Рынок как форма организации общественного хозяйства
p> Рыночная дуополия есть частный случай олигополии, при котором количество фирм-продавцов (производителей), представленных на рынке, сокращается до двух. Выделение этой категории в особый тип обусловлено тем, что в данном случае каждой фирме принадлежит весьма значительная доля рынка, поэтому она приобретает уже не частичный, а полуограниченный контроль над рынком (продажами, ценами), что приближает дуополию к чистой, полной монополии.

10 . Рынок чистой монополии.

Наибольшей монополизации рынок достигает в условиях абсолютной или чистой монополий (слово «монополия» происходит от греческого «monos polein»
— «единственный продавец»), являющейся полярной противоположностью совершенной конкуренции. Абсолютно монополизированный рынок характеризуется следующими признаками:

а) товар на рынке продает единственный продавец, иначе говоря, отрасль представлена одной фирмой;

б) товар уникален в том смысле, что не имеет близких заменителей. Для покупателя это означает отсутствие альтернативы, так как он должен либо купить товар у монополиста, либо вынужден обойтись без этого товара;

в) продавец торгует только своим товаром;

г) продавец диктует цену рынку в силу полного контроля над ним. Этот факт предопределяет и место рекламы, которая в большей степени носит информационный характер, не предполагает больших затрат;

д) вступление в отрасль заблокировано.

Такой рынок по аналогии с идеальным конкурентным представляет абстракцию и практически в жизни не встречается, но он вполне может рассматриваться как модель, к которой приближаются высокомонополизированные рынки.

Итак, чистый монополист не имеет прямых конкурентов, и это отсутствие конкуренции в значительной степени объяснимо, если проанализировать существующие барьеры для вступления в отрасль. Подобными барьерами может быть все, что блокирует дополнительное вступление в отрасль фирм, а значит, и потенциальную конкуренцию. Ограничительные условия для вступления в отрасль многообразны, среди них можно выделить следующие:

1) эффект масштаба, обусловленный преимуществами крупного производства, заключающимися в более низких издержках. Кроме того, современная технология настолько сложна и капиталоемка, что эффективное малое производство попросту невозможно;

2) ограничение вступления в отрасль со стороны государства в виде необходимости наличия патентов и лицензий. Патентный контроль «помог» росту современных индустриальных гигантов, таких, как «Дюпон», «Дженерал моторс»,
«Рэнк ксерокс», и многих других. Лицензия дает возможность заниматься производством и реализацией применительно к данному виду деятельности. К таким ограничениям относится, например, лицензирование экспорта, монополия внешней торговли;

3) собственность на важнейшие виды сырья. Например, «Алюминиум компании оф Америка», которая удерживала свое монопольное положение на протяжении многих лет благодаря полному контролю над производством бокситов;

4) нечестная, недобросовестная конкуренция посредством давления на банки в целях ограничения кредитов конкурентам, переманивания ведущего персонала опорочивание конкурентов.

На практике наиболее близки к модели рынка чистой монополии так называемые естественные монополии. Они складываются в тех сферах, где конкуренция затруднительна или вообще неприменима, так как продукт может быть произведен только одной фирмой. К таким естественным монополиям относятся большинство предприятий общественного, коммунального обслуживания, предоставляющих населению газ, электричество, тепловую энергию, предприятия водоснабжения, кабельное телевидение, средства транспорта. Почти все рынки подобных товаров и услуг подлежат государственному регулированию.

Помимо естественной монополии не исключено возникновение маломасштабной и временной монополии на продажу отдельных видов товаров и услуг, например продажа билетов на спортивные зрелища или концерты. Иногда монополия может быть обусловлена изоляцией рынка.

На первый взгляд при чистой монополии монополист обладает полной властью над ценами и объемом продаж. В действительности это не так. Во-первых, объем продаж определяется спросом, который не зависит от производителя
(продавца). Во-вторых, возможна ситуация, когда монополисту выгоднее снижать устанавливаемые цены для того, чтобы увеличить объем продаж. Вместе с тем власть монополиста над рынком своих товаров весьма велика, и если это предметы первой необходимости, то он способен легко «поставить на колени» покупателя. К тому же компания, монополизировавшая рынок, утрачивает стимулы к научно-техническим инновациям, обюрокрачивается, в результате чего падает эффективность производства. Поэтому государство стремится препятствовать возникновению и существованию абсолютно монопольных рынков, за исключением естественной монополии, обусловленной природой реализуемого на рынке продукта или особыми правами его собственника, например автора произведения.

3. Социальное рыночное хозяйство как приоритетное направление развития украинского рынка.

Дорога к социально ориентированной рыночной экономике непростая и болезненная, она предусматривает разрешение комплекса кардинальных проблем:
1) Овладение разными формами собственности и хозяйствования, обеспечение их экономической равноправности, разгосударствления экономики;
2) Обеспечение структурной перестройки экономики и преодоление ее дефицитного характера;
3) Оздоровление финансово-кредитной и денежной инфраструктуры, преодоление инфляционных процессов;
4) Постепенный отход от затратной модели ценообразования, освобождения цен на основную часть продукции промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг;
5) Демонополизация сферы обращения, кредитного обслуживания предприятий и населения, научного обеспечения экономики;
6) Переустройство национального рынка как части мирового хозяйства;
7) Преодоление нерыночной ориентации системы образования и профессиональной подготовки.

