Проблемы регулирования экономики в России на современном этапе
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации «Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки»
Кафедра экономической теории и мировой экономики
Курсовой проект на тему
Проблемы реформирования экономики в России на современном этапе.
Выполнил: студентка Э-2-1
Жаркова Э.Ю.
Руководитель: профессор
Шишкина Н.В.
Воронеж 2006.
План
Введение……………………………………………………………………………………………………… 3
1 Общая оценка экономической ситуации в стране………………………… 5
2 Основные проблемы и их анализ…………………………………………………… 18
2.1 темпы инфляции.................................................................................... 18
2.2 уровень безработицы………………………………………………………………………… 27
2.3 взаимосвязь этих проблем……………………………………………………………… 31
3 Выводы и предложения……………………………………………………………………… 34
Используемая литература……………………………………………………………………… 37
Введение
В проделанной мною работе я попыталась отобразить положение России на данном этапе развития, показать его всесторонне: лучшие и худшие стороны.
Цель моей работы – выявление и анализ проблем современной экономики.
Задачи данной работы:
· Проанализировать современную экономическую ситуацию в России
· Обозначить основные проблемы современной экономики нашей страны
· Выявить причины возникновения этих проблем
· Исследовать данные проблемы
· Нахождение возможных путей решения
В первой главе я попыталась дать общую оценку экономическо-политической ситуации в нашей стране, проанализировать, почему произошло так, а не иначе, выявить причины неудач.
Вторая глава содержит в себе подробный анализ 2 проблем: инфляция и безработица. Я выбрала их потому что, на мой взгляд, они являются особенно наболевшими.
Третья глава содержит выводы и предложения. В ней я попыталась указать дальнейший путь развития нашей державы.
На протяжении всей своей работы я высказывала абсолютно субъективное мнение о дальнейших путях развития России.
Считаю выбранную мною тему чрезвычайно актуальной. Наша страна сейчас находится на том периоде развития, когда каждое принятое решение, каждый шаг, каждая реформа, может тем или иным образом повлиять не только на отдельные секторы экономики, но и на всю державу в целом. И, конечно всем бы хотелось, чтоб эти реформы пвисит будущее всей россииу чрезвычайно актуальной. но субъективное мнение были хороши не только для правящей верхушки, но и для простого населения, вне зависимости от социального статуса. Поэтому поднятие и анализ данной проблемы является чрезвычайно важным и злободневным на сегодняшний день.
1. Общая оценка экономической ситуации в стране.
Россия в настоящее время находится на развилке экономических траекторий. Выбор направления дальнейшего движения будет, абсолютно очевидно, иметь далеко идущие последствия.
Завершилась фаза восстановительного роста, начата разработка стратегии и механизмов для перехода к экономическому росту инвестиционного типа. Собственно говоря, выбор уже сделан: взят курс на капитализацию глобальных конкурентных преимуществ страны – энергетического потенциала и трансконтинентального транзита. Страна развивает инвестиционные программы в этих областях с привлечением крупнейших стратегических инвесторов, используя при этом механизмы для накопления рентных доходов, которые будут использованы для модернизации нашей экономики.
Установленная законом верхняя планка Стабилизационного фонда в 2,6 трлн рублей будет превышена уже к 2007 г., почти на два года раньше, чем планировалось первоначально.
Уже сейчас имеется критически значимая сумма для осуществления целенаправленной инвестиционной политики. Теперь необходим следующий шаг – использование доходов от природной ренты для наполнения инвестиционных фондов, в том числе венчурного типа, которые могли бы заниматься проектами развития России совместно с союзниками и ближайшими партнерами.(7)
Сегодня финансовые возможности России достигли своего пика за последние четверть века. Сейчас важно, чтобы объекты инвестирования соответствовали приоритетам стратегии национальной конкурентоспособности и имели конкретное проектное воплощение.
Вместе с тем на фоне растущих вызовов глобальной конкуренции и необходимости ускорения темпов развития нарастает критическая масса факторов, которая может привести к существенному торможению экономического роста в нашей стране. Практически исчерпан потенциал экспортно-сырьевой модели экономического роста в связи с усилением ограничений по эффективной добыче природных ресурсов и пропускной способности транспортной инфраструктуры.
Сохраняется тенденция деградации производственной инфраструктуры, социальной сферы, прежде всего, в сферах жилищно-коммунального хозяйства, общего образования и здравоохранения.
Обостряются проблемы технологического отставания российской экономики, недостаточного качества производственной инфраструктуры, низкого уровня инновационной активности. (14)
Для того чтобы ответить на вызовы времени и воплотить в жизнь новые стратегии экономического развития, необходимо ответить на ряд острых для общества и специалистов вопросов. Один из таких вопросов – спокойное, профессиональное и строгое подведение итогов приватизации в нашей стране. Это гигантский по своим масштабам и последствиям процесс трансформации не только экономики, но и всего нашего общества. За ничтожный срок произведена ломка отношений между государством и субъектами экономики, в стране радикально поменялось положение общественных слоев и групп. Последствия этих процессов наше общество стало осознавать и осмысливать совсем недавно.
Ускоренная приватизация вызвала много споров о ее правовой основе. Неверно думать, что в этой сфере царил полный правовой беспредел. Анализ показал, что в каждый данный момент наличествовало законодательство, которое устанавливало рамки действий государственных органов.(5)
Другое дело – качество этого законодательства, его неполнота и нередко нецивилизованное лоббирование частных интересов. В результате образовался ряд «завалов».
Во-первых: С позиции сегодняшнего дня видны противоречия и «дыры» в законодательстве, и явная «подгонка» правовых актов под конкретные интересы и нужды. Особенно этим отличались президентские указы тех лет. Но даже это несовершенное законодательство постоянно нарушалось чиновниками всех уровней, которые отвечали за раздачу государственной собственности. Ни о какой прозрачности для общества этих решений речи тогда не шло.
Почти каждый приватизированный объект немедленно обрастал «гроздьями офшоров». В результате образовался первый крупный «завал»: отсутствие прозрачности и ясности в важнейшем вопросе – кто и чем владеет? Без наведения правового порядка в этой сфере нельзя обеспечить эффективную защиту прав собственников, невозможно четко отделить бизнес от государственной бюрократии, открыть простор для массовой частной инициативы, сколько бы «единых окон» мы не учреждали.
Во-вторых: Какие доходы бюджет получил от приватизации?
Разумеется, это просто слезы по сравнению с теми оценками активов, теми доходами, которые впоследствии получили новые собственники.
Мы постоянно слышали аргумент: целью приватизации было создание эффективного собственника, а не пополнение бюджета, и это правда. И никто не предлагает пересматривать приватизацию на этом основании.
Но, второй «завал», тем не менее, образовался. Его суть – гигантская недооценка национального богатства страны, его фактическое обесценение в ходе приватизации. И с этим что-то нужно делать. Необходимо вернуть экономике России ее истинные масштабы, а через это – и надлежащее место в мире.
В-третьих: Одна из причин, почему значительная часть экономики, нашего национального богатства оказалась ненаблюдаемой, – это отсутствие строгого и исчерпывающего описания объектов собственности, включая их оценку.(12)
Подобное описание в советской экономике с единственным собственником, государством, не требовалось. А когда началась приватизация, отсутствие описания объектов приватизации позволило их оценивать, как Бог на душу положит, а потом прятать в офшорах огромные куски активов, получая с них неучтенные доходы. Так мы получили третий «завал».
Перед государством стоит задача обеспечения четкого описания всех объектов собственности, включая отражение в земельных и лесных кадастрах. И только решив эту задачу, мы можем прийти к обществу цивилизованных собственников, а государство получит твердую основу для разработки и проведения в жизнь реалистичной экономической политики.(3)
В-четвертых: О сверхконцентрации собственности в руках немногих граждан и не граждан страны. На старте приватизации провозглашалась цель сделать собственниками максимально большое число граждан нашей страны, чьим трудом было создано национальное богатство. Если бы эта задача была последовательнореализована, мы имели бы сегодня в России современную рыночную экономику, стоящую на двух китах:
– гигантские корпорации под управлением наемных менеджеров с десятками и сотнями тысяч собственников– держателей акций, и
– огромное число малых и средних предприятий, которые, кстати, во всех странах мира создают до 80% новых рабочих мест и продвигают нововведения.