Первый шаг на пути определения приоритетных направлений состоит в анализе количественных показателей эффективности использования энергии в конкретных секторах экономики Украины, важно адекватно оценить “где мы находимся?”.
Транспорт (около 30% всей потребляемой энергии) сегодня является второстепенной отраслью, однако нет сомнения в том, что она будет быстро развиваться по мере улучшения положения в экономике и роста количества личных автомобилей. Энергосбережение в этой отрасли может быть достигнуто за счет конструкций и устройств, обеспечивающих оптимизацию режимов работы транспорта: использование информационных и электронных систем (электронное зажигание, навигационное оборудование и др.), а также силовое электронное оборудование в железнодорожном транспорте (частотно-регулируемый тяговый и вспомогательный электропривод).
Также одним из приоритетных направлений является улучшение работы общественного транспорта, что приведёт к уменьшению использования личных автомобилей. Важным остается вопрос эко- энергомониторинга работы транспорта.
Сектор потребления в коммунальном хозяйстве и сфере услуг очень разносторонний и содержит большое количество индивидуальных потребителей.
По причине структурных и культурных различий (срок эксплуатации жилищного фонда, уровень заселения жилых домов, вид энергоносителей и т.п.), данные разных стран часто трудно сравнивать. Существует, однако, значительный потенциал для улучшения положения в данном секторе, если принять во внимания в целом низкие уровни изоляции конструкций зданий, практическое отсутствие регуляторов технологических процессов (отопления, освещения, вентиляции и других) в большинстве домов.
Очевидно, что промышленность — приоритетная с точки зрения энергопотребления отрасль. Это обусловлено рядом причин: она является самым крупным потребителем; потребление ограничено относительно небольшим количеством пользователей.
Некоторые отрасли промышленности Украины на тонну продукции потребляют энергии на 50-100% больше, чем соответствующие отрасли в странах ЕС.
Следует заметить, что большая часть используемого сегодня оборудования имеет низкий КПД, значительный моральный и физический износ, поскольку оно было спроектировано еще во времена, когда стоимость энергии была очень низка.
Показатели удельного энергопотребления (ГДж/т продукции) в отдельных секторах производства в Украине и ЕС говорят сами за себя:
Сектор производства Украина - ЕС
Чугун и сталь 32 20
Сахар 1,8 0,9
Стекло 14 7
Кирпич 1,9 1,8
Цемент 6,3 3,8
На национальном уровне показатели эффективности использования энергии
должны играть исключительно важную роль при выборе приоритетных направлений
для инвестирования и при определении прогресса в эффективном использовании
энергии в пределах всей страны.
Строительный сектор. Строительство новых и реконструкция уже построенных
зданий без учета необходимости экономии энергии, особенно тогда, когда
проектировщики и строители не ощущают ответственности перед теми, кто
оплачивает счета за отопление, является недопустимым. В странах ЕС
установлены очень строгие нормы тепловых характеристик зданий и их
компонентов: герметичности и вентиляции, теплоизоляции и т.д. Актуальным
становится энергетическая паспортизация зданий и сооружений.
Второй шаг предусматривает анализ качественных показателей, которые
характеризуют уровни полноты законодательства в энергосбережении,
стандартов и правил, регулирующих эффективность использования энергии. Они
базируются на количественных данных, что приведенных в нормативных
документах. Наиболее ярким примером в этой области является строгость
строительных норм в отношении потерь тепла и изоляционных материалов.
Другие примеры — стандарты на расход топлива автомобилями или стандарты,
регламентирующие КПД бытовых приборов и обязательное наличие счетчиков
тепловой и электрической энергии, расходов газа и т.п.
Третий шаг необходим для оценки качественных показателей, которые отражают
ход сокращения удельного энергопотребления в экономике страны. Они
включают:
потенциал поставок энергосберегающего оборудования, отвечающего современным
требованиям, создания необходимых баз данных;
наличие доступной информации и возможность подготовки кадров;
общие уровни знаний и умений, позволяющие осуществлять консультации в
области энергосбережения (энергоконсалтинг);
уровень мастерства при внедрении энергосберегающих проектов.
Системная стратегия энергосбережения
Cистемная стратегия состоит из взаимозависимых пяти важных блоков:
надежность энергоснабжения;
политика цен;
законодательство и нормативная база;
непосредственно программы эффективности использования энергии;
защита окружающей среды.
Среди заданий, включенных в блоки системной стратегии, имеются уже
достаточно известные (находящиеся в рассмотрении, воплощаемые в жизнь,
например, государственная поддержка программ энергосбережения в бюджетной
сфере) и те, которые не нашли отражения в действиях государственных и
негосударственных учреждений. Системная стратегия требует решения этих
задач в комплексе, что позволит расчистить дорогу от имеющихся преград.
Надёжность энергоснабжения
Следует применять самые эффективные средства обеспечения надёжности энергоснабжения. Наиболее очевидные способы достижения этой цели включают следующее:
1. максимальное использование местных источников энергии (поскольку постоянной проблемой Украины является то, что спрос на энергоресурсы превышает возможности их поставки за счет местных ресурсов);
2. поощрение применения различных видов топлива с целью исключить доминирование одного из них (потребитель должен иметь право выбрать тот или другой энергоноситель на основе соответствующих технико- экономических расчетов);
3. создание условий для стимулирования конкуренции и доступ третьей стороны к электросети (возможность подключения к конкурирующим сетям или источникам энергии);
4. для поставок нефти и газа важно налаживание хороших и долгосрочных связей с различными странами (не только с Россией и Туркменистаном, но и со странами Ближнего Востока и другими);
5. выполнить строительство нефтепровода и нефтетерминала “Южный” (Одесса-
Броды);
6. Расчёт за поставляемую энергию должен осуществляться только живыми деньгами;
7. Перейти на расчеты за транзит энергоносителей исключительно в
(твердой) валюте;
8. Осуществить строительство нефтепроводов на побережье Черного моря
(чтобы уменьшить зависимость от российской нефти);
9. Придерживаться международных договоров относительно транзитных перевозок энергоносителей;
10. Ускорить введение в эксплуатацию энергоблоков на Хмельницкой и
Ровенской АЭС и Киевской ТЭЦ-6;
11. Осуществить реконструкцию ТЭС, реконструкция должна осуществляться только с целью создания маневренной мощности (общая маневренная генерирующая мощность Украины должна составлять не менее 30 %);
12. При поставках угля для ТЭС следует перейти уже в 2001 году на закупку его по калориям вместо вала;
13. Выполнить реконструкцию нефтегазопроводов и нефтетерминалов;
14. Осуществить реконструкцию действующих гидроэлектростанций и достройку
Днестровской ГАЭС на Днестре и Ташлицкой на Южном Буге;
15. Осуществить подключение объединенной энергетической системы (ОЭС)
Украины к энергетической системе Европы с использованием вставок постоянного тока;
16. Создать условия для совместной работы ОЭС Украины и России.
Украина продолжает прилагать усилия к тому, чтобы эффективное использование
энергии помогло сократить импорт топлива и содействовало повышению
надежности электроснабжения за счет значительного распространения
возобновляемых источников энергии, для этого необходимо:
1. Создать единую государственную программу разработки и внедрения средств с использованием возобновляемых источников энергии: энергии ветра, солнечной энергии (солнечные коллекторы и солнечные батареи), тепла окружающей среды, геотермальной энергии, энергетической биомассы
(энергетические сельскохозяйственные культуры, древесина, солома, твердые бытовые отходы, биогаз);
2. Провести инвентаризацию потенциалов по каждому виду энергетической биомассы и создать карту Украины по энергетической биомассе;
3. Осуществить поэтапный переход в коммунально-бытовом секторе средних и малых городов и сёл на использование комбинированного производства тепла и электрической энергии на основе биомассы (отходы соломы, древесины, щепок, деревянных гранул и др.);
4. Создать условия для разработки и внедрения оборудования, создания инфраструктуры по производству и поставкам биомассы в соответствии с возможностями регионов Украины.
Политика цен и тарифов
1. Цены должны отражать реальные расходы, механизм их образования должен быть понятным и прозрачным, включая цены на услуги энергоснабжающих компаний, которые предоставляются потребителям;
2. Перейти от использования “правил использования энергии” к “правилам купли-продажи энергии”, для создания которых должны привлекаться представители общественных организаций;
3. Законодательно обеспечить запрет использования других (кроме “правил купли-продажи энергии”) ведомственных актов (различных условий на поставку и подключение к соответствующим сетям);
4. Сбор платежей за использованную энергию должен быть принудительным;
5. Законодательно обеспечить возможность сбора платежей на условиях предоплаты за энергию;
6. При поставке электрической энергии с ограничениями или временным отключением ввести “тарифы с прерываниями”, которые учитывали бы эти явления (поставщик будет иметь право применять штрафные санкции за нарушение соответствующего договора потребителем, а последний будет платить меньшую цену за поставку ему энергии с пониженной надежностью);
7. Выбор системы тарифов должен быть открытым и доступным для потребителей при заключении договоров на поставку энергии.
Законодательство и нормативная база
Важным для внедрения политики энергосбережения является принятие новых и
внесение изменений и дополнений в существующие законы и нормативные акты
Украины.
1. Введение новых законов: “Об условиях функционирования оптового рынка электроэнергии”, “О Национальной комиссии регулирования энергетики”,
“О Концепции энергетической политики Украины”, “Об альтернативных источниках энергии” и др. предоставит энергосбережению новые возможности, поскольку будут приняты соответствующие правила игры в энергетической сфере. Внесение изменений в существующие законы и акты требует внимания в вопросах корегирования их относительно стимулирования энергосбережения. Эти изменения разработаны и представлены Госкомэнергосбережением Украины.
2. При наличии условий глобализации мировой экономики разработать национальную программу и соответствующую законодательную и нормативную базу для создания совместных структур с надежными партнерами иностранных государств, которые бы имели целью извлечение максимальной пользы для Украины из ее транспортных возможностей, что будет значительным вкладом в обеспечение гармонизации энергоснабжения- энергопотребления (система ЭС-ЭП) при постепенном развитии жизнедеятельности населения государства (следует помнить, что дальнейшее пассивное участие Украины в решении загрузки существующих нефтегазотранспортных трубопроводов и неопределенность в вопросах параллельной работы электрических сетей с Россией и сетями европейских государств является очень серьезной ошибкой для будущего государства.