Роль государства в экономическом развитии страны (на примере России)
p> Преодоление социально-экономического кризиса в России предполагает разработку пакета конкретных инструментов для возрождения промышленности, используя инвестиции.

Экономическое значение ключевых отраслей можно оценивать по четырем критериям долям добавленной стоимости в промышленности, промышленной занятости, зависимости от импорта и соответственно привлекательности для инвестиций, потенциалу роста и последующего экспорта. Советником российско- германской программы Transform Паулем Фишером была исследована экономика
России в разрезе мирового хозяйства. Результаты он отразил на рис. 1, опираясь на матрицу, разработанную Бостонской консалтинговой группой. /34/
Каждая отрасль представлена кругом и помещена в один из квадратов матрицы (темпы роста рынка/доля импорта). Важность каждой отрасли определяется размером круга. Для усиления воздействия на экономику нвестиции должны быть направлены на отрасли Звезды и Знаки вопроса.

[pic]

Дойные коровы (нефтегазовый, топливный и смежные секторы) являются важными генераторами национального дохода. Эти отрасли могут нуждаться в инвестициях для развития своих поставщиков и потребителей, находящихся в квадратах Звезды и Знаки вопроса субсекторального портфеля (например, производство пластмасс внутри нефтехимического сектора).

Такие отрасли, как военное авиастроение, кораблестроение и телекоммуникации, являются абсолютными Звездами. Они занимают большую долю национального рынка при низком импорте. Россия сохраняет устойчивое конкурентное положение в этих секторах на мировом уровне. Знания и опыт создают надежную основу для развития новых продуктов и технологий, в особенности гражданских (например, электроника, спутниковые и наземные телекоммуникации), и способствуют поддержанию высокого уровня национальной конкурентоспособности. Надо заметить, что в "Плане действий Правительства
РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы" предусмотрено "эффективное использование потенциала оборонно- промышленного комплекса для развития гражданских секторов экономики". /21/
Секторы-"Звезды" и сопутствующие отрасли на стадиях зарождения и роста должны получить высший приоритет при размещении инвестиций. /35/

Кроме того необходимо обеспечение государственной защиты отечественных производителей отраслей производства космической и авиационной техники, другой наукоемкой продукции, недопущение предоставления льгот импортерам и иностранным производителям этих видов продукции, реализация принятых нормативных актов и программ как приоритетных направлений государственной структурной политики.

В этих отраслях необходима государственная поддержка проектов по освоению перспективных нововведений посредством создания инновационных центров, учет затрат предприятий на проведение НИОКР, модернизацию производства и внедрение новых технологий в составе издержек производства, их освобождение от налогообложения. /5/ Однако здесь надо быть осторожным, т.к. учитывать затраты на НИОКР довольно сложно. Это может стать очередной технологией уклонения от налогообложения. /19/ Предприятия будут списывать часть затрат на безрезультатные НИОКР.

С позиций современных практики и теории экономического роста выход из кризиса и новый хозяйственный подъем исключены без нацеливания государственной бюджетной политики на максимальное стимулирование инвестиционно-инновационной активности. Для этого используются как прямые госинвестиции, так и косвенное стимулирование инвесторов, в том числе путем предоставления госгарантий. Важную роль в наращивании капиталовложений в условиях неравновесной экономики играют институты развития. Тем самым при помощи бюджета государство оказывается в состоянии расширять конечный спрос, содействуя преодолению депрессии. Именно таким образом в свое время обеспечивались выход из "великой депрессии", послевоенное восстановление хозяйства, а также бурный рост новых индустриальных стран. /4/

В настоящее время формируется рыночная модель инновационного развития экономики, в которой приоритетное внимание должно быть уделено модернизации, реконструкции, развитию производства на новых технических и технологических основах. Эта модель предполагает формирование системы институтов, создающих мощные стимулы для генерирования научно-технической сферы устойчивого потока эффективных нововведений, способных создавать новые рынки наукоемкой продукции и услуг, завоевывать и расширять традиционные. В результате должна сложиться национальная инновационная система, создающая новые продукты и услуги, соответствующие по своему качеству, цене, объемам и срокам выхода на рынки имеющемуся платежеспособному спросу.

Реализация продукции высокотехнологичных отраслей на внутреннем и внешнем рынках и должна обеспечить поступление соответствующих средств на поддержку и развитие промышленности в целом. Необходимо создать экономический механизм по стимулированию активности всех субъектов инновационного процесса, особенно рискового, венчурного предпринимательства.
Государственная помощь потребуется для реализации проектов производства высокотехнологичной продукции и носящей пионерный характер, еще не нашедшей широкого сбыта. /1/

В принятом "Плане действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы" отмечено, что "правительство
Российской Федерации намерено обеспечить эффективность финансирования фундаментальных исследований, приоритетных научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных программ и проектов, а также оказать государственную поддержку развитию системы венчурного инвестирования и страхования инновационных рисков". /21/

Однако, сделаны ли реальные шаги в этом направлении, остается только гадать. Результаты деятельности правительства пока нигде не представлены.

