Качественные характеристики российского малого предприятия. Используемые количественные критерии определения типа предприятия — это операционный инструмент, необходимый для проведения измерений, сопоставлений, прогнозов. Действующие параметры отнесения предприятий к разряду малых задавались без предварительного анализа, учета качественных особенностей малых предприятий. Во многом поэтому российский малый бизнес вобрал в себя фирмы, относимые к категории средних в большинстве промышленно развитых стран. Специфика МП в условиях рынка определяется его особенностями в таких сферах жизни, как целеполагание, менеджмент, финансирование, планирование выпуска, кадровая политика. Эти характеристики предопределяют как преимущества, так и недостатки: предприятий относительно небольшого размера по сравнению с более крупным бизнесом в контексте решения конкретных управленческих задач. Их недостатки — объективная основа возникновения барьеров для развития малого бизнеса, изначально присущих ему в развитом рынке или
вызванных переходными условиями, а потому в принципе устранимых. Меры государственной поддержки должны быть направлены на преодоление барьеров, обусловленных неразвитостью рыночных отношений в нашей стране.
Помимо преимуществ, у МП имеются и уязвимые места. Главное для них — малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства МП основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с МП, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты КП, и сопряжены с гораздо большим риском. Малому бизнесу приходится платить за ссуды более высокий процент, чем платят крупные заемщики. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих МП хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большинства банкротств. Финансовое положение МП особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку, в отличие от КП, они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.
Вследствие названных причин отличительной чертой малого предпринимательства является его неустойчивость, проявляющаяся в массовом разорении МП, "вымывании", вытеснении их из производства в процессе жёсткого "естественного отбора" в условиях рыночной конкуренции. По данным Администрации по делам малого бизнеса США, почти каждая четвертая вновь созданная малая фирма терпит банкротство уже на первом году своей деятельности, а 90% не могут продержаться более четырех лет. Правда, разорение как утрата капитала происходит лишь в 20% случаев: американское законодательство стимулирует "добровольное банкротство" МП:— обмен или продажу ими своих акций для приобретения более выгодного бизнеса.
Американский рынок отличается повышенной требовательностью к начинающему предпринимателю. В других странах малый бизнес имеет больший шанс на выживание. Так, в Великобритании к концу четвертого года деятельности на рынке удерживаются около 40% МП. Однако и здесь для выживания фирмы критическим считается первый год, в течение которого разоряется половина всех создаваемых новых предприятий. В странах ЕС в среднем 7 из 10 новых МП выживают в течение первых трех лет своей деятельности.
3. Состояние малого бизнеса в Алтайском крае
Специалисты Российского центра экономических и финансовых
исследований и разработок пришли к выводу, что в России легче всего открыть
малый бизнес в Алтайском крае. Данное исследование проводилось по заказу
Министерства экономического развития Правительства РФ и Всемирного банка. Его
цель - выявить существующие административные барьеры в деятельности малых
предприятий (регистрация, получение лицензий, многочисленные контрольные
проверки).
В опросе приняли участие 100 малых предприятий и оказалось, что в России
быстрее всего можно пройти все формальности при организации собственного бизнеса
в Алтайском крае - в среднем за 30 дней. Кстати, предприниматели из Москвы и
Хабаровского края тратят на это в четыре раза больше времени - 120 дней. Кроме
того, Минэкономразвития интересовало выполнение на местах федерального закона
"О защите прав предпринимателей при проведении государственного
контроля". Оказалось, что в среднем одно малое предприятие проверяли пять
раз, в Алтайском крае этот показатель - 3,8.
Ниже приведены данные на июнь 2002-го года о ходе выполнения закона
«О государственной поддержке малого предпринимательства в Алтайском крае».
На малых предприятиях трудится около 95 тысяч человек, более 97 тысяч работает в организационно-правовой форме индивидуальных предпринимателей. Если к ним добавить около 30 тысяч работающих в фермерских хозяйствах, то общая численность работников, занятых в сфере малого предпринимательства, достигает 220 тысяч человек.
Таким образом, малый бизнес, если учитывать членов семей, занятых в нем, обеспечивает жизнь до четверти населения края. Это подтверждают и цифры, характеризующие вклад малого предпринимательства в бюджеты всех уровней. Так в 1996 году на долю малого предпринимательства приходилось около 6 % налогов и других платежей в бюджеты всех уровней на территории края; в 1999 году – 11,2 %, а в 2000– уже 20,4 %. Таким образом, каждый пятый рубль в бюджете от субъектов малого предпринимательства.
Несмотря на то, что, на протяжении ряда последних лет условия для малого предпринимательства остаются сложными, ситуация, судя по некоторым показателям 2000 года, начинает меняться. По итогам конца прошлого и начала текущего года наблюдается некоторый рост таких показателей как число малых предприятий - на 13%, общее количество занятых в сфере малого предпринимательства - на 2%, поступление налогов и других платежей от субъектов малого предпринимательства - в 2,4 раза, причем поступление от "физических лиц" - в 3,4 раза.
Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями края в фактических ценах составил в 2000 году - 4 428 млн. рублей, в 1999 году - 3 867 млн. рублей. Малыми предприятиями края отгружено товаров в фактических ценах в 2000 году на сумму 11 963 млн. руб., в 1999 году - 9 157 млн. руб. Объём платных услуг, оказанных населению малыми предприятиями в 2000 году составил 265 млн. руб., в 1999 году – 186 265 млн. руб.
Практически все ключевые статьи закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Алтайском крае", определяющие организацию государственной поддержки малого предпринимательства в крае, выполняются. Так полностью выполняются: статьи, определяющие компетенцию представительной и исполнительной власти края; статья о наличии в структуре администрации комитета по поддержке предпринимательства; статья о порядке разработки и структуре краевой Программы поддержки малого предпринимательства; статьи о наличии в бюджете края отдельной строки, предусматривающей финансирование Программы, и о схеме этого финансирования.
Как сообщил председатель краевого комитета по предпринимательству Владимир Чепель, за прошедшие с момента принятия закона годы изменилось выполнение статьи о краевой Комиссии по развитию предпринимательства. В законе она прописана как ведомственная, и ее состав утверждается председателем комитета. Последние три года она утверждается главой администрации края и имеет характер межведомственной.
Частично выполняется глава по регистрации и учету субъектов малого предпринимательства. В ней выполняются статьи о порядке регистрации и не выполняются статьи о ведении реестра субъектов малого предпринимательства. Проблема ведения реестра не была решена на федеральном уровне. Определенный в Гражданском кодексе уполномоченный орган - Минюст – к этой работе так и не приступил. В ближайшем будущем эта проблема в стране, по-видимому, будет решена по-другому.
Не выполняются: статья о предоставлении льгот для звеньев краевой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; статья о резервировании определенной доли государственного заказа для субъектов малого предпринимательства. Они участвуют в общем конкурсе; а также статья об определении при формировании пакетов заказов доли, размещаемой на конкурсной основе у субъектов малого предпринимательства.
По мнению В. Чепеля, положения, составляющие основу данного закона, не утратили своей актуальности, являются востребованными и соответствуют в основном реалиям сегодняшнего дня. Вместе с тем появились некоторые новые обстоятельства, которые могли бы найти отражение в законе, например, взаимоотношения с объединениями предпринимателей, организация проверок государственными контролирующими структурами, организация работы на муниципальном уровне. Но принимать закон в новой редакции в ближайшее время нецелесообразно, поскольку на федеральном уровне началась работа по серьезному изменению нормативной базы для малого предпринимательства - от закона о регистрации до новой редакции федерального Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". По оценке В. Чепеля, на краевом уровне можно будет принять такой закон через 1-1.5 года.
15 марта текущего года прошел 5-й съезд предпринимателей Алтая. С приветственным словом к собравшимся обратился губернатор края Александр Суриков. По словам губернатора, предпринимательство призвано обеспечивать достижение широкого спектра целей, решение важнейших социально-экономических задач в Алтайском крае. В качестве примера он привел такой факт, что в развитых экономических странах 60% трудоспособного населения занято в сфере бизнеса. Выступавший подчеркнул, что первостепенной задачей государства, администрации является работа по укреплению сферы предпринимательства. А.Суриков сообщил, что администрация края с целью поддержки предпринимательства проводит развитие прямого диалога предпринимателей и власти; упорядочение инфраструктуры, обеспечивающей функционирование сферы бизнеса; упорядочивание работы контролирующих органов. Из действий, непосредственно помогающих предпринимательству, А.Суриков назвал: создание и поддержку оптовых рынков; расширение кредитования; работу в отношении банковских ставок, которые тяжелы для предпринимателей, поэтому, по словам А.Сурикова, "нужны льготы, даже за счет бюджета".
Также он подчеркнул, что движение навстречу предпринимательства есть на всех уровнях: в администрации края создан общественный Совет по предпринимательству, первый зам. губернатора занимается вопросами малого и среднего предпринимательства. Выступавший отметил, что сейчас главной задачей является устранение административных барьеров. Один из них - многочисленность проверок бизнесменов контролирующими органами, что провоцирует наличие теневой стороны в работе контролеров.
Губернатор заверил собравшихся, что "все ваши серьезные предложения будут проработаны, и приняты решения в вашу поддержку, так как без малого и среднего предпринимательства невозможно решение многих социально-экономических проблем".
Исполнительный директор Алтайского Союза предпринимателей Валерий Кондратюк на этой встрече сказал, что в крае пока только 10-12% доходов поступает в бюджет от сферы малого и среднего бизнеса. Самой важной проблемой, по словам выступавшего, являются налоги. Налогообложение регулируется противоречивыми законами, допускающими произвольную трактовку; иногда законы противоречат и здравому смыслу. Таким образом, если субъект честно уплачивает все налоги, ему грозит разорение. В. Кондратюк подчеркнул, что пока в крае не существует механизма воздействия со стороны предпринимателей на законодательную систему, поэтому "надо объединяться в Союзы и сообща решать вопросы". Выступавший назвал потенциал малого и среднего бизнеса на Алтае огромным. Так, в Рубцовске эта сфера обеспечивает 40% поступлений в бюджет, и 224 тысячи человек, занятых в сфере предпринимательства в крае, не требуют от государства ни льгот, ни пособий, а обеспечивают сами свою жизнь.
В. Кондратюк обратил особое внимание собравшихся на то, что "недостаточно только платить налоги и помогать инвалидам. Нам следует самим формировать положительный образ предпринимателя совместно со средствами массовой информации, нужно работать над своим имиджем".
Заключение
Таким образом можно прийти к следующим выводам.
Развитие рыночных отношений в экономике России невозможно без развития малого бизнеса. Это объясняется тем, что малое предпринимательство имеет свои особенности, одна из которых – возможность быстрого реагирования на изменения конъюнктуры рынка, открытие новых видов товаров и услуг, а отсюда возможность в короткие сроки окупать капитал, переключая его с одного производства на другое, внедряясь в новые сферы деятельности.
Другая особенность малых предприятий – издержки производства и обращения, которые, как правило, выше, чем у крупных. Малые предприятия нуждаются, особенно на начальном этапе в льготах при создании и функционировании и других мерах государственной поддержки.
Малое предпринимательство в России является не только необходимым звеном в создании рыночной экономики, но и наиболее существенным элементом в социальном преобразовании общества, так как в значительной степени служит созданию среднего класса, обеспечивающего политическую стабильность и демократическое развитие общества.
Список литературы
- Брюк Р. Калинкин Е.В. и др. Малый бизнес: выход из экстремальных ситуаций. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2001.
- Лапуста М.Г. Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: ИНФРА – М, 1997.
- Пелих А.С. Шепеленко Г.И. Малые предприятия. – Ростов н/Д: Экспертное бюро. Гардарика, 1996.
- Попов В.М. Мяпунов С.И. Практика малого бизнеса. – М.: Издательство «Гном и Д» 2001.
- Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления. " Российский экономический журнал",1993.
- Шулятьева Н .А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. "Деньги и кредит", 1992, N 1.
- Новости Малого Бизнеса. Электронный журнал. Выпуск №44 от 02.11.98.
- www.dnsk.ru
- www.sibir.rian.ru
- www.amitel.ru