г) покупатели и продавцы могут свободно входить на рынок и покидать его в силу отсутствия каких-либо законодательных, финансовых, технологических ограничений, барьеров;
д) все материальные, финансовые и прочие ресурсы абсолютно мобильны, участники рынка могут свободно привлечь нужные ресурсы.
Таким образом, главным в рынке совершенной конкуренции является то обстоятельство, что цена здесь практически не зависит от желаний и действий отдельных субъектов, она устанавливается под воздействием спроса и предложения как бы сама собой «невидимой рукой» рынка. Поэтому подобные рынки называют «рынками получателей цен».
Если вдуматься в перечисленные выше признаки, то станет понятно, что рынок совершенной конкуренции — это в значительной мере теоретическая абстракция модель; такого рынка в чистом виде нигде и никогда не существовало (на практике наиболее близки к нему рынки сельскохозяйственной продукции и ценных бумаг). В самом деле, затруднительно представить себе рынок, в котором товары абсолютно однородны, где всем доступна полная информация о конъюнктуре рынка. Вместе с тем любой реально функционирующий рынок содержит в себе элементы свободного. Поэтому рассмотрение рынка совершенной конкуренции необходимо для уяснения общих принципов действия рыночного механизма.
Следует различать понятия «конкурентный рынок» и «конкурентная борьба». Последняя означает способ активного поведения производителя или потребителя на рынке. Конкурентная борьба ведется с целью воздействия на условия продаж. А как на рынке совершенной конкуренции условия продаж заданы, все его участие находятся в равноправном положении и никто из его участников не в состоянии повлиять на равновесную цену, то соревнование между ними возникает в стремлении продать больше своего товара по более низкой, «своей» цене при прочих равных условиях.
Продавец и стоящий за ним производитель товара могут улучшить свои позиции на подобном рынке лишь путем уменьшения затрат на производство продукции или ее качественного совершенствования, что равносильно продаже другого товара, переводу его в иной вид.
Производитель, снижающий издержки производства, обладает возможностью снизить цену, сохранив прибыль, получаемую при продаже каждой единицы товара. Благодаря снижению цены он увеличивает объем продаж и получаемую прибыль до тех пор, пока другие производители и продавцы такого товара также не снизят цену. Таким образом, благодаря свободной конкуренции на рынке достигается одновременный выигрыш производителя (продавца) и покупателя (потребителя), приобретающего товары по более низким ценам.
Поэтому в условиях рынка совершенной конкуренции объективно происходит перераспределение общественных ресурсов в пользу наиболее эффективно работающего. В этом принципиальное достоинство такого рынка.
Однако у высококонкурентного рынка есть и слабые стороны. Принцип
неограниченного количества продавцов одного товара в известной мере
адекватен незначительности капитала каждого из участников рынка.
Следовательно, рынок совершенной конкуренции ставит препятствие
концентрации капитала, без которой не удается создавать крупные
производства, осуществлять научно-техническое развитие, реализовать
масштабные проекты. Кроме того, как уже указывалось, практически не
представляется возможным одновременно выполнить все условия, соблюсти
критерии свободного рынка.
2.2. Рынок монополистической конкуренции.
Большинство реально функционирующих рынков отличаются от идеальной
модели совершенной конкуренции. Отдельные производители или их объединения
в состоянии воздействовать на условия продажи, в частности на цены. Поэтому
все рынки несовершенной конкуренции называют «рынками делателей цен».
Основным отличием их выступает степень монополизации.
На рынке монополистической конкуренции в значительной степени
соблюдается принцип разнообразия товаров, производимых разными фирмами.
Если эти товары способны к взаимозаменяемости, удовлетворению одних и тех
же потребностей, рыночная конкуренция возникает и в условиях ограниченного
количества продавцов (производителей) и как бы переходит в конкуренцию
между товарами, продуктами.
В наиболее общем виде монополистическая конкуренция представляет
собой рыночную структуру, в которой относительно большое число продавцов
(несколько десятков фирм) предлагает для продажи схожую, но не идентичную
продукцию. При этом каждая из фирм, представленных на рынке
монополистической конкуренции, может чувствовать себя относительно
независимо, не придавая значения реакции других фирм. Примером такой
отрасли может служить производство верхней одежды, обуви, парфюмерно-
косметических товаров, книгоиздание, туризм.
В условиях монополистической конкуренции с дифференциацией продукта
рычагом конкуренции становятся не только цены, но в той же степени и
качество товара, предполагающее различие между одними и теми же товарами.
На рынке монополистической конкуренции представлены, например, одежда,
которая различается материалом, стилем, качеством работы; услуги торговли,
связанные с продажей товара в кредит, упаковкой, льготами постоянным
покупателям. Продукты могут быть дифференцированы на основе размещения и
доступности, примером тому мини-маркеты у станций метро и супермаркеты
вдали от него. Соответственно на рынках монополистической конкуренции с
дифференциацией товара разными считаются не только товары, отличающиеся по
виду и назначению, но и качеством, рекламированием, организацией торговли,
способами привлечения к ним покупателей.
