- обеспечить общую надёжность банковской системы и устранить причины подверженности кредитно-финансовой сферы злоупотреблениям, подрывающие основы нормальной и устойчивой хозяйственной деятельности в России;
- создать действенную систему поддержки и гарантий со стороны государства в отношении предпринимателей, в особенности отношения малого бизнеса.
Есть все основания утверждать, что работа по улучшению российского
законодательства в указанных областях, хотя и медленно, но продвигается в
позитивном направлении, что служит улучшением инвестиционного климата в
России. Можно полагать, что уже действующее законодательство и уже
состоявшееся продвижение России по пути создания рыночной экономики создали
ту необходимую основу для активного внешнеторгового сотрудничества и
притока иностранных инвестиций, расширяя и упрочивая которую можно добиться
в области инновационной деятельности значительных результатов.
Исходя из баланса соотношения риск – возможности и его прогноза корпорация (инвестор) выстраивает стратегию выхода на рынок или присутствия на нём. С формализованной точки зрения схемы и стадии (от простого к более сложному) можно выделить: фазу предварительного интереса (исходя из глобальной стратегии компания несёт расходы на общую информацию о новом рынке), исследовательскую фазу (компания проявила интерес и проводит исследование рынка), фазу разведки или простой торговли (импорт через контрпартнёра, открытие представительства, вендорные отношения, вложения в коммуникационный маркетинг (реклама), в инфраструктуру (склад, сервис). На более высокой стадии предполагается участие инвесторов в акционерном капитале (влияние на управление), долгосрочные портфельные инвестиции, создание совместны предприятий с российским партнёром (альянс, кооперация), организация местного производства (кооперация, отвёрточная сборка, упаковка). Наконец, высшая качественная инвестиционная стадия: сделки слияния и поглощения, организация производства “с нуля” (капитальное строительство, фирмы со 100-процентным иностранным капиталом и т.п.), производство и реэкспортные поставки конкурентоспособной продукции, произведённой в данной стране, в другие страны.
Однако, на фоне неблагоприятных условий инвестиционного процесса выясняется, что инвестиционный процесс в России за десятилетие реформ успел- таки пройти через цыпочку начальных стадий. Это значит, что основные инвесторы и ТНК, выбравшие долгосрочные стратегии, успели наладить в России местное производство и от кризиса 1998-1999 годов даже выиграли.
По данным Госкомстата и Министерства экономического развития и
торговли, по состоянию на конец второй половины 2000 года в российскую
экономику поступили инвестиции из 98 стран. Объем прямых иностранных
инвестиций составил около двух миллиардов долларов. Основной объем
инвестиций поступил из США, Германии, Кипра, Нидерландов, Франции,
Швейцарии и Великобритании. Аналогичная тенденция сохранялась и в 2001 г.
По объему привлечённых инвестиций лидирует сфера управления, топливная и пищевая промышленность, торговля и общественное питание, машиностроение, металлообрабатывающая промышленность, а также транспорт, связь, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность.
Общий накопленный объем иностранных инвестиций в эти секторы экономики составил 22 миллиарда долларов, или 85% от общего объема всех привлечённых в Россию инвестиций (см. приложение 1).
Наиболее привлекательными регионами для иностранных инвесторов
являются Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край,
Сахалинская область, Татарстан и Тюменская область (см. приложение 2).
Однако останавливаться на достигнутом нельзя. Необходимо вырабатывать новые и совершенствовать имеющиеся каналы привлечения инвестиций, в первую очередь прямых иностранных инвестиций, составляющих основу современного инновационного трансферта технологий.
В настоящее время перед Россией стоит сложная задача: привлечь в страну иностранный капитал с учётом его собственных стимулов и одновременно ориентируя его мерами экономического регулирования на достижение национальных целей. Для этого необходимо проведения согласованного комплекса мер в законодательной и административной сфере, направленных на максимально полное раскрытие и использование инвестиционного потенциала экономики и повышения её привлекательности прежде всего для иностранных инвесторов прямых инвестиций.
Суммируя все выше сказанное можно выделить следующие меры, направленные на привлечение прямых инвестиций:
- базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата;
- правовые и административные основы деятельности иностранных инвесторов;
- специфические стимулы для ПИИ.
Для конкретного изменения сложившейся в России ситуации и интенсификации притока ПИИ необходимо пересмотреть политику в области иностранных инвестиций. Кардинальные сдвиги в политике привлечения ПИИ предполагают использование принятых в мире принципов в отношении иностранных инвестиций, пересмотр приоритетов в отношении сфер приложения инвестиций. Россия не имеет возможности осуществлять стимулирование ПИИ в значительных масштабах. Ограниченность средств требует чёткого решения таких вопросов, как методы стимулирования, на какие цели должны тратиться средства, приоритетные области привлечения ПИИ, кому, на каких условиях и кем могут предоставляться льготы.
В условиях несовершенного инвестиционного климата определённой трансформации должны подвергнуться и традиционные подходы к выбору отраслевых приоритетов инвестиционной политики. При относительно низкой инфляции, стабильной мотивации к производственному накоплению к их числу, на наш взгляд, следует отнести экспортный потенциал; перспективы спроса на продукцию отрасли на внутреннем рынке, степень содействия переходу к новому технологическому укладу; минимизация зависимости от импорта; разработка и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий.
Учитывая, что сложившаяся в экономике России ситуация характеризуется острым инвестиционным кризисом, первоочерёдной задачей является запуск механизма инвестиционного мультипликатора, предопределяющего государственную поддержку высокоэффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов независимо от их отраслевой принадлежности. Их реализация позволит улучшить инвестиционную конъюнктуру за счёт “перелива” инвестиционного спроса по цепочкам межотраслевого взаимодействия.
Действующее российское законодательство в отношении ПИИ далеко не во
всём соответствует требованиям международной практики и глобальной
тенденции либерализации режима привлечения ПИИ. Более того, российское
инвестиционное законодательство в области привлечения ПИИ по своей
“привлекательности” значительно уступает законодательствам многих других
стран, конкурирующих с Россией в области привлечения ПИИ.
Деятельность по созданию правовой базы привлечения ПИИ в экономику
России должна осуществляться путём решения следующих взаимосвязанных
проблем:
- подготовка и принятие отсутствующих законодательных актов, призванных заполнить существующий вакуум в правовом механизме привлечения ПИИ в экономику России (закон “Об инвестиционных договорах государства”, ”О регистрации коммерческих организаций”);
- внесение дополнений и уточнений в законодательные акты, принятые в предшествующие годы, с целью дальнейшего совершенствования и адаптации к подписанным Российской Федерацией международным соглашениям (в первую очередь, это касается законов “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”, “О СРП”, “О недрах”);
- принятие подзаконных актов (постановлений Правительства РФ, ведомственных инструкций и т.д.), направленных на реализацию положений законодательства, регулирующего условия входа на рынок и деятельности иностранных инвесторов на территории Российской
Федерации.
Базовый закон “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”, несмотря на ряд существенных правовых нововведений, страдает заметными недостатками и по отдельным позициям представляет собой шаг назад по сравнению с существовавшей ранее нормативной базой регулиования иностранных инвестиций. В связи с этим в ближайшее время необходимо принять закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”, призванный скорректировать имеющиеся в действующем законе просчёты, снижающие его эффективность в качестве базового правового акта, призванного обеспечить благоприятные условия для притока ПИИ в национальную экономику.
Не менее проблемными являются Соглашение о разделе продукции. Всего утверждённый законом перечень месторождений, которые могут разрабатываться на условиях СРП, включает 27 участков недр. Из них 21 – это нефтяные месторождения, два газовых, три золотоносных и одно железорудное.
По закону, на условиях СРП можно разрабатывать только 30% от разведанных запасов российских полезных ископаемых. При добыче нефти эта квота уже почти использована на 26,5%. При этом, в правительстве имеются планы включения в список СРП 16 новых месторождений, из которых 13 -нефти, два золота и одно – горючих сланцев.
Возможность получения месторождения стратегического значения служит
исключительным стимулом для потенциальных инвесторов. 29 ноября 2001г.
самая крупная в мире нефтяная компания Exxon Mobil объявила о намерении
вложить в проект СРП “Сахалин-1” 30 млрд. долларов США. Третья в мире по
величине нефтяная компания Shell уже вложила 1,5 млрд. долларов США в
проект “Сахалин-1” и намерена принять участие в проекте разработки
Салымской группы нефтяных месторождений. А четвёртая в мире нефтяная
компания TotalFinaElf участвует в разработке Харьягинского месторождения.
Ожидаемый объем инвестиций только в эти три месторождения составит 50 млрд.
долларов США.
Помимо несовершенства законодательной базы одной из наиболее сложных проблем в аспекте привлечения инвестиций является организация страхования иностранных инвесторов от некоммерческих рисков. Вкладывая капитал в российские активы, инвесторы требуют дополнительной премии в размере 20-45% годовых по сравнению с инвестициями в аналогичные активы в странах с рыночной экономикой. Среди важнейших составляющих российского станового риска – неадекватная защита прав собственности, низкая платёжная дисциплина, значительное распространение коррупции и преступности. Поэтому в ближайшей перспективе для привлечения ПИИ в экономику страны целесообразно использовать комплекс мер, направленных на снижение странового риска для инвесторов. Одним из важнейших механизмов этого может служить создание программы гарантирования (страхования) прямых иностранных инвестиций в России.