Роль маркетинга в повышении доходности предприятия
смотреть на рефераты похожие на "Роль маркетинга в повышении доходности предприятия"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
РЕФЕРАТ
ПО ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Тема: РОЛЬ МАРКЕТИНГА В ПОВЫШЕНИИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Выполнила: студентка Субботина
Анна Михайловна, группа № 128
Научный руководитель: Миэринь
Лариса Александровна
Санкт – Петербург
2000
Содержание
Содержание 2
Вступление 4
Предприятие и его эффективность 5
Виды и структура предприятий 5
Пути увеличения эффективности. 5
современные теории маркетинга 7
Маркетинг как инструмент повышения эффективности предприятия 11
Маркетинговые исследования предприятия. 11
Исследование потребителей 11
Исследование конкурентов и фирменной структуры рынка 11
Исследование товарного рынка 12
Маркетинговая политика предприятия 13
Товарная политика предприятия 13
Сущность товара в маркетинге 13
Создание нового товара 14
Концепция жизненного цикла товара 15
Ценовая политика предприятия 15
Виды цен 15
Внешние факторы процесса ценообразования 16
Определение исходной цены товара 16
Стратегия ценообразования 16
Коррекция цены 17
Сбытовая политика предприятия 18
Каналы распределения товаров 18
Методы сбыта товаров 19
Оптовый метод сбыта товара 20
Розничная торговля 21
Маркетинговое продвижение товара 23
Реклама 24
Стимулирование сбыта 25
Выставки и ярмарки 25
Персональная продажа 26
Связь с общественностью 26
Примеры повышения эффективности предприятий через применение маркетинга 27
Маркетинг в компании Staples 27
Маркетинг компании "Тонар". 27
Примеры применения маркетинга в России 28
Заключение 30
Список литературы 32
Вступление
Переход нашей страны на новую систему хозяйствования, конечно же,
затронул и предприятия. Ранее руководители советских предприятий даже не
задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличении
прибыли, так как предприятия не являлись собственностью начальника или
директора.
Ныне же политика предприятия полностью изменилась и руководство вынуждено
включать в аппарат управления службу маркетинга. Специалисты в области
маркетинга на предприятии называются маркетологами. Задачами маркетологов
являются исследования рынка, товаров, конкурентов, потребителей и других
областей. Служба маркетинга занимается разработкой тактики фирмы и
осуществлением товарной, ценовой, сбытовой политики и стратегии продвижения
товара на рынке.
В данной курсовой работе автор рассмотрит следующие вопросы: предприятие
и способы увеличения его эффективности, далее автор обратит внимание в
основном на маркетинг как один из наиболее важных и действенных
инструментов увеличения эффективности (теоретическая часть) и покажет
высокую роль маркетинга путем приведения и анализа результатов применения
маркетинга на предприятиях.
В работе использованы идеи как западных специалистов– Филипп Котлер,
Гельмут Шмален – так и отечественных маркетологов – Аренков, Багиев,
Афанасьев.
Цель работы – показать теоретическое значение маркетинга в повышении
эффективности предприятия и доказать его важность на практике, используя
примеры отечественных и иностранных фирм.
Предприятие и его эффективность
Виды и структура предприятий
Развитая рыночная экономика предполагает различные формы предприятий. В
странах с развитой рыночной экономикой существуют следующие формы
предприятий:
Индивидуальное предприятие. При этом собственником предприятия является
один человек, им же осуществляется руководство, привлечение инвестиций,
несется ответственность и распределяется прибыль.
Коммандитное общество. Это такое общество, в котором собственником фирмы
являются несколько человек, причем один несет ответственность за
руководство, регулирование, привлечение инвестиций, остальные же отвечают,
рискуя только своими вкладами в капитал предприятия.
Акционерное общество. Для создания такого общества необходимо как минимум
пять акционеров[1]. Руководство акционерным обществом осуществляется тремя
органами: правлением акционерного общества (оно несет ответственность и
осуществляет руководство текущими делами фирмы), советом акционерного
общества (он наблюдает за деятельностью правления и докладывает о ней
общему собранию акционеров) и общим собранием акционеров (оно принимает
важнейшие решения в деятельности фирмы, утверждает правление, совет и
осуществляет другие функции). Наиболее эффективна именно эта форма
предприятия, так как сравнительно легко сформировать капитал и привлечь
инвестиции путем выпуска и продажи акций.
Государственное предприятие. Руководство и ответственность на этом
предприятии полностью возлагается на центральные или муниципальные власти.
Прибыль предприятия идет на пополнение бюджета региона.
Существуют также товарищества, общества с ограниченной ответственностью,
публично-правовые учреждения и другие формы предприятий.
Гражданским кодексом России допускается создание всех перечисленных выше
предприятий
Пути увеличения эффективности.
Эффективность предприятия определяется способом производства и его
эффективностью. Существуют различные направления повышения эффективности
производства:
Научно-технический прогресс. Естественно, что при внедрении новых
технологий на предприятии снизятся затраты на производство единицы товара и
через экономию возрастет прибыль и эффективность;
Ресурсосбережение и модернизация оборудования;
Привлечение максимального объема инвестиций и их экономное и рациональное
использование;
Повышение качества продукции и как следствие увеличение объема продаж;
Эффективность управленческого фактора (исследований, разработок и политики
фирмы).
С последним фактором тесно соприкасается наука маркетинг, и, хотя все
факторы должны находиться во взаимодействии, автор рассматривает именно
маркетинг.
Современные теории маркетинга.
Переход к рыночной экономике связан с глубокими социально- экономическими преобразованиями во всех сферах экономики. Перед участниками этих изменений возникают сложные проблемы, требующие научно обоснованных решений. Наиболее сложными и специфичными они являются в предпринимательской среде. Здесь последствия неправильно принятых решений и цена ошибки имеют разнонаправленный характер и чрезвычайно серьезные последствия. Для предпринимателя это не только угроза банкротства и потеря денег, но и утрата доброго имени, привычного образа и стиля жизни, круга знакомых и т.п.
Становление предпринимательства в России тесным образом связано и с развитием теории и практики маркетинга. Подобное сложно назвать случайным, так как современное понимание предпринимательства как «процесса непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на товары и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированного на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий системы воспроизводства»[2] находится во взаимосвязи с современным пониманием маркетинга.
Определения понятия «маркетинг» могут быть объединены в две основные группы: классические (ограниченные) и современные (обобщенные). В классическом понимании маркетинг определяется как предпринимательская деятельность, целью которой является продвижение товаров и услуг от производителя к покупателю или потребителю. Широкий диапазон маркетинга был официально признан Американской ассоциацией маркетинга (АМА) в 1985 году, когда традиционное определение маркетинга, одобренное ею в 1960 году, было заменено следующим: «Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций».
По мере развития и становления маркетинга выделились следующие виды и области применения маркетинга:
. Потребительский маркетинг или маркетинг товаров массового спроса;
. Промышленный маркетинг – маркетинг товаров производственного назначения;
. Маркетинг услуг;
. Международный маркетинг;
. Некоммерческий маркетинг– метамаркетинг (например, в управлении политическими партиями, профессиональными ассоциациями и т.п.);
. Микромаркетинг – маркетинговая деятельность фирм и других коммерческих организаций;
. Макромаркетинг – деятельность государства в сфере рынка;
. Социальный маркетинг – совокупность методов осуществления социальных программ государством и общественными организациями, а также социальные аспекты рыночной деятельности корпораций;
. Эгомаркетинг – деятельность индивидуума на рынке, например, при трудоустройстве.
Базовой основой современных теорий маркетинга является модель маркетинга-микс. «Маркетинг – микс – это рецепт маркетинга, использование которого позволяет предприятию наилучшим образом удовлетворять потребности целевых рынков и адаптироваться к возможным возмущениям окружающей среды».[3] Основой комплекса маркетинга стало комбинированное и координированное использование различных инструментов маркетинга, к которым относятся товар (Product), цена (Price), продвижение (Promotion), товародвижение и распределение (Place).
Неудовлетворенность современной моделью маркетинга побуждает зарубежных исследователей находить новые пути его развития. В частности, можно говорить о следующих основных направлениях развития маркетинга: 1) расширение модели «4P»; 2) стратегический маркетинг; 3) маркетинг взаимодействия; 4) мультимаркетинг; 5) многоуровневый маркетинг; 6) прямой маркетинг; 7) бенчмаркетинг[4].
1) В настоящее время некоторые специалисты расширяют комплекс
маркетинга до 6 и больше элементов: товар (Product), цена (Price),
продвижение (Promotion), товародвижение и распределение (Place), персонал
(People), способ действия (Policy). Интересным следует считать попытку
включения в маркетинг-микс проектирование во времени и в пространстве
результатов маркетинговых исследований (Projection). Следует отметить, что
теория маркетинг-микс длительное время являлась достаточно эффективной,
хотя и направлена на совершение единичной сделки купли-продажи.
2) Под стратегическим маркетингом понимается: "Процесс, осуществляемый фирмой с рыночной ориентацией с целью достижения показателей, превышающих среднерыночные, путем систематического проведения политики создания товаров и услуг, обеспечивающих потребителя товарами более высокой ценности, чем у конкурентов» [Ламбен Жан-Жак.
Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. с фр. -