Одним из преимуществ дифференцированности продукта является то, что, несмотря на наличие, относительно большого числа фирм, производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами в силу того, что покупатели и продавцы не связаны стихийно, а покупатели своими предпочтениями определяют необходимость и цену той иной продукции. Таким образом, конкуренция основана не только на цене, но и на неценовых факторах, давая возможность говорить о большом размахе неценовой конкуренции.
И еще один штрих, характеризующий монополистическую конкуренцию, — легкость вступления в отрасль новых фирм, что практически приводит к невозможности тайного сговора между фирмами.
2.3. Олигополистический рынок.
Наиболее типичен для современной рыночной экономики олигополистический рынок (от rpeчecкoго оligos — немногие и poleo — продаю). Такой рынок обычно представлен несколькими относительно крупными и близкими по масштабу продаж и степени влияния участниками. Главный определяющий признак олигополии — не многочисленность, ограниченное число господствующих на рынке продавцов (производителей).
Хотя нет четкого количественного критерия олигополии, обычно число фирм на олигополистическом рынке не превышает десяти и колеблется в пределах от трех до десяти. Олигополистические признаки чаще всего отмечаются в автомобильной, фармацевтической, электронной, химической промышленности. В рамках олигополии понятие «крупный производитель» включает помимо собственно крупных компаний также фирмы, которые по размерам могут быть и не очень велики, но являются ведущими производителями в рамках специализированных производств или локально-территориальных рынков.
На олигополистическом рынке могут быть представлены как однородные,
например сталь, уголь, алюминий, так и дифференцированные продукты
(автомобили, моющие средства, электробытовые приборы).
На рынке, где господствуют несколько монопольных продавцов, фирм,
каждый из его участников занимает весомое положение, так как на его долю
приходится значительная часть продаж. Это, с одной стороны, дает
возможность одной из фирм влиять на рынок в целом и на других его
участников. Но с другой стороны, так как основная часть продаж приходится
на остальные фирмы, то любой из олигополистов находится под существенным
воздействием поведения остальных и вынужден учитывать эту зависимость.
Поэтому ценовой диктат цен при олигополии ограничен.
Олигополистический рынок отличается от совершенного конкурентного
рынка особенностями изменения цен. При совершенной конкуренции цены
постоянно изменяются в зависимости от колебаний спроса и предложения. При
олигополии же цены изменяются не так часто, а как правило, через большие
промежутки времени и значительно. Олигополия часто проводит политику
«лидерства в ценах», что подразумевает отказ от открытой ценовой
конкуренции, когда входящие в олигополистическую отрасль фирмы, учитывая
интересы всех, ориентируются на цены фирмы-лидера.
Основным моментом становится и наличие барьеров при вхождении в эту отрасль. Прежде всего им является величина фирмы, то есть для проникновения на такой рынок фирма должна быть достаточно крупной, выпускать значительное количество товара, иметь возможность снижения издержек. Для этого требуется большой первоначальный капитал, поэтому эффект масштаба является труднопреодолимым барьером для вступления в отрасль. Кроме того, в качестве барьеров выступают требования наличия патента, контроль над стратегическим сырьем, огромные затраты на рекламу.
Существование олигополии обусловлено тенденцией слияния нескольких небольших фирм, выпускающих однородную продукцию, приводящей к уменьшению количества фирм. Но малое количество фирм благоприятствует тайному сговору, имеющему место, когда фирмы достигают непосредственного или молчаливого согласия о фиксировании цены, дележе рынка, ограничении конкуренции. Тайное соглашение может быть по своей форме в виде картеля. Препятствиями для такого тайного сговора обычно становятся различия в спросе на товар и в издержках его производства и обращения. Когда издержки и спрос на продукцию различаются, то трудно договориться о цене, поэтому судьба сговора зависит от способности достичь компромисса. Чем больше фирм в отрасли, тем тяжелее им вступить в сговор, поэтому возможность сговора зависит от числа фирм.
Сговору препятствует спад деловой активности, при котором каждая фирма пытается «перетянуть одеяло на себя». Наконец, тайному сговору в большинстве западных стран препятствует антитрестовское законодательство, в соответствии с которым государство осуществляет контроль за деятельностью фирм и в любой момент может разрушить противозаконный союз.
Существуют различные точки зрения на экономическую эффективность олигополии. Согласно одной, рыночная власть «фирм-гигантов» необходима для достижения быстрых темпов научно-технического прогресса: олигополии выпускают лучшую продукцию по более низким ценам, в сравнении с отраслью, представленной множеством мелких конкурирующих фирм. Согласно другой, более традиционной точке зрения, ценообразование и производство в условиях олигополии схожи с аналогичными результатами в условиях чистой монополии.