Одновременно с решением данных вопросов необходимо предусмотреть и подготовить систему мер, направленных на защиту населения, особенно той его части, которая получает низкие доходы.

Система реальных планомерно рыночных отношений в Украине только начинает формироваться. Следует учесть, что рынок выступает не конечной целью радикальной перестройки экономической системы общества, а только способом решения его кардинальных социально-экономических проблем с целью реального повышения уровня благосостояния народа. То есть, идет речь о формировании социально ориентированного рынка.

Большинство зарубежных авторов концепции социального рыночного хозяйства негативно оценивают макроэкономическое регулирование и даже отождествляют его с государственным экономическим интервенционизмом. В наших же условиях экономика Украины еще достаточно долго будет оставаться постсоциалистической и полурыночной. А это означает существование в течение относительно продолжительного времени наряду с нарождающимся частным сектором мощного государственного, предусматривающего необходимость достаточно жесткого макроэкономического регулирования.

Говоря о том, какие существенные стороны социально ориентированной экономики необходимо будет адаптировать на Украине, нужно исходить из сходства (пусть и отдаленного) между современной экономической ситуацией в
Украине и в тех странах, которые первыми стали исповедовать принципы кейнсианства и неолиберализма. Выйдя из Союза, Украина унаследовала монополизированную, милитаризованную, центрально управляемую экономику.
Среди важнейших задач на сегодняшний момент является отказ от жесткого административного регулирования и демилитаризация экономики, ее структурная перестройка на началах приоритетности производства социально значимой продукции.

Пропорции между частным и государственным секторами будут постепенно изменяться в пользу первого, но все-таки предстоит длительный период их сосуществования. Этот симбиоз с его всевозможными конфликтами и трениями будет неизбежен в течение довольно долгого срока. Хотя попытки смоделировать новую парадигму Украинской экономики на основе смешанной экономики и социально ориентированного рыночного хозяйства можно признать некоторым нарушением классического подхода, такое обвинение нам просто некому предъявить. Ибо большинство цивилизованных стран состояние постсоциалистической экономики никогда не переживали. Соседи Украины по бывшему социалистическому содружеству демонстрируют подчас такие экстравагантные способы переустройства экономики, что предлагаемый вариант представляется чуть ли не образцом экономического классицизма. К тому же все без исключения модели экономического развития являются настолько динамичными и быстротрансформирующимися, что зачастую в стадии своей зрелости весьма отдаленно напоминают исходное состояние.

Более того, в настоящее время специалисты в области теории и практики рынка, говоря о наиболее цивилизованных его формах, имеют в виду, прежде всего так называемый социально ориентированный рынок. Именно социально ориентированный рынок сможет, с одной стороны, "удержать" Украинскую экономику в русле общецивилизационных закономерностей рынка, а с другой - оптимально учесть ее постсоциалистические особенности.

Безусловно, постсоциалистический характер украинской экономики является важным, но не единственным определителем сущностных черт будущей модели национальной экономики. В ситуации, когда и национальная экономика, и значительная часть населения находятся у последней черты, попытка опираться сугубо на индивидуализм и рыночные рычаги не только обречена на провал, но и чревата в наших условиях наступления дикого рынка, сверхкоррупции, катастрофической социальной поляризации общества и однозначным взрывом в результате.

Учитывая, что социальное рыночное хозяйство представляет собой путь, отличный от центрально управляемого хозяйства и экономики, руководимой лишь
"невидимой рукой" рынка, оно вряд ли поместится в рамки какой либо модели рыночной экономики. В силу многих причин оно претендует на роль новой парадигмы экономики второй половины двадцатого века.

Выстраивая парадигму Украинской экономики, нужно уберечься от двух крайностей: во-первых, изобретения "своей" модели, что подобного нет нигде в мире; во-вторых, попыток слепого заимствования. Украинский рынок должен опираться с одной стороны, на смешанную экономику с ее сильной государственной распределительной политикой, обеспечивающей достаточную поддержку социально уязвимых слоев населения, а с другой стороны - на принципы социального рыночного хозяйства, с их отчетливо выраженной антитоталитарной направленностью. Достичь таких целей возможно лишь в том случае, если удачно скомбинировать черты наиболее подходящих нам экономических моделей. Разработанная модель рынка должна сочетать условия для развития конкурентной экономики и элементы довольно жесткого экономического регулирования рынка, сильную государственную политику и безусловный приоритет экономической эффективности, неприкосновенность и всемерную поддержку частной собственности и относительно длительное сосуществование основанных на ней хозяйственных форм с мощным государственным сектором. Одним словом, это должна быть такая модель, которая бы предусматривала построение социально ориентированной рыночной экономики на фундаменте постсоциалистической.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать