По данным Госкомстата РФ (принимая во внимание изменение методики
учета инвестиций), существенно замедлился рост объема инвестиций в основной
капитал. В январе – марте 2002 г. в сопоставимых ценах он увеличился на
1,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (за январь – март
2000 г. – на 13,5%, за тот же период 2001 г. – на 5,8%).
Эту тенденцию подтверждает и снижение доли инвестиций в основной капитал в структуре инвестиций в нефинансовые активы в текущих ценах на протяжении I квартала 2002 г. по сравнению с соответствующим периодом 2001 г. с 99,1% до 98,9% (без инвестиций в прирост запасов оборотных средств, без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности). Инвестиции в нематериальные активы остались на уровне прошлого года.
Кроме инвестиций в нефинансовые активы, организации осуществляли
вложения в финансовые инструменты. Общий объем финансовых вложений (без
субъектов малого предпринимательства) в I квартале 2002 г. составил 306
млрд руб. (в январе – марте 2001 г. – 499 млрд руб.), в том числе
краткосрочные вложения – 239 млрд руб. (77,9%), долгосрочные – 68 млрд руб.
(22,1%). Объем финансовых вложений по-прежнему превышает объем инвестиций в
основной капитал.
Из этого можно сделать вывод, что после кризиса 1998 г. нефинансовый сектор экономики постепенно восстанавливает свои позиции и предприятия увеличивают вложения, но пока в основном в краткосрочные финансовые инструменты.
При хроническом недостатке средств для обновления производственного
аппарата и внедрении новых технологий в I квартале 2002 г. по сравнению с
январем – мартом 2001 г. в видовой структуре инвестиций в основной капитал
доля затрат на приобретение, установку и монтаж машин, оборудования и
транспортных средств в текущих ценах осталась на том же уровне и составила
37,3%; на приобретение импортного оборудования было затрачено 15,9 млрд
руб., или 22,7% общего объема инвестиций в машины, оборудование,
транспортные средства, что на 3% меньше, чем в I квартале 2001 г.
Затраты на приобретение лизингового имущества лизинговыми компаниями и другими организациями - лизингодателями с целью последующей передачи его лизингополучателю на условиях финансовой аренды в I квартале 2002 г. составили 0,9 млрд руб., их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал составила 0,4% против 0,2% в I квартале 2001 г.
Затраты организаций (без субъектов малого предпринимательства) на
приобретение основных средств, бывших в употреблении у других организаций,
и объектов незавершенного строительства в январе – марте 2002 г. составили
6,9 млрд руб.
Продолжал возрастать объем работ, выполненных по договорам строительного подряда, однако темп роста замедлился. Так, объем подрядных работ в I квартале 2002 г. превысил уровень соответствующего периода 2001 г. на 2,6% (в январе – марте 2001 г. – на 6,9%). На замедление роста объема работ, выполненных по договорам строительного подряда, основное влияние оказало значительное замедление в начале 2002 г. темпа роста вложений в основной капитал, что повлияло на хозяйственную активность строительных организаций.
По данным Госкомстата России, средний уровень нагрузки производительных мощностей строительных организаций в I квартале 2002 г. составил 57%. Объем заключенных строительными организациями договоров строительного подряда по состоянию на 1 апреля обеспечивал загрузку мощностей на достигнутом уровне в течение еще 4 месяцев.
К концу 2001 г удалось преодолеть негативную тенденцию в жилищном
строительстве, сложившуюся в 2000 г. В I квартале 2002 г. ввод в действие
общей площади жилых домов составил 119,3% уровня, достигнутого в I квартале
2001 г., довольно высокий темп роста в определенной мере связан с эффектом
базы (в январе – марте – 94,6%).
На территории более чем половины субъектов федерации объем жилищного
строительства за январь – март 2002 г. превысил показатель за январь – март
2001 г., среди них г. Санкт-Петербург, Курганская, Тульская, Саратовская,
Калининградская, Белгородская области, Приморский и Красноярский края,
республики Тыва, Ингушетия, Дагестан. Около 48,6% общего объема введенного
жилья было построено населением за свой счёт и с помощью кредитов.
Динамика ввода объектов социально-культурной сферы в I квартале 2002
г. по сравнению с январем - мартом 2001 г. в основном была положительной.
Особенно заметно увеличился ввод в действие тепловых сетей – в 3,5 раза,
высших учебных заведений – в 2,6 раза, домов-интернатов для престарелых и
инвалидов (взрослых и детей) – в 2,1 раза. Одновременно уменьшился ввод в
действие основных объектов коммунального хозяйства.
За период с начала отчетного года было использовано 3,1 млрд руб.
государственных инвестиций, направленных на финансирование Федеральной
адресной инвестиционной программы при годовом лимите 40,7 млрд руб.
Программой на 2002 г. предусмотрено выделение средств на строительство 1996
объектов. Из 756 объектов, намеченных к вводу в действие в 2002 г., в
январе – апреле частично введен в эксплуатацию лишь один. Кроме того,
введено 7 объектов из числа предусмотренных к вводу в последующие годы
(один – на полную мощность и 6 - частично).
На 1 мая 2002 г. 340 строек находились на стадии технической готовности от 51% до 99,9%; полностью профинансированы 32 стройки.
На состояние инвестиционного рынка заметное влияние оказывает динамика
объема выпуска продукции в так называемых инвестиционных отраслях. В начале
2002 г. это влияние было невелико. Так, объем производства продукции в
машиностроении за январь – март 2002 г. составил всего 100,7% уровня
соответствующего периода предыдущего года (в I квартале 2001 г. – 111,6%),
в промышленности строительных материалов – несколько выше, 104,8% (годом
раньше – 101,6%), в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной
промышленности – снизился и составил 99,6% (101,7%), в химической и
нефтехимической промышленности – 100,1% (107%).
В I квартале 2002 г. продолжалось начавшееся в 2001 г. замедление
роста цен в инвестиционной сфере. Так, индекс цен производителей в
строительстве составил 103,7% уровня декабря 2001 г. (в I квартале 2001 г.
– 105,1%), что ниже индекса потребительских цен (105,4%), но значительно
выше индекса цен производителей промышленной продукции, который впервые за
несколько лет был менее 100% и составил 99,8% (годом раньше – 104,7%).
Объем портфельных иностранных инвестиций (валютных и рублевых) за
январь – март 2002 г. увеличился по сравнению с январем – мартом 2001 г. на
95,3%, однако величина их по-прежнему невелика, а доля портфельных
иностранных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций составила 2,3%
(в I квартале 2001 г. – 1,7%).
Объем поступивших за январь – март 2002 г. прочих иностранных инвестиций (валютных и рублевых) увеличился на 67,9% по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. главным образом из-за роста кредитов международных финансовых организаций и Европейского банка реконструкции и развития.
Что касается регионального распределения иностранных инвестиций, то
наибольшую стабильность в плане привлечения капиталовложений сохраняют
регионы с высоко диверсифицированной структурой экономики, наличие
институтов, обеспечивающих международные экономические связи.
Первостепенное внимание инвесторы уделяют степени развития банковской
инфраструктуры, наличию крупных страховых фирм и инвестиционных фондов,
консалтинговых и маркетинговых компаний. В этом отношении абсолютное
лидерство принадлежит Москве.
Всего в нефинансовый сектор экономики России за I квартал 2002 г. поступили инвестиции из 81 страны. Наиболее активными странами –инвесторами были Германия, Кипр, Великобритания, Нидерланды, США, Франция и Швейцария.
Заметим, что 3 июня 2002 г. в палату представителей республики Кипр
был направлен новый законопроект об изменении налогового законодательства.
Судьба существующих офшорных фирм оговорена в законопроекте отдельно: они
будут платить налог на прибыль по существующим ставкам (4,25%) до 2005 г.
Однако говорить о сокращении кипрских инвестиций не следует, так как для
кипрских инвестиций главное – наличие соглашения между Россией и Кипром об
избежании двойного налогообложения.
Из государств – участников СНГ наибольшие инвестиции в Россию осуществляли Узбекистан, Казахстан и Киргизстан.
Российские предприятия тоже осуществляли инвестиции за рубеж, причем за I квартал 2002 г. их объем увеличился на 40,7% по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. Основная часть инвестиций из России за рубеж была направлена в виде целевых банковских вкладов.
Анализ экономической ситуации, сложившейся в январе – марте 2002 г., позволяет сделать вывод о том, что положительная динамика инвестиционных процессов сохранится до конца года, но, видимо, темп роста будет замедляться. Объем инвестиций, направляемых в 2002 г. на развитие экономики, может составить 104 – 106% уровня 2001 г.
2.3. Пути и меры по привлечению инвестиций
Видно, что часть проблем лежит на государственном уровне, часть на корпоративном. На основе тщательного анализа реальной значимости и возможностей устранения отмеченных препятствий на пути привлечения иностранных инвестиций, формировании инновационной активности предприятий и корпораций в России целесообразно в ближайшее время сконцентрировать усилия на решение следующих проблем:
- обеспечить завершенность институционной системы привлечения иностранных инвестиций путём выработки практической государственной программы по этому направлению и её всестороннему законодательному обеспечению;
- устранить недостатки закона о разделе продукции и неопределенности его применения на практике вследствие отсутствия других необходимых нормативных документов;
- добиваться завершенности земельной реформы и установление твёрдых прав для физических и юридических лиц продавать и покупать землю, а так же использовать её в качестве залога;
- существенно упростить и либерализовать налоговое законодательство, включая пересмотр чрезмерно высоких ставок налогов, сборов и других обязательных отчислений, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности;
- обеспечить устойчивость таможенного режима и существенно упростить его с тем, чтобы таможенные правила не препятствовали притоку в Россию передовой техники и технологии, не изменялись в течении коротких периодов времени;
- добиться согласованности интересов и устранить причины их столкновений во взаимодействии федеральных, региональных и местных властей с тем, чтобы устранить атмосферу неопределенности и правовой незащищенности бизнеса, в том числе, в части защиты прав интеллектуальной собственности в его взаимоотношении с органами власти;