Проблемы использования энергоресурсов в Украине
смотреть на рефераты похожие на "Проблемы использования энергоресурсов в Украине"
Реферат
на тему: Проблемы использования энергоресурсов
ученика 11-Б класса
Третяка Станислава
Днепропетровск
2002
Содержание стр
.
Вступление ………………………………………………………………………….. 3
Барьеры на пути достижения эффективного энергоиспользования …………….. 4
Что необходимо предпринять прежде всего ? ……………………………………. 7
Системная стратегия энергосбережения ………………………………………….. 8
Надёжность энергоснабжения ……………………………………………………... 8
Политика цен и тарифов …………………………………………………………… 9
Законодательство и нормативная база …………………………………………... 10
Эффективность использования энергии ………………………………………… 12
Охрана окружающей среды ……………………………………………………… 14
Вступление
В последние годы вопросы реализации политики энергосбережения и
повышения энергоэффективности в Украине приобрели особую актуальность и
напрямую связаны с энергобезопасностью страны. Ученые и специалисты из
различных отраслей (а особенно из отраслей, связанных с топливно-
энергетическим комплексом) в ходе многочисленных семинаров, конференций,
выставок и других, как отраслевых, национальных, так и международных
мероприятий, активно обсуждают различные аспекты этой проблемы.
Предлагается большое количество технических решений, законодательных
инициатив, экономических и социальных преобразований. Все эти предложения
направлены на решение конкретных задач, отражающих один из факторов,
препятствующих достижению поставленной цели. В настоящей работе сделана
попытка провести комплексный анализ препятствий (барьеров) на пути
реализации политики энергосбережения и достижения энергоэффективности в
Украине, их классификация, а также намечены стратегические направления для
их преодоления.
Понятия "энергосбережение" и "энергоэффективность" очень
взаимосвязаны. Действительно, само по себе "энергосбережение" в дословном
понимании этого слова не является самоцелью. Никто сейчас не ставит задачу
сберечь энергию любой ценой, ведь можно было бы ее тогда совсем не тратить,
а закрыть все, погасить свет и остановить всю технологию или снизить
потребность в энергии до минимума. Это было бы равнозначно призыву к
прекращению развития человечества. А кроме того, если рассматривать энергию
с философской точки зрения, то энергия - "...общая количественная мера
движения и взаимодействия всех видов материи. Энергия не возникает из
ничего и не исчезает, она может только переходить из одной формы в
другую...". То есть, энергия подчиняется закону сохранения, а,
следовательно, ее нельзя сберечь. Тем не менее, понятие "энергосбережение"
широко используется в мировой практике – “Energy Saving”, “Energy
Conservation” (англ.), “Energieeinsparen” (нем.), но в это понятие
вкладывается более общий смысл. Например, снижение удельного расхода
твердого топлива на единицу выработанного 1 кВт.ч в обобщенном виде
приводит к “сохранению” топлива в недрах земли, которое будет израсходовано
для этой же цели, но в более долгосрочной перспективе, тем самым
показывается сохранение этого энергоресурса на определенный период времени.
В таком именно понимании и используется термин “энергосбережение”.
В Украине приняты и действуют Закон "Об энергосбережении", целый ряд ГОСТов
в области энерго- и ресурсоиспользования, работает Государственный Комитет
по энергосбережению, и тем не менее сохраняется тенденция к росту
энергоемкости продукции, которая появилась в Украине после экономического
спада 1989 г. Даже в сравнении со странами СНГ и другими странами с
переходной экономикой, этот показатель продолжает расти. Следует отметить,
что показатели валового внутреннего продукта (ВВП) в странах с переходной
экономикой искажены множеством статистических и методологических
неточностей, т.к. значительная часть экономической деятельности в Украине,
России и других странах СНГ проводится через теневую экономику, поэтому
данные о ВВП не фиксируются в официальных документах. В странах же с
развитой экономикой большая часть материальных ценностей создается
неэнергоемкими отраслями, такими как сфера услуг (например, банки и
торговля). А что касается энергоемких секторов экономики, то они в развитых
странах отличаются высокой энергоэффективностью. В этой связи сравнение
показателей энергоэффективности в Украине с аналогичными показателями в
странах с развитой экономикой не может быть объективным. Более
целесообразно такое сравнение проводить со странами с переходной
экономикой, в том числе и странами СНГ, где, кроме того, используется
аналогичное оборудование. Так, даже по сравнению со странами СНГ и другими
странами с переходной экономикой, эти показатели для Украины выглядят не
лучшим образом – энергоемкость продукции продолжает расти. Поэтому, прежде
всего, необходимо найти причины (барьеры), из-за которых в Украине нет
ощутимых результатов в энергосбережении.
Барьеры на пути достижения эффективного энергоиспользования
Проведенный анализ показывает, что препятствия (барьеры) на пути
эффективного энергоиспользования можно условно классифицировать на
финансовые, управленческие, административные, юридические и рыночные.
Рассмотрим более подробно каждый из этих классов.
