властей большинства стран проводить нейтральную бюджетную политику, не препятствующую экономическому росту.
-- проблемы:
> проблема низкой эластичности рынка труда, сложившейся не только вследствие низкой мобильности рабочей силы, но также из-за сильного влияния профсоюзов на политику в отношении заработной платы;
> проблемы реформирования системы социального обеспечения;
> проблемы государственного долга;
> проблемы, связанные с введение евро в наличное обращение
> большие затраты на подготовку стран-кандидатов на вступление в ЕС
Даже при простом анализе экономической ситуации в Европе становится ясно, что далеко не скоро произойдёт полное объединение европейских стран.
Реальными альтернативами на ближайшие одно-два десятилетия являются либо расширяющаяся и объединяющаяся Европа, которая преследует, хотя и нерешительно, рывками – цель континентального единства, либо Европа, которая не пойдет много дальше своего нынешнего состояния интеграции и пределов географического пространства, и постепенно дробящаяся Европа, где возобновится старое соперничество держав. Тем не менее, есть основания полагать, что возникший экономический и валютный союз ускорит экономическую интеграцию Европы и за пределами валютного измерения, стимулируя в дальнейшем экономическую, политическую, правовую и социальную интеграцию.
Список использованной литературы:
V Борко Ю.А. «Договоры об учреждении Европейских Сообществ». - Москва.
1994 г.
V Борко Ю.А. «Единый Европейский Акт. Договор о ЕС». - Москва. 1994 г.
V Воронов К. «Четвертое расширение ЕС» МЭМО 1996 г. М.
V Глухарев Л.И. «Европейские Сообщества: в поисках новой стратегии». -
Москва. 1990 г.
V Иванов И. «Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия» МЭМО
№9 М. 1998 г.
V Крайний В. «Валютный союз по-европейски». - Интерфакс-АиФ. - 1996 №16
V Подколзина И. «Единая Европа: Эксперимент в реальном времени». - МЭМО
2000 г.№8.