Известные международные слияния, в том числе автогигантов как раз преследуют цель взаимного вклада в создание новой конкурентоспособной структуры, что достигается за счет взаимодополнения технических достижений, производственных секретов и навыков, обеспечивающих высокую эффективность производства и ликвидность выпускаемых автомобилей.
Для того чтобы преуспеть на многомиллионных в натуре рынках новых автомобилей, союз с нашими слабосильными по мировым меркам автозаводами не выглядит очень привлекательным для ведущих зарубежных автостроителей по большинству значимых в этом случае параметрам. Более тесное взаимодействие было бы возможно, если бы все наши автостроители входили в единый, причем настоящий, холдинг с жестким централизованным его управлением.
Итак, инвестиционная привлекательность каждой компании – потенциального объекта инвестиций определяется как ее материально-техническим и финансовым потенциалом, так и эффективностью его использования, “прозрачностью” финансов и менеджмента, политическим и инвестиционным климатом в стране. Для любого инвестора, в том числе и банка, важно сопоставление потенциальной прибыльности проекта и связанных с ним рисков. Международные инвесторы придают большое значение положению акций компании на фондовом рынке. Инвесторы готовы платить больше за акции компаний, дающих меньшую прибыль, но работающих в условиях низких страновых иуправленческих рисков. Этот тезис весьма неблагоприятен для российских предприятий, где, как показали расчеты, степень реализации и окупаемости проектов обратно пропорциональна их технологической сложности. Названная тенденция кажется особенно тревожной, если учесть высокую динамику зарубежных фондовых рынков, позволяющих обеспечить для инвестора при умелом формировании портфеля до 30% годовых. Отсюда вытекает первостепенная задача – стабилизация и развитие фондового рынка в России, закрепление наметившихся положительных тенденций.
Как показывает практика, норма прибыли на капитал, который инвесторы готовы вкладывать в акции российских компаний, существенно выше соответствующего показателя для зарубежных фирм. Помимо стабилизации политической и экономической ситуации в стране, важной предпосылкой привлечения инвестиций является обеспечение “прозрачности” деятельности этих компаний, а также гарантирование защиты прав и интересов акционеров. Вданной связи, определенный оптимизм внушают развитие методологии оценочной деятельности и принятие новых международных стандартов 2000 г. Речь идет о важнейшем условии привлечения иностранных инвестиций в отечественную экономику – гармонизации международных стандартов по различным направлениям профессиональной экономической деятельности, прежде всего оценочной, бухгалтерской и инвестиционной.
Очень актуален аспект создания не индивидуальных условий, а комплекса единых экономических параметров инвестиционного развития. Главное – обеспечить условия для эффективного функционирования рыночного механизма в целом. Среди них важную роль играет регулирование системы собственности и контроля. Инвестор хочет достоверно знать, кто является основным собственником предприятия, иметь возможность занять свое место в структуре собственности объекта инвестиций, а при необходимости – выйти из нее. Что касается самих предприятий как объектов инвестиций, то не только финансовые показатели и открытость отчетности, но и маркетинговые возможности предприятия становятся все более актуальными с точки зрения привлечения инвестиций.
3.3. Организационное и законодательное обеспечение инвестиционной деятельности в Алтайском крае.
Привлечение инвестиций в российскую экономику является одним из важнейших условий обновления технологической базы производства и достижения технологического подъема. В настоящее время доля инвестиций в реальный сектор экономики очень незначительна. При этом ученые и практики говорят о существовании серьезного кризиса инвестиционной политики в регионах Сибири. Причины этого кризиса достаточно разнообразны. На федеральном уровне – это политическая и экономическая нестабильность, неразработанность эффективной правовой основы и гарантий защиты капитальных вложений, отсутствие статусного, программного и информационного обеспечения этой деятельности.
На региональном уровне основные причины низкого уровня инвестиционной деятельности находятся в сфере экономики и законодательства, в существовании диспропорций в социально-экономическом развитии регионов. Для Алтайского края в качестве таких факторов выступают высокая “капиталоемкость” промышленности края, сориентированной в свое время на ВПК, невысокая рентабельность продукции сельского хозяйства, вызванная диспаритетом цен на сельскохозяйственную продукцию, по сравнению с ценами на энергоносители, тарифами на транспорт и рядом других факторов. Существенно снижает инвестиционную привлекательность Алтайского края и низкий жизненный уровень населения. Он требует постоянного увеличения затрат на социальные программы и, в силу этого, ослабления бюджетных инвестиционных вложений.
Не вызывает сомнения, что подъем экономики Алтайского края невозможен на базе “внутренних резервов”. Для этого необходимо максимальное, широкомасштабное привлечение внешних инвесторов. При этом необходимо учитывать, что у края есть стимулы к инвестиционной деятельности, Алтайский край имеет уникальные природные ресурсы, развитую инфраструктуру и характеризуется политической стабильностью. При этом многие инвесторы, которые пытаются вкладывать в российскую экономику, предпочитают иметь дело не с центром, а с регионами. В силу этого, важное значение приобретает правовая определенность отношений между федеральной властью и субъектами федерации, наличие эффективной региональной политики, совершенствование федерального и регионального законодательства.
Увеличению притока инвестиций в Алтайский край препятствует отсутствие эффективной региональной политики федеральной власти. Ее основное значение состоит в стимулировании социально-экономического развития регионов на длительный срок. Региональная политика законодательно оформлена во всех развитых капиталистических странах. В России это направление государственной политики только складывается как на уровне Федерации, так и на уровне субъектов Федерации. Законодательно закрепленная долгосрочная региональная политика, направленная на стимулирование развития производства, повышает уверенность потенциальных инвесторов в надежности инвестиционных вложений. Нормативно-правовой основой формирования региональной политики должен стать федеральный закон “Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации”. Думается, что такой закон необходимо разрабатывать и для Алтайского края. Кроме этого, для края имеет актуальность принятие федерального закона “О государствееной поддержке особо нуждающихся депрессивных и отсталых территорий Российской Федерации”. Проект этого закона край может внести в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы.
По многим причинам в последние годы инвесторы предпочитают иметь дело с региональной властью. Поэтому, важное значение имеет наличие прогрессивного регионального законодательства. В Алтайском крае действует закон “Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае”, принятый 30 ноября 1998 г. В настоящее время этот закон требует существенных изменений, так как не учитывает изменение федерального законодательства. Кроме этого закона, в крае необходимо принять пакет законодательства, направленный на оживление деловой активности. Он должен включать в себя закон об инвестиционной деятельности, закон о залоге, закон о гарантийном фонде, о регулировании земельных отношений, закон об инновационной деятельности. Необходимо урегулировать особенности кредитования сельскохозяйственного производства. Прогрессивное инвестиционное региональное законодательство должно основываться на следующих принципах.
ü Неуменьшение налоговых поступлений.
ü 100% налоговые льготы в части региональных и местных бюджетов на срок окупаемости для одобренных администрацией края инвестиционных проектов.
ü Равные условия для иностранных и национальных инвесторов.
ü Сведение бюрократических процедур до минимума.
ü Оперативность, возведенная в закон.
ü Конкурсность.
ü Соблюдение совместности финансирования.
ü Финансирование на основе принципов прозрачности и контролируемости.
ü Некоммерческое партнерство администрации и бизнеса, которое включает: а) назначение куратора от администрации на время реализации проекта; б) введение аудиторского контроля за внедрением и капитализацией инвестиций льготируемого проекта.
В дополнение к пакету инвестиционных норм важное значение имеет система косвенных мер стимулирования и инвестиционной деятельности. Они могут включать в себя более либеральный режим функционирования хозяйствующих субъектов в виде упрощенного режима регистрации и отчетности, снижение затрат на лицензирование, повышение доступности кредитования, реальный доступ к госзаказу, создание особого режима для пограничных территорий. Последнее может касаться районов края, граничащих с Республиками Казахстан и Алтай.
В рамках функционирования краевой заемно-инвестиционной системы необходимо создать региональный инвестиционный фонд, иметь инвестиционную программу, принятую на уровне Краевого Совета народных депутатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подобно многим странам мира, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор ускорения технического и экономического прогресса, модернизации производственного аппарата, овладения новыми технологиями и передовыми методами организации производства, а также более глубокого включения своей экономики в мировое хозяйство. И все-таки пока Россия выглядит на этом фоне бесперспективной страной.
Во-первых, приток капитала сдерживается медленным становлением рыночных отношений, отсутствием разветвленных мощных частных структур, аналогичных тем, которые имеются в других промышленно-развитых странах. Во-вторых, хотя в стране и есть законы о защите иностранных инвесторов, но до сих пор нет механизма их осуществления в полной мере. В частности, отсутствуют гарантии исполнения арбитражных и судейских решений. В-третьих, предприятия с иностранными инвестициями испытывают на себе тя желые последствия переходного периода в России. И, в-четвертых, пожалуй, самой главной причиной, заставляющей зарубежных граждан остерегаться вкладывать деньги в нашу страну, является политическая нестабильность в России и других государствах СНГ. По мнению экспертов Мирового банка реконструкции и развития, западные компании чрезвычайно обеспокоены политической нестабильностью в этих странах, в условиях которой инвесторы не могут не выражать скепсиса по поводу того, как долго продержится текущая законодательная и экономическая политика, какой бы привлекательной она ни казалась.
В России не определена стратегия развития, не создан благоприятный инвестиционный климат. В последние годы Россия приобрела репутацию ненадежного заемщика, что подтвердил дефолт по ГКО в 1998 году. В России множество внутренних экономических проблем: низкая платежная и финансовая дисциплина, неплатежи, рост государственного лолга, бюджетный дефицит, неотрегулированная система налогообложения. Технологический прогресс в России имел место только в узкоспециализированных отраслях, близких к военно-промышленному комплексу, следовательно, страна не имеет преимуществ массового производства современной продукции, с которой все страны выходят на рынки. Экспортная ориентация России, на протяжении многих лет, это сырьевые отрасли, а цены на мировых рынках сырья постоянно снижаются. Инвесторов привлекает в основном сырьевая база России, как источник дешевого сырья для производств развитых стран, другие же отрасли для них малопривлекательны.
При всем этом рентабельность некоторых российских предприятий исключительно высока, что делает их потенциально привлекательными.
Российский бизнес использует все способы выживания. Как эхо мирового бума слияний и поглощений, в 1998г. в России прошла первая волна сделок такого рода. Большинство из них были неудачными, что впрочем является обычной практикой, но это ценный опыт для российского бизнеса.
Таким образом, усилия только бизнеса могут дать определенный результат. Но чтобы быть конкурентоспособной на мировых рынках, Россия должна объединить усилия бизнеса и государства, как это делалось и делается во многих странах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Алешкевич Г.В., Рогозин К.И., Стриженко Л.А. Инвестиции в реальный сектор как способ осуществления промышленной политики в разных странах. Учебное пособие/ АГТУ.- Барнаул: Изд-во АГТУ, 2000. – 97 с.
2. Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике // Вопросы экономики.- 2001.- №7.-с. 104 – 115.
3. Герасименко В. Управление инвестициями: поиск новых ориентиров // Вопросы экономики. –2001. -№4.- с. 154 – 156.
4. Дневник Алтайской школы политических исследований. №11. Западная Сибирь: регион, экономика, инвестиции. Материалы международной экономической конференции / Под ред. проф. Ю.Г. Чернышева. Барнаул: Изд-во “Азбука”, 2001.-222 с.
5. Крутик А.Б., Никольская Е.Г. Инвестиции и экономический рост предпринимательства.- Серия “Учебники для вузов. Специальная литература”. –СПб.: Издательство “Лань”, 2000.- 344 с.
6. Кудина М.В. Иностранные инвестиции в российскую экономику: за и против // Финансы. – 2001.- №6. – с.15-18.
7. Курьеров В.Г. Иностранные инвестиции в экономику России в 2002 году // Эко.- 2003.- №2.- с.68-78.
8. Лебедев В.М. Иностранные инвестиции в экономике России – тенденции развития // Финансы.- 2001.- №8.- с. 11-15.
9. Лебедев В.М. Привлечение иностранных инвестиций: фактология, проблемы, подходы к решению // РЭЖ.- 2000.- №5-6.- с.69-79.
10. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 520 с.
11. Паштова Л.Г. Особенности привлечения иностранных инвестиций в Россию // Финансы.- 2002.- №6.- с. 20-23.
12. Рыбак О. Что капиталу хорошо, то экономике смерть // Деловые люди.- 2002.- №11.- с. 54-57.
13. Семенов К.А. Россия в международных экономических отношениях: Курс лекций. – М.: ТЕИС, 2001.- 296 с.
14. Цигичко А.Н. Стимулирование и регулирование притока иностранных инвестиций // Финансы.- 2002.- №7.- с. 21-25.
15. Чертов Н.А. Социально-экономическая политика в Алтайском крае в кризисный период: итоги и уроки. – Новосибирск: РАН, 2002.- 200 с.
[1] Алешкевич Г.В., Рогозин К.И., Стриженко Л.А. Инвестиции в реальный сектор как способ осуществления промышленной политики в разных странах. Учебное пособие/ АГТУ.- Барнаул: Изд-во АГТУ, 2000. – с.15
[2] Алешкевич Г.В., Рогозин К.И., Стриженко Л.А. Инвестиции в реальный сектор как способ осуществления промышленной политики в разных странах. Учебное пособие/ АГТУ.- Барнаул: Изд-во АГТУ, 2000. – с.16
[3]Курьеров В.Г. Иностранные инвестиции в экономику России в 2002 году // Эко.- 2003.- №2.- с.68
[4] Там же, с68
[5] Там же, с.68
[6]Курьеров В.Г. Иностранные инвестиции в экономику России в 2002 году // Эко.- 2003.- №2.- с.69
[7] Курьеров В.Г. Иностранные инвестиции в экономику России в 2002 году // Эко.- 2003.- №2.- с.70
[8] Там же, с.70
[9] Курьеров В.Г. Иностранные инвестиции в экономику России в 2002 году // Эко.- 2003.- №2.- с.71
[10] Курьеров В.Г. Иностранные инвестиции в экономику России в 2002 году // Эко.- 2003.- №2.- с.71
[11] Курьеров В.Г. Иностранные инвестиции в экономику России в 2002 году // Эко.- 2003.- №2.- с..72
[12] Курьеров В.Г. Иностранные инвестиции в экономику России в 2002 году // Эко.- 2003.- №2.- с.73
[13] Там же, с.73
[14] Курьеров В.Г. Иностранные инвестиции в экономику России в 2002 году // Эко.- 2003.- №2.- с.74
[15] Курьеров В.Г. Иностранные инвестиции в экономику России в 2002 году // Эко.- 2003.- №2.- с.75
[16] Там же, с.75
[17] Там же, с.75
[18] Курьеров В.Г. Иностранные инвестиции в экономику России в 2002 году // Эко.- 2003.- №2.- с.75
[19] Курьеров В.Г. Иностранные инвестиции в экономику России в 2002 году // Эко.- 2003.- №2.- с.76
[20] Курьеров В.Г. Иностранные инвестиции в экономику России в 2002 году // Эко.- 2003.- №2.- с.76
[21] Курьеров В.Г. Иностранные инвестиции в экономику России в 2002 году // Эко.- 2003.- №2.- с.77
[22] Рыбак О. Что капиталу хорошо, то экономике смерть // Деловые люди.- 2002.- №11.- с.55
[23] Там же, с.55-56
[24] Рыбак О. Что капиталу хорошо, то экономике смерть // Деловые люди.- 2002.- №11.- с.57
[25] Рыбак О. Что капиталу хорошо, то экономике смерть // Деловые люди.- 2002.- №11.- с.57
[26] Лебедев В.М. Привлечение иностранных инвестиций: фактология, проблемы, подходы к решению // РЭЖ.- 2000.- №5-6.- с.78
[27] Дневник Алтайской школы политических исследований. №11. Западная Сибирь: регион, экономика, инвестиции. Материалы международной экономической конференции / Под ред. проф. Ю.Г. Чернышева. Барнаул: Изд-во “Азбука”, 2001.-с.82
[28] Дневник Алтайской школы политических исследований. №11. Западная Сибирь: регион, экономика, инвестиции. Материалы международной экономической конференции / Под ред. проф. Ю.Г. Чернышева. Барнаул: Изд-во “Азбука”, 2001.-с. 83
[29] Чертов Н.А. Социально-экономическая политика в Алтайском крае в кризисный период: итоги и уроки. – Новосибирск: РАН, 2002.- с.188
[30] Чертов Н.А. Социально-экономическая политика в Алтайском крае в кризисный период: итоги и уроки. – Новосибирск: РАН, 2002.-с.187
[31] Дневник Алтайской школы политических исследований. №11. Западная Сибирь: регион, экономика, инвестиции. Материалы международной экономической конференции / Под ред. проф. Ю.Г. Чернышева. Барнаул: Изд-во “Азбука”, 2001.-с.122
[32] Лебедев В.М. Привлечение иностранных инвестиций: фактология, проблемы, подходы к решению // РЭЖ.- 2000.- №5-6.- с.69
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9