Развитие малого бизнеса в Алтайском крае

 Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года бурный рост малых предприятий в 1993 году резко замедлился. И сейчас у нас занято в малом частном бизнесе менее 1 млн. чел.

В 1996 году в России проводилась массовая Программа по поддержке и становлению малого бизнеса. Это комплекс мер, выработанных правительством и поддерживаемых на всех уровнях. Общий объем финансирования Программы в 1996 году должен был составить 883,35 млрд. рублей. Основным источником финансирования Программы планировались 5 процентов средств, получаемых от приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, что составило 707 млрд. рублей. Основная часть средств для выполнения региональных инвестиционных программ и проектов должна была быть изыскана субъектами Российской Федерации, в том числе за счет внутренних резервов развивающихся финансовых институтов - фондов, компаний, банков и самих малых предприятий. Для выполнения Программы были привлечены также средства банков и международных финансовых организаций, финансовые ресурсы по линии технической и консультативной помощи. В качестве приоритетных защищенных статей расходования средств на реализацию мероприятий Программы выделялись: развитие инвестиционной деятельности в сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест и формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий. Значительную часть всех расходов предполагалось направить на создание механизмов гарантий малым предприятиям, развитие лизинга, формирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, поддержку наиболее эффективных видов производственной деятельности, научно-методическое и кадровое обеспечение Программы.

 В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.

Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

 Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных.

 Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

 Но главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

 Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства. Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.

 Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

 Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия.

2.2. Особая роль малого бизнеса в экономике России

Качественные характеристики малого предприятия (МП) в рыночной экономике в целом присущи ему и в переходных российских условиях. Совокупность качественных характе­ристик МП трансформируется в специфическую роль мало-г6 бизнеса как сектора экономики, определяя его экономи­ческую и социальную значимость. Они — основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества мало­го бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки. В этом заключается спе­цифика малого предпринимательства — "оживать" в период общего экономического спада, "принимать на себя" реше­ние многих социальных и экономических проблем.

Такой вывод позволяет сделать анализ накопленных дан­ных: результатов опросов предпринимателей, статистичес­ких показателей. Следует, однако, помнить: предоставляют статистическую отчетность, участвуют в опросах достаточ­но успешные, по крайней мере реально функционирую­щие, фирмы. Это те МП, которые прошли испытание вре­менем, нашли свою нишу, способы удержать, даже расши­рить рынок сбыта. Именно такие предприятия, по имею­щейся информации, достаточно устойчиво стоят на ногах. Но с 1994 г. их количество не растет, напротив, оно не­сколько уменьшилось. Очевидно, барьеры входа в малый бизнес стали слишком высоки, начать предпринимательскую деятельность стало значительно сложнее, чем поддер­живать стационарный режим уже запущенного дела. Про­цесс формирования рациональной структуры экономики, где на МП приходится значительная доля всех хозяйствующих субъектов и подавляющая — всех занятых, застопорился.

Функционирующие МП демонстрируют хорошую спо­собность адаптироваться к внешним условиям, своим разви­тием укрепляя рыночные отношения. По данным монито­ринга частного сектора, руководители МП считают общее состояние фирмы плохим в среднем в 1,3 раза реже, чем директора крупных и средних предприятий.

Малый бизнес является надежным источником бюджет­ных поступлений. Доля просроченной задолженности МП местным и федеральному бюджетам ниже, чем у крупных предприятий, соответственно в 2,3 и 2,8 раза. МП-лидеры практически вообще ее не имеют. Лидеры из числа круп­ных предприятий, напротив, имеют просроченную задол­женность по всем позициям, в том числе и поставщикам. Малые предприятия являются достаточно устойчивым ис­точником постоянной занятости, постоянных доходов насе­ления. Доля просроченной задолженности по заработной пла­те на малых предприятиях в 2,5 раза меньше, чем на круп­ных.

Для работников малый, бизнес — возможность избавить­ся от прежнего стереотипного отношения к труду как к зат­рате времени, а не энергии, сил. Для руководителей — это школа рыночного предпринимательства. У МП-лидеров фор­мируются рыночные стандарты поведения практически во всех сферах деятельности. У крупных предприятий ус­пех в большей мере определяется отраслевой принадлежно­стью, а не рыночно-ориентированными решениями.

Малый бизнес активно формирует систему хозяйствен­ных связей, ее нижний, местный уровень. Хозяйственные связи МП более длительны, чем у крупных, особенно с по­требителями (продавцами), им лучше удается удержать рынок сбыта. Хозяйственная кооперация в малом бизнесе постоянно перерастает в интеграцию, особенно у наиболее успешных предприятий: 1/5 лидеров заинтересованы в интеграции с организациями по сбыту, производителями ана­логичной продукции. Очевидна ориентация на серьезное ос­воение рынка. Вместе с тем большинство развивающихся МП не стре­мится перешагнуть формальный порог, отделяющий их от среднего бизнеса. Среди фирм-лидеров лишь 4% предприя­тий всерьез рассматривают возможность создания семейства дочерних фирм, выделения отдельных производств в само­стоятельные предприятия. Тем самым тормозится расшире­ние среднего бизнеса, формирование рациональной струк­туры экономики. Нельзя исключить, что данная ситуация — отчасти следствие льгот, предусмотренных исключительно для МП. Ставя целью создание условий, способствующих развитию малого предпринимательства в целом, льготный режим функционирования МП становится своего рода барь­ером на пути конкретного динамично развивающегося биз­неса. Снять это противоречие можно, создав среду, благо­приятную для предпринимательской деятельности любых масштабов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать