Протокол Киото и новая энергетическая политика
смотреть на рефераты похожие на "Протокол Киото и новая энергетическая политика"
Протокол Киото и новая энергетическая политика.
М О С К В А 2002
Содержание
Стр.
Введение………………………………………………………………..3
1. Протокол Киото………………………………………………………4-10
2. Тенденции мировой и российской энергетической
политики……………………………………………………………..11-17
Используемая литература………………………………………..18
ВВЕДЕНИЕ.
Национальным достоянием России являются ее природные, в первую очередь,
топливно-энергетические ресурсы и интеллектуально-производственный
потенциал, сосредоточенный, главным образом, в военно-промышленном и
топливно-энергетическом комплексах.
Россия была, есть и будет одной из ведущих энергетических держав мира.
Полностью обеспечивая не только свои внутренние потребности в топливе и
энергии, она в значительной степени покрывает своими ресурсами спрос на
энергоносители сопредельных стран Восточной и Центральной Европы.
В недрах России сосредоточено до 40 % мировых запасов газа, 13 % запасов
нефти и около 30 % прогнозных запасов угля. Единые электроэнергетическая и
нефтегазоснабжающая системы являются уникальным в мировой практике
технологическим комплексом, обеспечивающим надежное энергоснабжение всех
регионов России и взаимовыгодное использование различных энергоресурсов,
крайне неравномерно сосредоточенных в отдельных районах страны.
От того как мы сумеем распорядиться нашим колоссальным богатством,
зависит не только настоящее, но и будущее России, а распорядиться этим
богатством с наибольшей пользой можно и нужно, имея долгосрочную научно
обоснованную и общественно воспринятую государственную энергетическую
политику.
Важнейшей задачей энергетической политики является повышение
эффективности использования всех видов энергии внутри страны с тем, чтобы
экспорт, в основном, поддерживался не добычей новых объемов нефти и газа, а
за счет энергосбережения внутри страны, потенциал которого огромен. До 40 %
всех используемых в стране энергоносителей расходуется нерационально, за
счет либо прямых потерь, либо в экономике, которая работая "сама на себя",
не дает конкретного полезного эффекта у потребителя.
Энергетическая политика — это не разовый директивный документ, это —
система мониторинга энергетической ситуации в стране и в мире, прогноза
возможных экономических, ресурсных и спросовых тенденций, а главное, это —
формирование и непрерывное совершенствование организационных, экономических
и правовых механизмов, обеспечивающих надежное энергоснабжение и
рациональное использование природных топливно-энергетических ресурсов как
главного национального достояния России в интересах нынешнего и будущих
поколений.
1. Протокол Киото.
Глобальное потепление климата Земли является одной из наиболее
существенных проблем человечества в последние 20 лет. В значительной
степени возникновение этой проблемы связано с антропогенным ростом
концентрации парниковых газов в атмосфере (углекислого газа, оксидов азота,
метана, гидрофторуглеродов, перфторуглеродов и гексафторида серы). Согласно
оценкам Второго отчета Межправительственной рабочей группы экспертов по
изменению климата, при условии сохранения существующих тенденций роста
выбросов парниковых газов в следующие 100 лет произойдет глобальное
потепление климата Земли на 2,5-3,0°С. Существенным образом это изменение
затронет и Россию, где площадь территорий с положительными аномалиями
температуры за последние годы постоянно превышает площадь с отрицательными.
Основные положения Киотского протокола и их реализация. В целях
организации международной деятельности по предотвращению изменении климата
в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по окружающей среде и
развитию была принята Рамочная конвенция ООН по изменению климата.
Киотский протокол к Рамочной конвенции был принят на Третьей сессии
Конференции участников Конвенции (СОР-3) в Киото, Япония, 10 декабря 1997
г. Основной целью этого Протокола является определение принципов
международной и страновой политике в области предотвращения глобального
потепления климата посредством снижения антропогенных выбросов парниковых
газов развитыми и индустриальными странами и установление рамочных
ограничений на эти выбросы. До настоящего времени Киотский протокол еще не
ратифицирован всеми подписавшими его участниками.
Энергетический сектор является одним из основных источников выбросов СО2
и других парниковых газов, поэтому именно на энергетику ложится задача
обеспечения наибольшего вклада в сокращение выбросов парниковых газов за
счет создания более экологически приемлемых способов производства и
использования энёргии.
Как видно из данных, представленных в табл. 1.9 и 1.10, без достижения
целей Киотского протокола средний рост выбросов СО2 в энергетике к 2010 г.
в странах МЭА составит более 25%, а с учетом экстенсивного развития
развивающихся стран — более 45%, что в долгосрочной перспективе окажет
существенное воздействие на состояние окружающей среды.
Таблица 1.9.
Прогноз динамики выбросов СО2 в энергетике по регионам МЭА
|Страны и |Выброс С02, млн.т |Относительный выброс |
|регионы | |2010/1990,% |
| |1990|1996|2000 |2010 | |
| | | | |(прогн| |
| | | | |оз) | |
|Канада |429 |477 |489 |551 |28,44 |
| |477 | | | | |
|США |4910|5359|5761 |6602 |34,46 |
| |5359| | | | |
|Северная |5339|5836|6250 |7152 |33,96 |
|Америка |5836| | | | |
|Япония |1062|1178|1119 |1138 |7,16 |
| |1178| | |7,16 | |
|МЭА региона |1350|1513|1481 |1562 |15,70 |
|АТР |1513| | | | |
|МЭА Европа |3497|3575|3708 |4171 |19,27 |
| |3575| | | | |
|Всего страны|1018|1092|11439 |12885 |26,50 |
|МЭА |6 |4 | | | |
Примечание. Поданным Energy Policy of IEA Countries 1998 Review, OECD/IEA,
Paris, 1998.
Таблица 1.10.
Прогноз выбросов СО2 по секторам в мире без учета реализации программ в целях выполнения целевых ограничений по Киотскому протоколу
| |
|Источник|Выброс С02. |МЛН.Т |Среднегодовые темпы | |
|выбросов| | |роста, % | |
| |1971|1990|1995 |2010 |2020|1971-199|1995-20|2010-20| |
| | | | | | |5 |10 |20 | |
|Промышле|7428|8883|8615 |11015 |1263|0.62 |1,65 |3,91 |24,0|
|нность и| | | | |8 | | | |0 |
|другие | | | | | | | | | |
|сектора | | | | | | | | | |
|экономик| | | | | | | | | |
|и | | | | | | | | | |
|твердые |3132|3590|3447 |4450 |5142|0.40 |1,72 |4,08 |23,9|
|топлива | | | | | | | | |6 |
|нефть |2966|3049|2946 |3673 |4195|-0.03 |1,48 |3,60 |20,4|
| | | | | | | | | |7 |
|газ |1330|2244|2223 |2891 |3301|2.16 |1,77 |4,03 |28,8|
| | | | | | | | | |3 |
|Транспор|2465|4136|4467 |6536 |7937|2.51 |2,57 |5,92 |
|т | | | | | | | |158,03 |
|Итого на|9892|1301|13082 |17551 |2057|1,17 |1,98 |4,63 |34,8|
|конечное| |9 | | |5 | | | |1 |
|потребле| | | | | | | | | |
|ние | | | | | | | | | |
|твердые |3233|3659|3477 |4482 |5176|0.30 |1,71 |4,06 |22,4|
|топлива | | | | | | | | |9 |
|нефть |5288|7058|7297 |10050 |1193|1.35 |2,16 |5,04 |42,3|
| | | | | |3 | | | |9 |
|газ |1372|2302|2308 |3018 |3467|2.19 |1,80 |4,15 |131,|
| | | | | | | | | |10 |
|Производ|3649|6672|7498 |11363 |1447|3.05 |2,81 |6,80 |70,3|
|ство | | | | |8 | | | |1 |
|электроэ| | | | | | | | | |
|нергии | | | | | | | | | |
|общее | | | | | | | | | |
|твердые |2313|4598|5199 1|7776 |9694|3.43 |2,72 |6,43 |69,1|
|топлива | | | | | | | | |2 |
|нефть |855 |1024|978 |1167 |1325|0.56 |1,18 |3,08 |13,9|
| | | | | | | | | |6 |
|газ |481 |1050|1322 |2420 |3458|4.30 |4,11 |10,09 |130,|
| | | | | | | | | |48 |
|Прочее |810 |1331|1159 |1721 |2133|1.50 |2,67 |6,29 |29,3|
|использо| | | | | | | | |0 |
|вание и | | | | | | | | | |
|потери | | | | | | | | | |
|Всего |1473|2140|22150 |31189 |3784|1.71 |2,31 |5,50 |45,7|
|выбросов|2 |0 | | |8 | | | |4 |
|твердые |5621|8410|8576 |12167 |1475|1.78 |2,36 |5,58 |44,6|
|топлива | | | | |5 | | | |7 |
|нефть |7007|9087|9343 |12675 |1501|1,21 |2,05 |4,86 |39,4|
| | | | | |2 | | | |8 |
|газ |2103|3903|4231 |6348 |8081|2.96 |2,74 |6,68 |62,6|
| | | | | | | | | |4 |
Примечание. Поданным World Energy Outlook. OECD/'EA. Paris. 1998.
В силу вышеизложенного, реализация целей Киотского протокола является
первоочередной задачей как государств Приложения I Протокола, так и
остальных стран мира.
Приведем краткий обзор основных положений Киотского протокола и мер по их
реализации.
В целях выполнения целей и задач Киотского протокола страны Приложения
I к Рамочной конвенции обязались осуществлять политику в области
энергоэффективности, расширения использования нетрадиционных и
возобновляемых источников энергии. и улучшения функционирования внутренних
рынков применением рыночных инструментов в соответствии с особенностям
каждой страны.
В соответствии со Статьей 3 Протокола страны Приложения I намерены
отдельно или совместно уменьшать свои выбросы парниковых газов в
соответствии с целями Приложения к Киотскому протоколу для уменьшения
совокупных эмиссий по меньшей мере на 5% за период 2008-2012 гг. Снижение
выбросов может быть достигнуто посредством торговли квотами на выбросы,
совместного исполнения обязательств странами Приложения I и путем
применения механизма чистого развития (вне Приложения I).
Страны, не вошедшие в Приложение I, не приняли на себя обязательств по
снижению будущих выбросов. Таким образом, наибольшие обязательства по
реализации положений Киотского протокола ложатся на страны, указанные в
Приложении I к Рамочной конвенции (Приложение В к Протоколу), на долю
которых в середине 1990-х гг. приходилось более 60% всех выбросов
парниковых газов. В число этих стран входят и все страны МЭА, за
исключением Турции. Киотским протоколом установлены следующие нормативы
снижения и дальнейшего поддержания уровня выбросов парниковых газов к
отчетному периоду 2008-2012 гг. (табл. 1.11).
Таблица1.11.
Задания по ограничениям на выбросы парниковых газов по странам Киотского протокола (отношение за период 2008 — 2012 гг. к уровню 1990 г.. %)
|Европейский Союз; Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, |8 |
|Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, | |
|Португалия, Испания, Швеция, Великобритания; | |
|Швейцария, Лихтенштейн, Монако; | |
|Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Чехия, Латвия, Литва, | |
|Эстония | |
|США |7 |
|Канада, Япония, Венгрия, Польша |6 |
|Хорватия |5 |
|Россия, Украина, Беларусь, Новая Зеландия |0 |
|Норвегия |+1 |
|Австралия |+8 |
|Исландия |+10|
Примечание. По данным Energy Policy of IEA Countries 1998 Review, OECD/IEA,
Paris,1998.