Финансовые – наиболее часто упоминаются при обсуждении проблем
энергосбережения. К ним относятся:
отсутствие капитала, особенно оборотных средств;
высокие банковские ставки на кредиты;
большие расходы на наращивание капитала по причине высоких кредитных ставок
(период окупаемости инвестиций для проектов по энергосбережению становится
слишком продолжительным);
использование не денежных форм взаиморасчётов (бартер, векселя);
неплатежи за использованную энергию (приводит к нехватке топлива для
электростанций и ТЭЦ, дефициту тепловой и электрической энергии, и сводит
идею функционирования энергорынка на нет);
недостаток инвестиций, включая внешние — главное препятствие в нынешнем
“экономическом климате”.
Социальные – связаны с уровнем образования, информационным обеспечением и
менталитетом нации:
низкая информированность: руководство предприятия, да и просто отдельные
граждане не знают о возможностях экономии энергии или не информированы о
действительной стоимости энергии, не знают о возможных (порой
альтернативных) вариантах поставок энергии, энергоэффективного
оборудования;
мало используются ИНТЕРНЕТ-технологии в поисках фирм-производителей,
энергоконсалтинговых и энергоаудиротских компаний, создании баз данных;
низкий уровень образования в сфере энергосбережения - начиная от школ,
высших учебных заведений, и до повышения квалификации специалистов
программы подготовки (в большинстве своем) не отвечают требованиям по
освещению проблемы энергосбережения;
не сформирована потребность в консультационных пунктах по вопросам оценки
энергоэффективности тех или иных приборов, технологий, оборудования,
строительства или реконструкции жилого сектора и др. Потребитель не может
сделать правильный выбор;
“проблема не затрагивает моих интересов”, т.е. “это не мое дело” - таково
мнение большинства населения.
Производственные - для промышленности эффективность энергоиспользования
зачастую не рассматривается как важная составляющая бизнеса. Существует так
называемая “производственная специфика”, поэтому к данным барьерам можно
отнести:
приоритет инвестиций на повышение производительности труда или качества
продукции перед инвестициями, направленными на повышение
энергоэффективности – “сначала произвести, а как - это уже второй вопрос”.
(Однако стоит помнить, что реализованные программы энергосбережения
позволяют снизить стоимость выпускаемой продукции и соответственно повысить
ее конкурентоспособность).
технологические потери:
вследствие высокой зольности поступающего угля ТЭС работают со слишком
низкими КПД;
электроснабжение осуществляется на недопустимо пониженной частоте,
вследствие чего у большинства потребителей возникает ущерб из-за снижения
производительности машин и механизмов;
существенные потери энергии и энергоносителей при их транспортировке и
распределении, которые связаны с несовершенством технологии, оборудования,
ошибками при проектировании и эксплуатации;
внезапные отключения потребителей электрической энергии или, в меньшей
мере, отключения с предупреждением приносят значительные ущербы
промышленным предприятиям (которые иногда исчисляются не только финансовыми
потерями, но и порчей технологического оборудования. Часто это приводит к
нарушению правил безопасности на рабочих местах, на конкретных
технологических процессах, что является недопустимым. Эти же проблемы
касаются и частного потребителя - населения (в зимнее время в часы
прохождения максимума нагрузки в объединенной энергосистеме Украины
мощность отключения составляла до 4 млн. кВт)).
отсутствие мотивации (поскольку невозможно получить прямую выгоду от
внедрения программ энергосбережения, ставки налогообложения не позволяют
заниматься реинвестированием в энергосбережение, при этом существует
мнение, что не следует осуществлять материальное стимулирование персонала
за экономию энергии);
коммерческие потери (отсутствие автоматизированных систем учета энергии и
расчетов за потребленную энергию на оптовом и розничном рынках,
несовершенство тарифов на энергоносители, отсутствие практики их выбора и
использования приводит к значительным “коммерческим” потерям мощности и
энергии);
стимулирование энергосбережения (Стимулирование энергосбережения достаточно
часто осуществляется за рубежом посредством субсидий. В Украине же,
например, бюджетные и внебюджетные субсидии направляются на производство и
введение в эксплуатацию ветрогенерирующих установок, а не передаются
пользователям установок нетрадиционной энергетики, как это делается в
других странах. Кроме того, в этих странах субсидии выделяются при условии,
что используется только сертифицированное оборудование. Сертификация
удостоверяет оборудование на соответствие государственным стандартам и дает
право на монтаж оборудования и получение государственных субсидий. Выдача
субсидий должна стимулировать использование технологий нетрадиционной
энергетики, а не производителей ветрогенерирующих установок);
отсутствует возможность выбора поставщика и/или типа энергоносителя
(потребитель не может поменять поставщика ни при каких условиях (к примеру,
в Германии потребитель не может поменять поставщика только в течении трех
месяцев, после этого срока он волен в выборе нового поставщика),
потребитель затруднен при выборе тарифов на поставку энергии, поскольку
отсутствует система критериев выбора и согласования тарифов на
электрическую энергию между поставщиками и потребителями);
существует скрытая монополия поставщиков энергии, заключающаяся в прямом
или косвенном диктате при реализации программ энергосбережения ( например,
поставщик энергии: указывает потребителю какие конкретные типы приборов
учета энергии он должен установить на своем объекте; предлагает конкретную
фирму, которая будет устанавливать системы учета энергии, при этом эти
фирмы являются наиболее “приближенными” к поставщикам, поэтому даже при
проведении “тендеров” они являются победителями; препятствует переходу
потребителей на другую систему тарифов и пр.)
Административные – в основном связаны с наследием административно-командной
системы управления:
цена на энергию определяется административными решениями, прежде всего
политическими соображениями, и только потом – затратами;
нормативная база плановой экономики переносится на рыночную экономику
Украины – диктат среднего управленческого звена, они привыкли мыслить теми
категориями, которые были раньше, и пытаются их перенести в сегодняшний
день
“Правила пользования электрической энергии” остались без существенных
изменений;
документы энергоснабжающих организаций и практика их применения не
учитывают прав потребителя, отсутствует механизм защиты этих прав;
групповое, технологическое и общезаводское нормирование переносится из
плановой экономики, что не позволяет раскрыть и в полном объеме
использовать потенциал энергосбережения;
приоритет руководителей отдается ликвидному на внешнем рынке товару с
высоким уровнем энергозатрат (с высоким удельным расходом, например,
производство стали, цемента и др.), а не вложению инвестиций в
энергосберегающее оборудование, которое позволило бы снизить себестоимость
и соответственно повысить конкурентоспособность продукции. (Однако этот
путь не является очевидным, поскольку выпускаемая продукция идет на экспорт
и является товаром, приносящим стране валюту, но продаваемым зачастую по
более низким ценам по сравнению с товаром из других стран. Следует
отметить, что для производства этого товара в конкурирующих странах
тратится значительно меньше энергии (почти в два раза - см. далее).
Необходимую энергию мы покупаем за валюту по мировой цене, а товар продаем
ниже мировых цен. Если добавить и экологические аспекты, вызываемые
производством этих товаров и сжиганием энергии на энергозатратном
оборудовании, то напрашивается теперь уже очевидный ответ: “а не пора ли
все это подсчитать”. Возможно, всё население Украины, даже не подозревая,
субсидирует эти производства);
отключения потребителей (ограничения) зачастую осуществляются по
административным признакам - одно предприятие отключить нельзя, даже если
оно имеет задолженности по оплате за энергию, потому что существуют
административные рычаги (действует “телефонное право”), а другое
предприятие, не имеющее долгов, отключить (ограничить) можно.
Юридические:
отсутствие нормативных актов для обязательного учета расходов тепловой и
электрической энергии, а также других энергоносителей на всех уровнях – от
производства до потребления;
безнаказанность за неплатежи за использованную энергию;
убытки потребителей за счет отключения и поставки некачественной энергии
остаются без внимания, поскольку отсутствуют соответствующие нормативные
документы, включая юридические.
Рыночные:
рынок энергосберегающего оборудования и технологий более похож на “дикий
рынок”, где честная конкуренция заменяется явным лоббированием интересов
отдельных фирм-производителей; при отсутствии информации потребитель
приобретает “то, что блестит”, не оценивая его эффективности;
отсутствие достаточного опыта и культуры проведения маркетинговых
исследований, бизнес планирования, менеджмента проектов, связанных с
энергосбережением;
фактические расходы, связанные с нерациональным использованием энергии
покрываются обществом, а не виновниками;
дополнительные расходы, связанные с загрязнением окружающей среды,
устранением экологических последствий при производстве, передаче или
потреблении энергии не покрываются загрязнителями;
избыточное потребление энергии покрывается не только потребителями (через
оплату энергии), но и обществом - за счет импорта дополнительных (сверх
необходимых) энергоресурсов.
Для решения вопросов в области энергосбережения необходимо большее
вмешательство государственных органов, активная позиция как всего
населения, так и предпринимательских структур, особенно управленческого
звена. Вместе с тем, со времени обретения независимости энергетическая
политика в Украине сводилась преимущественно к решению проблем дефицита
энергоносителей и преодолению трудностей с оплатой за импорт.
Абсолютно очевидно, что стимулирование эффективного использования энергии
является важным фактором, обеспечивающим уменьшение дефицита национального
платежного баланса, повышающим конкурентоспособность промышленности на
международном рынке, а также снижающим вредные выбросы в окружающую среду.
Анализируя барьеры на пути достижения энергоэффективности, следует
констатировать, что в Украине существует огромное количество серьезных
преград, которые по их суммарному воздействию составляют “критическую
массу” и не позволяют достичь серьезных результатов в энергосбережении.
Важнейшей задачей для достижения энергосбережения в широком смысле этого
слова является поиск необходимых этапов и построение системной стратегии
энергосбережения, которая позволит преодолеть барьеры на его пути, т.е.
необходимым условиям для достижения энергоэффективности в Украине есть
разрушение “критической массы” негативных препятствий.