Некоторые отрасли (черная и цветная металлургия) уже являются достаточно стабильными. Однако необходимо привлечение средств в модернизацию оборудования.

Ряд отраслей (железнодорожный транспорт, автомобильная промышленность и некоторые сегменты химической) достигли стадии зрелости, но нуждаются в модернизации посредством привлечения технологий, позволяющих улучшить конечную продукцию. Национальный спрос здесь чрезвычайно высок, но с 1991 г. наблюдается значительный прирост импорта.

Продукция машиностроения, отдельных сегментов пищевой, нефтехимической промышленности и большинство статей потребительских товаров имеют очень маленькие доли на отечественном рынке и считаются низкоконкурентными.
Субсидии не могут компенсировать недостаток средств, и побудительные механизмы для инвестиций могли бы укрепить производство этих товаров на стадии зрелости и создания новых заводов в России.

Часть предприятий текстильной и обувной промышленности, по пошиву одежды, производству игрушек вошла в стадию упадка из-за давления со стороны дешевых рынков Китая, Индии и др. Государственные субсидии и привлечение инвестиций могут активировать некоторую долю предприятий этой отрасли, однако часть рабочей силы все же необходимо переместить в более перспективные отрасли. /35/

Необходимо создать баланс традиционных и высокотехнологичных секторов.
Привлекательность развития традиционных трудоемких отраслей (пищевая, легкая промышленность и др.) не может оцениваться лишь с точки зрения трудозатрат. Имея новые технологии, эти секторы составят конкуренцию даже товарам, произведенным в менее развитых странах. Инвестиции желательно направлять в перспективные секторы, в которых есть предпосылки для глобального конкурентного преимущества, но они не могут эффективно использовать имеющиеся ресурсы для производства продукции с высокой добавленной стоимостью.

Необходимо завершение работы по реорганизации предприятий оборонной промышленности в казенные предприятия и акционерные общества с погашением задолженности, образовавшейся вследствие недофинансирования государственного оборонного заказа.

Важно также отметить и наличие другой точки зрения на вопрос об определении отраслевых приоритетов. Так некоторые экономисты полагают, что в наше время не может быть реализована такая система, поскольку в любой отрасли есть предприятия разного уровня развития. /16/

С учетом вышесказанного можно говорить о целевом развитии отдельных предприятий в наиболее перспективных отраслях. По мнению некоторых экономистов, Необходимо наметить 7-8 макротехнологий, по которым Россия может занять передовые позиции и быть конкурентоспособной на мировом рынке наукоемкой продукции. Прогноз развития мировой экономики до 2015 г. показывает, что только внешний рынок наукоемкой продукции составит около 6 трлн. долл. в год, из которых около 2 трлн. придутся на информационные услуги. При благоприятном стечении обстоятельств РФ может иметь на этом рынке 8-12%, или 500-600 млрд. долл. в год. /16/ Именно это может стать стратегической задачей развития.

Приоритетными макротехнологиями для России могут быть авиация, космос, судостроение, ядерная энергетика, биотехнология, специальные химия и машиностроение, телекоммуникация и связь, автомобилестроение, микроэлектроника. Как видно, в основном это именно те отрасли, которые выделил Пауль Фишер, как наиболее перспективные для привлечения инвестиций.
В этих областях

страна обладает собственной научной школой, а в целом имеющуюся базу знаний для выхода на конкурентоспособный уровень можно оценить в 70-80% мирового. Для преодоления недостающих знаний необходимо разработать целевые программы по развитию нескольких выбранных направлений, которые помогут отечественной экономике получить желаемый эффект.

Для достижения цели необходимо применении политического, внешнеторгового, налогового и других инструментов государственного регулирования, которые в состоянии обеспечить приоритеты производства новых конкурентных видов продукции, а не целых отраслей, как это принято думать.

Приоритет в краткосрочной перспективе следует отдавать тому, что способно дать быстрый положительный результат. Например, сельскохозяйственные реформы в Китае позволили в короткий срок насытить рынок продовольственных товаров. Если бы этого не было, а людям только пообещали бы успех через 10 лет, то в это никто бы не поверил. /6/ Видя реальные достижения, население поддержало новый курс.

В краткосрочной перспективе приоритеты должны быть отданы легкой и пищевой промышленности, производству медикаментов, технологического оборудования для этих отраслей, модернизации выпускаемых легковых и грузовых автомобилей, автобусов, подъемно-транспортной, строительно- дорожной и сельскохозяйственной техники и продукции химической промышленности. /1/

Что касается сферы услуг, то здесь интересны исследования двух российских экономистов, членов РАН /3/. Используя аппарат кластерного моделирования, им удалось обосновать следующую подтверждаемую статистикой гипотезу: существует некий порог (уровень), начиная с которого приоритетное развитие сферы материального производства уже перестает быть локомотивом для экономики - эта роль переходит к сфере услуг. Таким порогом можно считать превышение долей занятых в этой сфере 55% численности всего занятого населения. Развитые страны переступили этот порог в конце 60-х годов,
Россия только подходит к нему.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать