Рыночная экономика в России

Многообразие методов реструктуризации может быть сведено к двум большим группам: организационные и финансовые.

Организационная реструктуризация — это ком­плекс мер, направленных на приближение размеров предприятия и его подразделений к требованиям конкурентной рыночной среды. Такая задача стояла перед всеми странами с переходной экономикой, получившими от социализма сверхконцентрирован­ное и монополизированное хозяйство.

Вычленение небольших единиц из крупных предприятий, их дробление (по решению трудовых коллективов или администра­ции), разделение промышленных гигантов там, где это оказывалось возможным, обычно происходило или перед началом прива­тизации, или на первых же ее этапах (Венгрия, Чехия, Восточная Германия, Румыния). В результате быстро и резко увеличилось число мелких предприятий, часть которых продавалась новым частным владельцам, а часть ликвидировалась с распродажей иму­щества и активов. В России организационная реструктуризация получила ограниченное распространение.

Организационная реструктуризация может приводить к рас­пределению собственности крупных государственных предпри­ятий по 15—20 компаниям или фирмам-спутникам, формально независимым, но вращающимся в орбите головной компании.  Сложность и разветвленность производственно-технических связей приводит к большому разнообразию форм взаимного переплетения капиталов. Сеть взаимосвязей, построенная на перекрестном и комбинированном владении капиталами, в от­личие от административно создаваемых жестких структур гибка, подвижна, способна к перераспределению и развитию через рынки капиталов. Разновидностью таких структур являются не­которые финансово-промышленные группы и холдинги в Рос­сии.

Финансовая реструктуризация — это меры по рас­чистке баланса предприятия, упорядочению активов компании по критериям рыночной экономики. В отличие от организационной, финансовая реструктуризация не может растягиваться на годы. Финансовое оздоровление должно проводиться быстро, иначе оно просто потеряет смысл.

Этот тип реструктуризации не обязательно сразу приводит к банкротству или ликвидации проблемных предприятий. Глав­ное — расчистить активы, достигнуть приемлемой для всех за­интересованных лиц договоренности по долгам. В Польше еще в 1993 г. был Принят Закон о финансовой реструктуризации предприятий и банков, предусматривающий несколько моделей оздоровления финансов — от «полюбовной» договоренности до публичной распродажи долгов. Кредиторы могут требовать про­цедуры банковского (несудебного) урегулирования при задол­женности в размере 20% обязательств. Долги могут быть прода­ны по рыночной цене с аукциона на основе публичного предло­жения. Их можно обменять на акции. Благодаря такому широ­кому выбору вариантов финансового оздоровления кризисных предприятий реальной процедуре банкротства с распродажей активов подверглись только 15% потенциально неплатежеспособ­ных фирм.

Практикуемая в ряде стран частичная продажа активов в целях оздоровления финансового положения может помочь ока­завшимся в кризисе государственным предприятиям лишь вре­менно, так как средства тратятся на цели краткосрочного выжи­вания: погашение кредитов, выплату заработной платы, прочие текущие расходы, а не на инвестирование и улучшение структуры производства. Напротив, частные инвесторы, приобретая активы, встраивают их в жизнеспособную структуру и используют более эффективно.

5.2.Роль банков в реструктуризации реального сектора.


В первые годы структурных реформ в России и других странах полагали, что реструктуризацию предприятий во многом могут взять на себя коммерческие банки. Однако массовые не­платежи предприятий серьезно подорвали платежеспособность банковской системы переходной экономики. Первоначальные программы реформ, предусматривавшие в восточноевропейских странах ведущую роль банков в реструктуризации экономики, оказались излишне оптимистичными. Справедливый для разви­той рыночной экономики аргумент, что банки лучше, чем госу­дарственные органы, знают положение дел на предприятиях, в переходной экономике себя не подтвердил.

Оказалось, что банки плохо понимают собственно производственные проблемы, чего и не требуется в здоровой экономике, но что совершенно необходимо для анализа реального состояния фи­нансов предприятий-должников, рыночная жизнеспособность которых неопределенна. Банки же рассматривают реструктуриза­цию в узко финансовом смысле — как реструктуризацию долгов и активов. Кроме того, слабое законодательство по переходу прав собственности (залог, обращение ответственности, гарантии), а также социально-политическое торможение судебных процедур ликвидации и банкротства ограничивали возможности финансо­вого сектора «вытягивать» реальный.

Именно это противоречие интересов коммерческих банков, скупивших в целях контроля на чековых аукционах и за деньги пакеты акций ряда крупных российских компаний, и самих эти« компаний (в лице менеджмента) послужило причиной многих конфликтов в России. Так, известно длительное противостояние сторон в РАО «Норильский никель», в ряде компаний черной и цветной металлургии, в нефтяных компаниях. Поэтому в боль­шинстве стран с переходной экономикой решение многих про­блем реструктуризации кризисных предприятий было возложено  на государство — через правительственные органы по приватиза­ции, реструктуризации, банкротству. Вместе с тем банки остают­ся важнейшими агентами реструктуризации, способными в какой-то мере противостоять правительственному бюрократизму и политическому давлению. В последнее время получили распро­странение (например, в Польше) финансовые структуры типа фондов или инвестиционных банков, специально занимающиеся реструктуризацией государственных предприятий с целью увели­чения рыночной стоимости их капитала и последующей выгодной продажи.

Десятилетие рыночной трансформации позволило странам с переходной экономикой ликвидировать тотальное огосударствление хозяйства, провести ши­рокую приватизацию и создать условия для развития предпринимательства на базе частной и смешанной собственности.

В сфере производства реальные результаты трансформации не вполне отве­чали поставленным целям. Предприятия многих отраслей, особенно крупные, плохо адаптировались к условиям рынка, в большинстве оставались экономически неэффективными, сохраняли избыточную занятость, дорогую социальную инфра­структуру. Индустриальные гиганты по-прежнему оставались монополистами на соответствующих сегментах рынка. Тяжелое финансово-экономическое положе­ние большинства крупных предприятий способствовало увеличению взаимной за­долженности и приводило к не возврату кредитов, невозможности платить налоги и взносы в социальные фонды. Главной причиной продолжающегося трансформационного кризиса предприятий была слабость структурных реформ в экономике.

В переходной экономике, как правило, сохраняется достаточно масштабный государственный сектор, включающий стратегически важные предприятия. Однако предприятия, находящиеся полностью или частично в государственной собственности, подвергаются реорганизации — преобразованию в акционерные общества с соответствующим изменением системы управления, позволяющей отделить функции  профессионального менеджмента от контроля собственника. Под государственным контролем остаются также сделки купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения.

Частный сектор переходной экономики включает предприятия двух типов: частные фирмы на собственной основе, учрежденные на средства граждан и не государственных юридических лиц, а также частные и смешанные компании, образованные путем частичной или полной приватизации государственных предприятий. Тип этих компаний по структуре акционерного капитала и особенностям корпоративного управления зависит от конкретного метода приватизации.

Расчетная часть.


Экономико-статистический анализ структуры валового внутреннего продукта.

Структура сложного социально-экономического явления всегда обладает той или иной степенью подвижности, имеет свойство меняться с течением времени как в количественном, так и в качественном отношении. Поэтому для анализа структуры производства валового внутреннего продукта были взяты данные за период с 1992 – 2000 года.

Рассмотрю показатели, характеризующие изменение структуры валового внутреннего продукта:

Абсолютный прирост удельного веса. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

di = din - di1

Вычислю прирост удельного веса производства товаров и услуг, который покажет, на какую величину в процентах возросла или уменьшилась структурная часть в 2000 году по сравнению с 1992 годом.

dт = -7,8

dу = -5.41

Таким образом, полученные абсолютные приросты удельного веса показали, что производство товаров и производство услуг в 2000 году по сравнению с 1992 годом снизилось на 7,8 процентных пункта и 5,4 процентных пункта соответственно.

Вторым показателем, характеризующим изменение структуры валового внутреннего продукта, является средний абсолютный прирост удельного веса, который определяется по формуле:

dт = -0,975; dу = -0,676.

Удельный вес производства товаров ежегодно уменьшался в среднем за девять лет на 0,975 процентных пункта, а удельный вес производства услуг на 0,676 процентных пункта в среднем за девять лет.

Также применяется еще один показатель - средний темп роста удельного веса. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

Используя эту формулу, определю средний годовой темп роста удельного веса производства товаров = 0,979 и услуг = 0,987.

Итак, производство услуг ежегодно уменьшалось в среднем за девять лет в 0,987 раз, а производство товаров снизилось в среднем за девять лет в 0,979 раз.

Применяется еще один показатель – средний удельный вес производства товаров и услуг, который можно определить по следующей формуле:

= 44,79 %; = 55,21 %.

Полученные значения свидетельствуют о том, что в среднем за девять лет средние удельные веса объемов производства товаров и производства услуг равны 44,79 % и 55,21 % соответственно.

Я рассмотрела показатели, позволяющие измерить те количественные изменения, которым подверглась каждая отдельно взятая часть изучаемой совокупности. В тоже время перед нами в ряде случаев встает задача в целом оценить структурные изменения изучаемого явления, имеющие место за определенный временной интервал и характеризующие подвижность или, наоборот, стабильность, устойчивость данной структуры. Среди предлагаемых для этих целей обобщающих показателей можно выделить, такой как линейный коэффициент абсолютных структурных сдвигов, который рассчитывается по следующей формуле:

Он показывает среднее изменение удельного веса в процентах, которое имело место за рассматриваемый временной интервал, в моем случае берется интервал, равный девяти годам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать