Рынок ценных бумаг.Вексель-инструмент рынка ценных бумаг
p> Информация должна быть точной, правильной и содержательной. Поэтому большое внимание на фондовом рынке уделяется раскрытию информации со стороны: o эмитентов о финансовом состоянии предприятия, о предстоящих выпусках ценных бумаг, крупных акционерах и т.д.; o профессиональных участников фондового рынка о своей квалификации, условиях предоставления клиентам различных услуг, своих финансовых обязательств; o организаторов торговли о правилах торговли, условиях листинга и т. п.; o органов регулирования об изменениях нормативно-правовой базы, системе контроля за деятельностью на финансовом рынке и соблюдении правил работы.

Фондовый рынок является важнейшим механизмом, обеспечивающим эффективное функционирование всей экономики. В настоящее время в России рынок ценных бумаг только формируется одновременно со становлением рыночных отношений. На нем обращается специфический товар — ценные бумаги, которые сами по себе никакой ценности не имеют. Однако они являются титулами собственности, за ними стоят реальные активы, которые в основном и определяют стоимость конкретных ценных бумаг.

Учитывая особый характер деятельности на фондовом рынке, во всех странах введена жесткая система допуска организаций к работе на этом рынке.
Для того чтобы осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, организация должна получить лицензию на право работы с ценными бумагами.

Лицензирование деятельности на фондовом рынке в России проводится с
1992 г. Первоначально эта функция была возложена на Министерство финансов
РФ, которое выдавало лицензии инвестиционным институтам для работы на фондовом рынке в качестве:
. посредника (финансового брокера);
. инвестиционного консультанта;
. инвестиционной компании;
. инвестиционного фонда.

Одновременно Министерство финансов осуществляло лицензирование деятельности фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж.

По мере развития фондового рынка и расширения масштабов деятельности необходимо было иметь специальный государственный орган, который выполнял бы функции регулирования фондового рынка. В ноябре 1994 г. была создана
Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при правительстве
РФ (ФКЦБ), которая обладает широкими полномочиями по регулированию фондового рынка и лицензированию деятельности. В соответствии с действующим порядком ФКЦБ осуществляет: o лицензирование деятельности управляющих компаний паевых инвестиционных фондов и регистрацию проспектов эмиссии данных фондов; o лицензирование деятельности специализированных регистраторов, ведущих реестры акционеров; o лицензирование брокерской и дилерской деятельности; o лицензирование депозитарной деятельности; o лицензирование клиринговой деятельности; o лицензирование деятельности по организации торговли ценными бумагами.

Кроме профессиональных участников рынка ценных бумаг на данном рынке работает большое число институциональных инвесторов, в частности:
. банки;
. негосударственные пенсионные фонды;
. страховые компании.

Данные организации обладают значительными финансовыми ресурсами, которые попадают на фондовый рынок и во многом определяют складывающуюся на рынке ситуацию.

ИСТРУМЕНТЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.

В мировой практике существует большое число разновидностей ценных бумаг или, как их ещё называют – инструментов рынка ценных бумаг или фондового рынка. Среди них одной из наиболее распространённых форм являются акции.

Акция – это ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом в обращение, которая подтверждает, что её владелец внёс определённую сумму денег в капитал данного общества и имеет право на получение ежегодно дохода из его прибыли и право на участие в его управлении. Правда, для участия в управлении акционерным обществом с целью оказать влияние на ход его деятельности необходимо владеть значительным пакетом акций. Практика показывает, что для этого необязательно иметь 51 % акций. При наличии многочисленного числа мелких держателей акций, которых невозможно собрать и заполучить их голоса, для реальной возможности влиять на ход дел в акционерном обществе достаточно иметь 20%, а иногда даже и 10 % акций.

Выпущенные акции обращаются на рынке ценных бумаг, пока существует акционерное общество. Их стоимость не погашается, а переводится в деньги лишь путём продажи. С продажей акций происходит смена владельца части капитала и величина реального капитала акционерного предприятия не уменьшается, а производственный процесс не нарушается.

Акции подразделяются на : o обыкновенные – они не только удостоверяют факт передачи акционерному обществу части капитала и гарантируют право на получении по итогам деятельности общества дивиденда, но и предоставляют право на участие в управлении обществом; o привилегированные – они гарантируют владельцам фиксированный дивиденд, который не зависит от прибыли общества, однако не дают ему права голоса при рассмотрении положения дел в акционерном обществе. По этой акции дивиденд выплачивается в первую очередь, а уже потом оставшаяся сумма распределяется по другим акциям; o именные – в них указывается имя или наименование держателя акции, которое вносится в реестр (книгу собственников) акционерного общества.

Продажа таких акций возможна лишь при регистрации сделки в органе управления обществом с отражением в соответствующем реестре; o на предъявителя – владелец её не регистрируется, она может свободно продаваться и покупаться любыми физическими и юридическими лицами, при этом не требуется фиксации сделки акционерным обществом.

Как правило, на акциях указывается их номинальная стоимость. Однако есть и такие, на которых этот номинал отсутствует. Они широко распространены в США. Такие акции обеспечивают держателю право на участие в прибыли акционерного общества, но в случае его ликвидации не гарантируют возврат суммы по номинальной стоимости.

Помимо номинальной стоимости, акции имеют биржевую или курсовую цену, которая устанавливается под влиянием спроса и предложения. Она рассчитывается по формуле:

Курс[pic]

Курс акций может быть выше номинальной цены или ниже её. Превышение курса акции над её номиналом называется лажем или ажио, отклонение курса вниз – дизажио.

В случае если курсовая стоимость акций превысит номинальную, то разница между сумой, полученной от продажи акций, и суммой действительно вложенного в предприятия капитала составит учредительскую прибыль, присваиваемую учредителями акционерного общества. Существуют два способа получения учредительской прибыли:

1. в виде разницы между реально воженным в дело капиталом и суммой, вырученной от продажи акций по биржевому курсу;

2. путём разводнения капитала, выпуская в продажу акции на значительно превышающую вложенный в предприятие капитал;

Акции в России.

В условиях централизованного управления экономикой процесс акционирования практически находится на нуле, эмиссия акций по существу не ведётся. Предпосылки возрождения рынка акций в России начали складываться в конце 80-х годов в момент проведения экономической реформы. Появились акции трудовых коллективов, которые распространялись только среди работников данного предприятия; далее – акции предприятий и организаций, предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц; и, наконец, акции бирж, коммерческих банков, инвестиционных компаний, которые распространялись в порядке открытой подписи или распределялись среди учредителей.

Исторически сложилось, что акции представляли собой бумажные бланки, напечатанные в типографии с высокой степенью защиты от возможных подделок.
Однако увеличившийся в последнее время оборот ценных бумаг обусловил необходимость искать иные формы их выражения. Так появилась безналичная форма обращения ценных бумаг, когда они стали оформляться в виде записи в книгах учёта, а также на счетах, ведущихся на магнитных и других носителях.
Например, в 1994 году на российский рынок ценных бумаг в обращение были выпущены пластиковые электронные акции объединения «Гермес-финанс».
Владелец такой электронной акции может совершать самостоятельно операции со своей карточкой. Его вклад надёжно защищён секретным кодом, известным только ему. Владелец в любое время может воспользоваться автоматическим устройством – банкоматом, чтобы узнать о своих дивидендах, а если захочет, то и получить их; а при желании таким же путём он может продать все или часть своих акций. Электронные карточки повышают ликвидность акций, а процесс их купли-продажи делается очень оперативным.

Среди инструментов рынка ценных бумаг важное место занимают облигации, выражающие долговые обязательства. Их эмитировать (выпускать) может: государство, органы местного самоуправления, предприятия, различные фонды и другие организации.

Долгосрочные облигации, действие которых ограничивается определённым сроком (3-5 и более лет), по истечении которого они погашаются по номинальной стоимости, дают право держателю облигации получать доход в виде фиксированного процента от нарицательной стоимости.

В отличие от акций, облигации не предоставляют держателям права участвовать в управлении делами эмитента. Государственные облигации, включая муниципальные, способствуют привлечению средств, необходимых для финансирования бюджетного дефицита, развития городского хозяйства, решения региональных проблем, реализации долгосрочных высокорентабельных коммерческих проектов, а так называемые корпоративные облигации позволяют предприятиям аккумулировать денежные средства для развития и технического перевооружения производства.

Облигационный метод мобилизации финансовых ресурсов обладает рядом преимуществ. Проценты по облигациям, как правило, не превышают процент по банковскому кредиту, а сроки погашения значительно продолжительней. Если заёмщиком выступает государство, налог на доход от облигаций не взымается, а государство–заёмщик выступает убедительным гарантом того, что долговые обязательства будут погашены своевременно и качественно.

Благодаря всем этим доводам во многих странах облигации завоевали репутацию весьма привлекательного способа вложения и привлечения средств.
Например, в 1989 году среди государственных долговых обязательств долгосрочные облигации в ФРГ составляли 60,6%, а в Японии – 92,0%. О том, как растёт популярность облигационных займов на рынке ценных бумаг России, свидетельствуют данные муниципальных займов. Если в 1992 году, когда они появились впервые, было зарегистрировано 5 проспектов эмиссии займов местных органов власти, а в 1993 году – 8, то за 9 месяцев 1994 года – 16.
В подавляющем большинстве они размещались в форме облигационных займов.

Наиболее успешное развитие в России приобретает периодический выпуск трёх- и шестимесячных государственных краткосрочных облигаций. Для всех видов операций с ними используются безбумажные электронные технологии. Для функционирования рынка краткосрочных облигаций был разработан пакет документов, регулирующих весь спектр правовых отношений участников, все стороны технологии размещения и погашения облигаций, вторичных торгов, работы депозитария и проведения расчётов. Эмитентом краткосрочных облигаций является министерство финансов РФ. Функцию агента министерства по обслуживанию выпуска облигаций, дилера, а также органа регулирования и контроля выполняет Центральный банк РФ. Определены 53 официальных дилера, которыми в основном являются коммерческие банки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать