Другие, напротив, считают, что "нарушение многосторонней оговорки о наибольшем благоприятствовании рождает ответственность по отношению ко многим, а не к одному государству, что способствует повышению эффективности действия оговорки".
Пункт 1 статьи I Генерального соглашения по тарифам и торговле определяет область применения принципа наибольшего благоприятствования "В отношении таможенных пошлин и сборов любого рода, налагаемых на импорт или экспорт или в связи с ними, в отношении способа взимания таких пошлин и сборов, в отношении международных платежных переводов по импорту или экспорту и в отношении всех правил и формальностей в связи с импортом и экспортом". /В области внутреннего налогообложения и в отношении постановлений, регулирующих внутреннюю торговлю и перевозки, пункт 4 статьи 3 ГАТТ предусматривает национальный режим./
Далее в ст.1 говорится, что "любое преимущество, льгота, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой Договаривающейся стороной в отношении любых товаров, произведенных или предназначенных для любой другой страны, предоставляются немедленно и безусловно в отношении подобных товаров, произведенных на территории всех других Договаривающихся сторон или предназначенных для отправки в эти территории".[ 6, c.9]
В пункте 1а следующей (II) статьи ГАТТ содержится следующее положение: "Каждая договаривающаяся сторона предоставляет торговле других договаривающихся сторон режим, не менее благоприятный, чем режим, предусмотренный в соответствующей части соответствующего списка, приложенного к настоящему Соглашению".
Положение этого пункта представляет собой совершенно новое явление в международном торговом законодательстве и является немаловажным добавлением к клаузуле о наиболее благоприятствуемой нации. "Список" представляют собой сводный перечень всех уступок, сделанных всеми договаривающимися сторонами в их переговорах со своими торговыми партнерами, и максимальных тарифных ставок. Новое, что вносит это добавление в клаузулу о наиболее благоприятствуемой нации, - это обеспечиваемая им защита от повышения тарифов на товары, включенные в список. Традиционная клаузула, хотя она и обеспечивает необусловленный режим наибольшего благоприятствования, предусматривает лишь равенство режима в отношении тарифных изменений.
ГАТТ в этом отношении выходит за рамки принципа наибольшего благоприятствования. Каждое государство-член, предоставляющее уступки какому-либо государству, прямо обязывается предоставить такие же уступки отдельно воем другим членам; эта ситуация отличается от той, когда последние вынуждены полагаться на продолжение действия соглашения между стороной, предоставляющей уступки, и стороной, получающей их.
Уже предоставленные уступки могут быть отменены лишь посредством сложной процедуры консультаций с договаривающимися сторонами в соответствии со статьей XXVIII ГАТТ.
Существует точка зрения, что статья II (1а) имеет даже большее значение, чем сама клаузула о наиболее благоприятствуемой нации.
Таким образом, действие принципа наибольшего благоприятствования в ГАТТ отличается в этом отношении от его действия в двусторонних договорах и представляет собой исключение из общего правила применения данного принципа.
Статьи XI, XII, XIII, XIV, XV, XX, Генерального соглашения посвящены исключениям из действия принципа наибольшего благоприятствования, которые допускаются в целях обеспечения равновесия платежного баланса; содействия пограничной торговле; если импорт того или иного товара причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным производителям; если это нужно для исполнения обязательств по межправительственным соглашениям; если это диктуется интересами безопасности.
Статья XXIV предусматривает также исключение в пользу таможенных союзов и зон свободной торговли (приводя при этом подробное определение этих объединений).
В 1966 году к первоначальному тексту Генерального соглашения по тарифам и торговле была добавлена IV часть /"Торговля и развитие"/ с целью удовлетворить потребности развивающихся стран а области торговли.
Договаривающиеся стороны ГАТТ приняли решение, разрешающее отказ от положений п.1 ст.1 ГАТТ в том объеме, в каком это необходимо, для того, чтобы позволить участвующим договаривающимся сторонам предоставлять преференциальный режим в соответствии с Протоколом развивающимся странам не будучи при этом обязанными распространять такой же режим на другие договаривающиеся стороны.
Таким образом в рамках ГАТТ было оформлено еще одно дополнительное исключение из принципа наибольшего благоприятствования - в пользу развивающихся стран.
3.6 Положительные моменты от участия России в ВТО
Присоединяясь к ВТО, Россия, получает выход в унифицированное правовое пространство, международно-правовую защиту в других государствах, получая режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для товаров, экспортируемых и импортируемых российской стороной. Кроме того, Россия получает защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных налогов, акцизов, таможенных сборов и целый ряд других, в том числе и политических, преимуществ, повышающих рейтинг и престиж нашей страны, а также возможность самой влиять на развитие механизма международных экономических связей.
Но в действительности экономический эффект от либерализации мировой торговли и участия стран в ГАТТ/ВТО является несравненно более высоким, так как за прошедшее, после образования ГАТТ, время коренным образом изменились представления о международной торговле у стран-участниц. Теперь они находятся под гарантией неприменения к ним дискриминационных правил во внешней торговле.
Членство в ВТО постепенно становится столь значимым, что неучастие в ее работе по своим последствиям может, видимо, сравниться с неучастием в деятельности такой международной организации, как ООН. Подавляющая часть мировой торговли (более 90%) приходится на страны-члены этой организации. Таким образом, Россия не может оставаться вне Всемирной Торговой Организации.
В стратегическом плане, присоединение России к ВТО необходимо и означает присоединение к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. Тот факт, что Россия смогла начать переговоры со странами Запада об условиях присоединения к ВТО говорит о том, что наша страна перешла в качественно иное состояние: из страны с командной экономикой мы превратились в государство с достаточно открытой для внешнего мира системой хозяйствования. И степень этой открытости достаточно высока, так как с нами согласились вести переговоры все ведущие экономически развитые государства.
Но, присоединение к ВТО - это комплекс взаимных уступок. Здесь перед Россией стоит задача определить национальные экономические интересы и приоритеты, пределы уступок и условия, гарантирующие национальную и экономическую безопасность и суметь отстоять их в ходе переговоров.
Присоединение России к ВТО и связанная с этим дальнейшая либерализация внешней торговли еще шире откроет российский рынок потоку иностранных товаров. Ужесточение конкуренции с большой долей вероятности приведет к банкротству ряда российских предприятий, выпускающих неконкурентоспособную продукцию. При этом капиталы, рабочая сила, другие ресурсы согласно экономической теории должны мобильно перемещаться в благополучные сектора экономики. Однако, реальная отечественная экономика резко отличается от такой идеальной модели. Перераспределение ресурсов может вызвать целый ряд крайне болезненных проблем, решение которых потребует дополнительных затрат, в том числе на модернизацию производства или на развитие альтернативных производств, на восстановление занятости населения, на социальное обеспечение людей, лишенных работы, на программы переобучения.
Таким образом, процесс адаптации отечественных предприятий не будет легким (не следует забывать, что многие из них все еще находятся в состоянии упадка или депрессии). С другой стороны, когда речь будет идти о промышленной политике поле присоединения России к ВТО, надо помнить, что наша страна располагает богатыми природными ресурсами, солидной научно-технической базой, оригинальными технологиями, квалифицированными кадрами. И, в принципе, она способна собственными силами обеспечить внутренний рынок недостающими видами сырья и материалов, технологическим оборудованием, товарами потребительского спроса. Вопрос в другом -ценой какого времени, каких затрат и издержек? Поэтому путь импортозамещения и самообеспеченности промышленными и сельскохозяйственными товарами - не самый эффективный. Да, по этому пути шли некоторые страны, которые в настоящий момент достигли значительных высот в своем развитии ( к примеру послевоенная Япония ). Но при этом все эти страны находились в то время на стадии индустриализации. Россия эту стадию явно миновала. Ныне большинство стран избирают путь, рассчитанный на активное включение в международное промышленное разделение труда и развитие экспортных производств.
Присоединение России к ВТО должно обеспечить улучшение условий торговли для отечественных производителей товаров и услуг, что связано с приобретением российскими производителями некоторых прав и преимуществ в международном обмене, в частности, связанных с созданием условий предсказуемости доступа российских производителей на внешние рынки, устранением торговой дискриминации и обретением международной правовой базы для защиты интересов национальных предпринимателей за рубежом.
Вместе с тем, обязательства, которые принимает на себя Россия при вступлении в ВТО, потребует реализации подготовительных мероприятий, регламентирующих в переходном периоде доступ на отечественный рынок иностранных товаров и услуг. В частности потребуется время на решение следующих основных вопросов:
1. Отладка эффективного механизма приема и использования иностранной помощи и инвестиций с реализацией имеющихся конкурентных преимуществ России и принятие нормативных документов для развития механизма страхования иностранных и отечественных инвесторов;
2. Налаживание тесного сотрудничества с крупными и надежными международными торговыми и консалтинговыми фирмами;
3. Внедрение системы конкурсного размещения заказов на производство высокотехнологичной продукции, установление жестких, приближенных к мировым, стандартам при её приёмке, развитие и отладка системы сертификации экспортной продукции на базе мировых стандартов;
4. Повышение экономической эффективности от реализации продукции в результате вхождения российской системы менеджмента в глобальные сети транснациональных компаний на рынке готовых изделий и соответствующей промежуточной продукции;
5. Государственная защита интеллектуальной собственности российских товаропроизводителей на внешних рынках, в том числе и субсидирование их затрат на патентование своих изобретений за рубежом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13