Рыночная экономика в России

Более того, трудно трансформируемые крупные предприятия консервировали те структурные диспропорции, которые как раз и явились главной причиной глубочайшего кризиса переходной экономики. Деградирующие крупные предприятия, составлявшие некогда основу национальной промышленности стран с переход­ной экономикой, стояли перед угрозой утраты наиболее ценных элементов накопленного производственного и научно-техничес­кого потенциала, интеллектуальных ценностей и даже здоровых, но плохо управляемых активов.

Столь негативные тенденции в реальном секторе заставили пересмотреть и уточнить ряд принципиальных положений эконо­мической политики рыночного перехода, казавшихся бесспорны­ми в начале системных реформ. Прежде всего подверглись кор­ректировке первоначальные представления о роли и соотношении государственного и частного секторов экономики, перспективах и особенностях государственных и частных предприятий.

Реальное влияние приватизации, проведенной во всех восточ­ноевропейских странах и большинстве стран — членов СНГ, на реформирование общественных отношений и экономики сильно отличалось от первоначальных концепций и ожидаемых результа­тов. Главный вывод, к которому подводит десятилетний опыт ре­формирования отношений собственности, заключается в том, что смена лишь формы собственности и правового статуса сама по себе не приводит к росту эффективности работы предприятий. А учитывая опыт Китая, где не торопились с приватизацией круп­ных предприятий, можно добавить, что на финансовое положение Объектов реального сектора экономики определяющее воздейст­вие оказывает общая макроэкономическая ситуация, а не форма собственности.

2.2. Условия рыночной адаптации предприятий.


Эффективное функционирование предприятий должно опи­раться на создание вполне определенных предпосылок. При этом акционирование предприятий и их последующая приватизация являются далеко не единственным условием эффективной рыночной адаптации. Помимо этого необходимо:

·           формирование механизмов эффективного современного ул­овления предприятиями;

•   проведение организационной, производственной и финансовой реструктуризации предприятий;

•   привлечение стратегических инвесторов (национальных или иностранных), способных принести с собой не только капитал, но и управленческий опыт, а также помочь выйти на новые рынки;

•   запуск необходимых инвестиционных проектов;

•   создание необходимых структур и институтов эффективного накопления и перелива капитала (организационных, правовых инвестиционных), т.е. формирование рынка капиталов.

Создание указанных условий означает, что становление систе­мы эффективно функционирующих предприятий государствен­ной, частной и смешанной форм собственности как основы ры­ночной экономики является сложным и относительно длитель­ным процессом. Этот процесс в странах с переходной экономикой предполагает три главных направления.

1.     Преобразование традиционных государственных предпри­ятий в акционерные и иные общества с разделением функций соб­ственности и управления (корпоратизация), осуществляемое, как правило, довольно быстро.

2.     Проведение приватизации, т.е. первичное закрепление и последующее перераспределение прав собственности за юриди­ческими и физическими лицами, требующее более длительного времени и соответствующего законодательного обеспечения этих прав.

3.     Формирование параллельно с преобразованием государст­венных предприятий частных предприятий на собственной осно­ве, т.е. за счет капитализации сбережений граждан, а также средств негосударственных предприятий и организаций.

В переходной экономике влияние формы собственности на эффективность деятельности субъектов реального сектора в ко­нечном счете оказывается меньшим, чем воздействие общей на­правленности государственной экономической политики. Функ­ционирование предприятий всех форм собственности в переход­ный период определяется бюджетной, денежно-кредитной, ва­лютной политикой властей, стабильностью налоговой политики  и величиной налогового бремени, методами и масштабами государственного ценового контроля и регулирования, характером и пос­ледовательностью антимонопольной политики.


Глава 3. Государственные предприятия в переходной экономике.

3.1.Понятие государственного сектора.


Государственный сектор экономики представляет собой сово­купность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из государственного бюджета. Границы государственного сектора в переходной экономи­ке довольно подвижны. Из-за набирающей силу корпоратизации и приватизации предприятий существует большое разнообразие сме­шанных государственно-частных структур. В настоящее время статистика большинства стран с переходной экономикой обычно ис­ключает из рамок госсектора предприятия, находящиеся в процессе приватизации, причем даже в тех случаях, когда доля государствен­ной собственности в их капитале остается значительной. Поэтому общий объем государственного имущества за счет государственных пакетов акций и далей в капитале смешанных предприятий оказы­вается гораздо больше, чем собственно государственный сектор.

Отношение к государственному сектору экономики и после де­вятилетия рыночных реформ остается одним из наиболее спорных вопросов. Начало рыночной трансформации в большинстве стран было связано с ультралиберальными настроениями в отношении к государству как собственнику и в оценке возможности эффектив­ного функционирования государственных предприятий. В эйфо­рии надежд на чудеса приватизации правительства постсоциалис­тических стран явно недооценили потенциал госкапиталистической модели компаний в переходной экономике. Сейчас понятно, что причиной этому скорее были политические предпочтения, чем трезвый экономический расчет.


3.2.Коммерциализация государственных предприятий.


Ограниченное распространение в переходной экономике ряда стран имели идеи коммерциализации госсектора (главным образом через акционирование государственных предприятий). Дольше всего они просуществовали в Китае, где первые признаки корректировки концепции госкапитализма обозначились лишь в 1997 г. Китайские государственные акционерные компании в большинстве своем так и Ре смогли преодолеть убыточность. В 1996 г. 40—50% таких компа­ний удерживались на плаву лишь благодаря кредитам государственных банков: до 80% их оборотных капиталов формировалось исключительно за счет банковских кредитов.

В восточноевропейских странах коммерциализация государственных предприятий рассматривалась главным образом как подготовительный, переходный этап к приватизации, который жела­тельно миновать как можно скорее. Однако на практике большие проблемы с приватизацией и особенно затруднения в реструктуризации крупных приватизированных предприятий заронили серьезные сомнения в абсолютном и повсеместном превосходстве частных компаний. Иностранные инвесторы интересовались только «звездами» национальной экономики и не спешили при­нимать в расчет интересы реструктуризации остальных предпри­ятий. А национальный капитал стремился использовать дешевые государственные активы, не заботясь об эффективности перерас­пределения ресурсов и наполнении государственного бюджета. К тому же у государственных предприятий в странах с переходной экономикой фактически не было серьезного опыта работы в ры­ночных условиях. Исключением является Венгрия, где все-таки делались неоднократные попытки организовать на рыночных принципах работу предприятий, по тем или иным причинам со­храняющихся полностью или частично в госсобственности.

Более того, на первоначальном этапе рыночной трансформа­ции отмечалась и прямая дискриминация государственных пред­приятий. Так, в России в ходе массовой приватизации и сразу после нее власти неоднократно заявляли, что государственная поддержка (государственные гарантии под кредиты, участие в крупных инвестиционных проектах под патронажем государства) может быть предоставлена в первую очередь приватизированным предприятиям.

В Польше государственные предприятия с помощью дискри­минирующей системы налогов были сознательно поставлены в худшее положение по сравнению с частными. Независимо от их реального экономического состояния государственным предпри­ятиям отказывали в инвестиционных кредитах, налог на капитал изымался без учета рентабельности и требований восстановления основных фондов. И лишь впоследствии на основании закона о коммерциализации (1997 г.) государственные предприятия были  уравнены с частными.

Получилось так, что «пасынками» для государства стали именно те предприятия, в которых ему принадлежал либо весь капитал, либо его значительная часть. При таком отношении к собствен­ным капиталам государство не только постоянно недополучало  свои законные бюджетные доходы от дивидендов на госпакеты акций и от передачи таких пакетов в трастовое управление, но и несло прямые убытки от неэффективного управления акционер­ными обществами с государственным участием. Так, из 3500 госчиновников, входивших в советы директоров российских АО в конце 1997 г., 80% составляли сотрудники федеральных минис­терств и ведомств, индифферентное или, что значительно хуже, «заинтересованное» поведение которых по отношению к АО раз­вязывало руки менеджменту компаний, позволяя ему игнориро­вать интересы государства, накапливать долги, размывать госдолю путем несанкционированных дополнительных эмиссий.

3.3.Состав государственной собственности и особенности управления  ею.


Вопрос о сравнительной эффективности государственных и приватизированных предприятий в переходной экономике явля­ется весьма спорным. Достоверных и однозначных аргументов для предпочтения того иди иного организационно-правового статуса предприятия просто не существует. И это проблема не только переходной экономики. В условиях нормально функционирую­щего рынка в странах Запада в принципе тоже не доказано, что приватизация государственных предприятий приводит к росту их эффективности.

Масштабное сокращение госсектора в развитых странах в 80-х гг. в основном преследовало цель устранения чрезмерной бюрокра­тизации управления госпредприятиями, постоянного и бескон­трольного вмешательства в экономику государственного чинов­ничества. Что же касается эффективности работы предприятий, особенно крупных, то в современных условиях она зависит скорее Не от «инстинкта собственника», а от качества, профессионализма Управления, т.е. от уровня менеджмента и способности собствен­ника контролировать результаты его деятельности. Это же в пол­ной мере относится и к трансформирующейся экономике постсоциалистических стран.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать