Проблемы использования энергоресурсов в Украине

Проблемы использования энергоресурсов в Украине

смотреть на рефераты похожие на "Проблемы использования энергоресурсов в Украине"

Реферат

на тему: Проблемы использования энергоресурсов

ученика 11-Б класса

Третяка Станислава

Днепропетровск

2002

Содержание стр

.
Вступление ………………………………………………………………………….. 3
Барьеры на пути достижения эффективного энергоиспользования …………….. 4
Что необходимо предпринять прежде всего ? ……………………………………. 7
Системная стратегия энергосбережения ………………………………………….. 8
Надёжность энергоснабжения ……………………………………………………... 8
Политика цен и тарифов …………………………………………………………… 9
Законодательство и нормативная база …………………………………………... 10
Эффективность использования энергии ………………………………………… 12
Охрана окружающей среды ……………………………………………………… 14

Вступление

В последние годы вопросы реализации политики энергосбережения и повышения энергоэффективности в Украине приобрели особую актуальность и напрямую связаны с энергобезопасностью страны. Ученые и специалисты из различных отраслей (а особенно из отраслей, связанных с топливно- энергетическим комплексом) в ходе многочисленных семинаров, конференций, выставок и других, как отраслевых, национальных, так и международных мероприятий, активно обсуждают различные аспекты этой проблемы.
Предлагается большое количество технических решений, законодательных инициатив, экономических и социальных преобразований. Все эти предложения направлены на решение конкретных задач, отражающих один из факторов, препятствующих достижению поставленной цели. В настоящей работе сделана попытка провести комплексный анализ препятствий (барьеров) на пути реализации политики энергосбережения и достижения энергоэффективности в
Украине, их классификация, а также намечены стратегические направления для их преодоления.

Понятия "энергосбережение" и "энергоэффективность" очень взаимосвязаны. Действительно, само по себе "энергосбережение" в дословном понимании этого слова не является самоцелью. Никто сейчас не ставит задачу сберечь энергию любой ценой, ведь можно было бы ее тогда совсем не тратить, а закрыть все, погасить свет и остановить всю технологию или снизить потребность в энергии до минимума. Это было бы равнозначно призыву к прекращению развития человечества. А кроме того, если рассматривать энергию с философской точки зрения, то энергия - "...общая количественная мера движения и взаимодействия всех видов материи. Энергия не возникает из ничего и не исчезает, она может только переходить из одной формы в другую...". То есть, энергия подчиняется закону сохранения, а, следовательно, ее нельзя сберечь. Тем не менее, понятие "энергосбережение" широко используется в мировой практике – “Energy Saving”, “Energy
Conservation” (англ.), “Energieeinsparen” (нем.), но в это понятие вкладывается более общий смысл. Например, снижение удельного расхода твердого топлива на единицу выработанного 1 кВт.ч в обобщенном виде приводит к “сохранению” топлива в недрах земли, которое будет израсходовано для этой же цели, но в более долгосрочной перспективе, тем самым показывается сохранение этого энергоресурса на определенный период времени.
В таком именно понимании и используется термин “энергосбережение”.
В Украине приняты и действуют Закон "Об энергосбережении", целый ряд ГОСТов в области энерго- и ресурсоиспользования, работает Государственный Комитет по энергосбережению, и тем не менее сохраняется тенденция к росту энергоемкости продукции, которая появилась в Украине после экономического спада 1989 г. Даже в сравнении со странами СНГ и другими странами с переходной экономикой, этот показатель продолжает расти. Следует отметить, что показатели валового внутреннего продукта (ВВП) в странах с переходной экономикой искажены множеством статистических и методологических неточностей, т.к. значительная часть экономической деятельности в Украине,
России и других странах СНГ проводится через теневую экономику, поэтому данные о ВВП не фиксируются в официальных документах. В странах же с развитой экономикой большая часть материальных ценностей создается неэнергоемкими отраслями, такими как сфера услуг (например, банки и торговля). А что касается энергоемких секторов экономики, то они в развитых странах отличаются высокой энергоэффективностью. В этой связи сравнение показателей энергоэффективности в Украине с аналогичными показателями в странах с развитой экономикой не может быть объективным. Более целесообразно такое сравнение проводить со странами с переходной экономикой, в том числе и странами СНГ, где, кроме того, используется аналогичное оборудование. Так, даже по сравнению со странами СНГ и другими странами с переходной экономикой, эти показатели для Украины выглядят не лучшим образом – энергоемкость продукции продолжает расти. Поэтому, прежде всего, необходимо найти причины (барьеры), из-за которых в Украине нет ощутимых результатов в энергосбережении.

Барьеры на пути достижения эффективного энергоиспользования
Проведенный анализ показывает, что препятствия (барьеры) на пути эффективного энергоиспользования можно условно классифицировать на финансовые, управленческие, административные, юридические и рыночные.
Рассмотрим более подробно каждый из этих классов.
Финансовые – наиболее часто упоминаются при обсуждении проблем энергосбережения. К ним относятся: отсутствие капитала, особенно оборотных средств; высокие банковские ставки на кредиты; большие расходы на наращивание капитала по причине высоких кредитных ставок
(период окупаемости инвестиций для проектов по энергосбережению становится слишком продолжительным); использование не денежных форм взаиморасчётов (бартер, векселя); неплатежи за использованную энергию (приводит к нехватке топлива для электростанций и ТЭЦ, дефициту тепловой и электрической энергии, и сводит идею функционирования энергорынка на нет); недостаток инвестиций, включая внешние — главное препятствие в нынешнем
“экономическом климате”.
Социальные – связаны с уровнем образования, информационным обеспечением и менталитетом нации: низкая информированность: руководство предприятия, да и просто отдельные граждане не знают о возможностях экономии энергии или не информированы о действительной стоимости энергии, не знают о возможных (порой альтернативных) вариантах поставок энергии, энергоэффективного оборудования; мало используются ИНТЕРНЕТ-технологии в поисках фирм-производителей, энергоконсалтинговых и энергоаудиротских компаний, создании баз данных; низкий уровень образования в сфере энергосбережения - начиная от школ, высших учебных заведений, и до повышения квалификации специалистов программы подготовки (в большинстве своем) не отвечают требованиям по освещению проблемы энергосбережения; не сформирована потребность в консультационных пунктах по вопросам оценки энергоэффективности тех или иных приборов, технологий, оборудования, строительства или реконструкции жилого сектора и др. Потребитель не может сделать правильный выбор;
“проблема не затрагивает моих интересов”, т.е. “это не мое дело” - таково мнение большинства населения.
Производственные - для промышленности эффективность энергоиспользования зачастую не рассматривается как важная составляющая бизнеса. Существует так называемая “производственная специфика”, поэтому к данным барьерам можно отнести: приоритет инвестиций на повышение производительности труда или качества продукции перед инвестициями, направленными на повышение энергоэффективности – “сначала произвести, а как - это уже второй вопрос”.
(Однако стоит помнить, что реализованные программы энергосбережения позволяют снизить стоимость выпускаемой продукции и соответственно повысить ее конкурентоспособность). технологические потери: вследствие высокой зольности поступающего угля ТЭС работают со слишком низкими КПД; электроснабжение осуществляется на недопустимо пониженной частоте, вследствие чего у большинства потребителей возникает ущерб из-за снижения производительности машин и механизмов; существенные потери энергии и энергоносителей при их транспортировке и распределении, которые связаны с несовершенством технологии, оборудования, ошибками при проектировании и эксплуатации; внезапные отключения потребителей электрической энергии или, в меньшей мере, отключения с предупреждением приносят значительные ущербы промышленным предприятиям (которые иногда исчисляются не только финансовыми потерями, но и порчей технологического оборудования. Часто это приводит к нарушению правил безопасности на рабочих местах, на конкретных технологических процессах, что является недопустимым. Эти же проблемы касаются и частного потребителя - населения (в зимнее время в часы прохождения максимума нагрузки в объединенной энергосистеме Украины мощность отключения составляла до 4 млн. кВт)). отсутствие мотивации (поскольку невозможно получить прямую выгоду от внедрения программ энергосбережения, ставки налогообложения не позволяют заниматься реинвестированием в энергосбережение, при этом существует мнение, что не следует осуществлять материальное стимулирование персонала за экономию энергии); коммерческие потери (отсутствие автоматизированных систем учета энергии и расчетов за потребленную энергию на оптовом и розничном рынках, несовершенство тарифов на энергоносители, отсутствие практики их выбора и использования приводит к значительным “коммерческим” потерям мощности и энергии); стимулирование энергосбережения (Стимулирование энергосбережения достаточно часто осуществляется за рубежом посредством субсидий. В Украине же, например, бюджетные и внебюджетные субсидии направляются на производство и введение в эксплуатацию ветрогенерирующих установок, а не передаются пользователям установок нетрадиционной энергетики, как это делается в других странах. Кроме того, в этих странах субсидии выделяются при условии, что используется только сертифицированное оборудование. Сертификация удостоверяет оборудование на соответствие государственным стандартам и дает право на монтаж оборудования и получение государственных субсидий. Выдача субсидий должна стимулировать использование технологий нетрадиционной энергетики, а не производителей ветрогенерирующих установок); отсутствует возможность выбора поставщика и/или типа энергоносителя
(потребитель не может поменять поставщика ни при каких условиях (к примеру, в Германии потребитель не может поменять поставщика только в течении трех месяцев, после этого срока он волен в выборе нового поставщика), потребитель затруднен при выборе тарифов на поставку энергии, поскольку отсутствует система критериев выбора и согласования тарифов на электрическую энергию между поставщиками и потребителями); существует скрытая монополия поставщиков энергии, заключающаяся в прямом или косвенном диктате при реализации программ энергосбережения ( например, поставщик энергии: указывает потребителю какие конкретные типы приборов учета энергии он должен установить на своем объекте; предлагает конкретную фирму, которая будет устанавливать системы учета энергии, при этом эти фирмы являются наиболее “приближенными” к поставщикам, поэтому даже при проведении “тендеров” они являются победителями; препятствует переходу потребителей на другую систему тарифов и пр.)
Административные – в основном связаны с наследием административно-командной системы управления: цена на энергию определяется административными решениями, прежде всего политическими соображениями, и только потом – затратами; нормативная база плановой экономики переносится на рыночную экономику
Украины – диктат среднего управленческого звена, они привыкли мыслить теми категориями, которые были раньше, и пытаются их перенести в сегодняшний день
“Правила пользования электрической энергии” остались без существенных изменений; документы энергоснабжающих организаций и практика их применения не учитывают прав потребителя, отсутствует механизм защиты этих прав; групповое, технологическое и общезаводское нормирование переносится из плановой экономики, что не позволяет раскрыть и в полном объеме использовать потенциал энергосбережения; приоритет руководителей отдается ликвидному на внешнем рынке товару с высоким уровнем энергозатрат (с высоким удельным расходом, например, производство стали, цемента и др.), а не вложению инвестиций в энергосберегающее оборудование, которое позволило бы снизить себестоимость и соответственно повысить конкурентоспособность продукции. (Однако этот путь не является очевидным, поскольку выпускаемая продукция идет на экспорт и является товаром, приносящим стране валюту, но продаваемым зачастую по более низким ценам по сравнению с товаром из других стран. Следует отметить, что для производства этого товара в конкурирующих странах тратится значительно меньше энергии (почти в два раза - см. далее).
Необходимую энергию мы покупаем за валюту по мировой цене, а товар продаем ниже мировых цен. Если добавить и экологические аспекты, вызываемые производством этих товаров и сжиганием энергии на энергозатратном оборудовании, то напрашивается теперь уже очевидный ответ: “а не пора ли все это подсчитать”. Возможно, всё население Украины, даже не подозревая, субсидирует эти производства); отключения потребителей (ограничения) зачастую осуществляются по административным признакам - одно предприятие отключить нельзя, даже если оно имеет задолженности по оплате за энергию, потому что существуют административные рычаги (действует “телефонное право”), а другое предприятие, не имеющее долгов, отключить (ограничить) можно.
Юридические: отсутствие нормативных актов для обязательного учета расходов тепловой и электрической энергии, а также других энергоносителей на всех уровнях – от производства до потребления; безнаказанность за неплатежи за использованную энергию; убытки потребителей за счет отключения и поставки некачественной энергии остаются без внимания, поскольку отсутствуют соответствующие нормативные документы, включая юридические.
Рыночные: рынок энергосберегающего оборудования и технологий более похож на “дикий рынок”, где честная конкуренция заменяется явным лоббированием интересов отдельных фирм-производителей; при отсутствии информации потребитель приобретает “то, что блестит”, не оценивая его эффективности; отсутствие достаточного опыта и культуры проведения маркетинговых исследований, бизнес планирования, менеджмента проектов, связанных с энергосбережением; фактические расходы, связанные с нерациональным использованием энергии покрываются обществом, а не виновниками; дополнительные расходы, связанные с загрязнением окружающей среды, устранением экологических последствий при производстве, передаче или потреблении энергии не покрываются загрязнителями; избыточное потребление энергии покрывается не только потребителями (через оплату энергии), но и обществом - за счет импорта дополнительных (сверх необходимых) энергоресурсов.
Для решения вопросов в области энергосбережения необходимо большее вмешательство государственных органов, активная позиция как всего населения, так и предпринимательских структур, особенно управленческого звена. Вместе с тем, со времени обретения независимости энергетическая политика в Украине сводилась преимущественно к решению проблем дефицита энергоносителей и преодолению трудностей с оплатой за импорт.
Абсолютно очевидно, что стимулирование эффективного использования энергии является важным фактором, обеспечивающим уменьшение дефицита национального платежного баланса, повышающим конкурентоспособность промышленности на международном рынке, а также снижающим вредные выбросы в окружающую среду.
Анализируя барьеры на пути достижения энергоэффективности, следует констатировать, что в Украине существует огромное количество серьезных преград, которые по их суммарному воздействию составляют “критическую массу” и не позволяют достичь серьезных результатов в энергосбережении.
Важнейшей задачей для достижения энергосбережения в широком смысле этого слова является поиск необходимых этапов и построение системной стратегии энергосбережения, которая позволит преодолеть барьеры на его пути, т.е. необходимым условиям для достижения энергоэффективности в Украине есть разрушение “критической массы” негативных препятствий.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать