Изменение либо спроса, либо предложения влечет за собой изменение равновесной цены и равновесного количества (продукта). Связь между изменением величины предложения и вытекающим отсюда изменением равновесной цены обратная, но связь между изменением величины предложения и равновесным количеством (продукта) прямая.
Концепции предложения и спроса распространяются также и на рынок ресурсов.
Маркетинг - это совокупность сложившихся в мировой практике методов изучения рынков, выявления идей, новых потребностей и их материализации в виде новых товаров, маркетинг - это инструмент умелой, гибкой организации системы производства и сбыта товаров, проведения рекламных мероприятий; маркетинг - это предпринимательская философия. Благодаря маркетингу выявляются потребности рынка, спрос отдельных групп покупателей, формируется превращение покупательной способности региона в конкретный спрос на данный товар или услугу; маркетинг - это интегрированная целевая философия производителей, целиком, ориентированная на потребителя, на его примат на потребительском рынке.
Ориентироваться на потребителя - значит изучать не производственные
мощности, а потребности рынка и разрабатывать планы их удовлетворения. При
этом товары и услуги - это лишь средства для достижения цели. С позиций
интегрированного маркетинга координируются все виды деятельности, связанной
с товарами и услугами: финансирование, производство, конструирование,
исследования и разработки, управление запасами и маркетинг. Цель маркетинга
- создавать условия для приспособления производства к общественному спросу,
требованиям рынка, разработать системы организационно-технических
мероприятий по изучению рынка, интенсификации сбыта, повышения
конкурентоспособности товаров с целью получения максимальной прибыли.
В настоящее время 90% компаний промышленности, торговли и сферы услуг в США, ФРГ и Великобритании в той или иной форме осуществляют рыночные исследования. Активное использование методов маркетинга (особенно таких, как способы согласования производства и сбыта, исследования покупательского спроса, использование достижений НТП для обновления ассортимента и постоянного совершенствования продукции, реклама) способствует росту конкурентоспособности на рынке.
Возникшие еще в эпоху классического капитализма различные виды рынков, торговавших своими особыми товарами, ныне полностью развились в целостную рыночную систему, которая складывается из рынков потребительских товаров, средств производства, труда, научных разработок, инвестиций, ценных бумаг, иностранных валют.
На сегодняшний день рынок потребительских товаров в России больше, чем наполовину состоит из импорта разных стран: будь то страны третьего мира или экономически развитые капиталистические страны. Это объясняется несколькими причинами: спад отечественного производства; лучшее качество, дизайн и срок эксплуатации импортных товаров; широкий ассортимент импортных товаров и др. социально-экономические причины. В процессе экономической реформы были сделаны определенные шаги к насыщению рынка потребительских товаров. Предприятия оборонного комплекса встали "на рельсы" конверсии, правительство Российской Федерации стимулирует перспективные предприятия, делает "вливания" в промышленность, предпринимает шаги по ускорению структуризации рынка потребительских товаров.
Товарная биржа - центральное звено инфраструктуры товарного рынка;
учреждение, в котором осуществляются оптовые сделки по купле-продаже
товаров по образцам и стандартам, на основе предварительной биржевой
экспертизы. Различают специализированные и универсальные товарные биржи.
Членами товарной биржи обычно являются крупные предприятия и фирмы -
поставщики и покупатели значительных партий товара, банки. В нашей стране
организована Российская товарно-сырьевая биржа.
Рынок труда -
Во многих странах мира широко развит рынок научно-технических
разработок. Ведущие позиции на нем занимают, мелкие и средние фирмы,
которые первыми берут на себя риск освоения новейшей техники и технологии,
внедряют НИОКР по заказам других гигантских компаний и государства. В США
такие малые фирмы в среднем внедряют на доллар затрат в 17 раз больше
нововведений по сравнению с крупными предприятиями. Они создают свыше 90%
новых технологий. Перестройка организации научных исследований привела к
тому, что за последние 100 лет время с момента естественнонаучного открытия
до его практического использования во многих отраслях сократилось более чем
в 10 раз. В результате сближения сроков радикальных перемен в
естествознании и технике они приняли характер научно-технической революции
(НТР). Научно-техническая революция - коренное качественное преобразование
производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор
производства. На современном этапе НТР приоритетное развитие получили
современное станкостроение, электротехническая промышленность,
микроэлектроника, вычислительная техника и приборостроение. НТР
характеризуется быстрым ростом производства всех видов
компьютеризированного оборудования и гибких систем Так в нашей стране за
1985-1990гг. объем продукции машиностроения и металлообработки вырос на
23%, а приборостроение увеличило выпуск продукции на 47%, в том числе
промышленность средств вычислительная техники - на 66%. Важными
направлениями дальнейшего развития НТР являются: совершенствование
технологии производства и обработки новых материалов, биотехнология, где
применяются достижения генной инженерии и клеточной технологии.
В 70-х годах НТР стала перерастать в технологическую революцию.
"Высокие технологии": обеспечивают резкий подъем эффективности
производства, позволяет более полно использовать (сырьевые ресурсы,
отходное производство), являются экологически чистыми. "Высокие технологии"
широко используются в странах западной Европы, Японии, Южной Корее,
Тайване, Сингапуре и Гонконге.
В нашей стране рынок "высоких технологий" развивался очень медленно.
В настоящий период необходимо оказывать государственную помощь в развитии
фундаментальных и прикладных наук, экономически стимулировать их широкое
освоение и применение. В самом сложном положении находится наукоемкое
машиностроение. Некоторые заводы выживают лишь за счет перехода на выпуск
технологически отсталого оборудования, скатываясь на уровень 60-х годов.
В послании ФС Президент отметил: "Необходимо остановить технологический откат российской промышленности, не допустить, чтобы этот процесс стал необратимым, прежде всего в отраслях, высоко конкурентных на мировом рынке, - авиа космической, лазерной, атомной промышленности, судостроении, космических услугах, разработке программного обеспечения".
Рынок инвестиций входит в рынок ссудных капиталов, в качестве
предмета купли-продажи на нем выступает особый товар - капитал. Его
особенность состоит в том, что деньги приобретают дополнительную полезность
- способность возрастать по стоимости и приносить прибыль. Инвестиция - это
долгосрочное вложение капитала в промышленность и иные отрасли хозяйства
ради получения прибыли. При этом финансовые инвестиции идут на закупку
акций, облигаций и ценных бумаг, выпущенных корпорациями или государством.
Реальные инвестиции - это вложения денег в производственный основной
капитал (здания, сооружения, оборудование), жилищное строительство, товарно-
материальные запасы.
В настоящий период общей нестабильной ситуации в экономике российские
предприниматели и иностранные инвесторы не стремятся делать вложения в
развитие России. Существующая инфляция - препятствие к инвестированию
средств в промышленность с помощью рыночных механизмов, рыночными методами.
Но она же благодаря этому важнейший фактор, обуславливающий необходимость
бюджетных инвестиций и административных методов контроля над экономикой и
административных структур, распоряжающихся ею
В условиях реализации антикризисной программы и перехода к рыночной
экономике инвестиционная политика в России должна быть нацелена на
улучшение соотношения между капиталовложениями в ресурсодобывающие,
перерабатывающие и потребляющие отрасли; необходимо перераспределение
инвестиций в пользу отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс,
повышение доли вложений на развитие непроизводственной сферы, отраслей
социальной инфраструктуры. В настоящее время крайне тяжелая ситуация с
капиталовложениями: "основа инвестиционного кризиса - высокая инфляция,
вследствие чего деньги идут не в производство, а в посредничество.
Бюджетных вложений уже почти нет, фондового рынка еще нет - такова
неизбежная комбинация переходного периода, негативные последствия которой
для инвестиций совершенно очевидны. Из-за инфляции кредит стал не только
дорогим, но и преимущественно краткосрочным", более того, "Федеральному
Собранию и Правительству предстоит немало сделать для того, чтобы вложения
в российскую экономику стали более привлекательными для иностранных фирм.
При этом ясно, что последние будут воздерживаться от серьезных инвестиций
до тех пор, пока не наступит стабилизация, пока в российскую экономику не
начнут вкладывать капиталы отечественные предприниматели". Б.Н.Ельцин в
своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации предложил в 1994
году сформировать особые институты - финансово-промышленные группы: "Такие
институты способны поддержать достаточную инвестиционную активность и
технологические нововведения, обеспечивать концентрацию ресурсов в точках
роста и необходимую конкурентоспособность как на внутри российском, так и
на мировом рынках".
Рынок ценных бумаг -
Валютный рынок - система экономических отношений, связанных с
осуществлением операций купли-продажи (обмена) с иностранными валютами и
платежными документами в иностранных валютах (чеки, векселя, переводы,
аккредитивы), включает в себя значительное число локальных рынков по
осуществлению конкретных операций. По своему режиму валютные рынки
подразделяются на свободные (для регионов, где нет валютных ограничений) и
несвободные (где ограничения установлены и валютные операции разрешаются
уполномоченными органами либо по официальному валютному курсу). Существуют
рынки: евровалют, евродепозитов, еврокредитов, еврооблигаций. Международные
валютные рынки служат важным объектом анализа спроса и предложения.
Например: иностранные импортеры являются агентами предложения своих валют,
а российские импортеры выступают агентами спроса на иностранные валюты.
Получающиеся в результате равновесные обменные курсы валют связывают между
собой уровни цен всех стран. При равновесии спроса и предложения
устанавливается единый курс, применяемый для всех сделок банков с
клиентами.