Рынок на Украине
смотреть на рефераты похожие на "Рынок на Украине"
ВВЕДЕНИЕ.
Рынок – одна из самых распространенных экономических категорий,
относительно содержания, которой существуют различные толкования.
Первоначально рынок рассматривался как место рыночной торговли, и
объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения
первобытнообщинного общества, когда обмен между общинами становится более
или менее регулярным, приобретает форму товарного обмена осуществляемого в
определенном месте в определенное время. С развитием ремесла и городов
торговля расширяется, за рынками закрепляются определенные места, рыночные
площади.
Данные определения рынка свидетельствуют о различных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления и раскрывают разные грани этого явления. С точки зрения политической экономии, определение рынка должно отражать:
- объективную сферу его действия;
- законы, регулирующие его развитие.
Рынок – это система экономических отношений, функционирующая и развивающаяся в соответствии с законами товарного производства и денежного обращения.
Рыночные экономические отношения объективно требуют наличия развитой инфраструктуры рынка.
Понятию «инфраструктура рынка» предшествует понятие «инфраструктура экономики, хозяйства».
Инфраструктура хозяйства страны – это комплекс отраслей, обслуживающих базовые сферы экономики и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества.
Инфраструктура хозяйства является неотъемлемым элементом общественного производства при любой экономической системе. Рыночная же экономическая система невозможна без особой, рыночной инфраструктуры.
ГЛАВА 1.
Сущность и функции инфраструктуры рынка.
1.1. В любой системе есть передаточные звенья. Без них невозможно ее
существование. В экономической системе имеются свои связующие звенья,
которые в целом можно назвать экономической инфраструктурой. Эта
инфраструктура выступает связующим элементом во взаимоотношениях между
основными субъектами экономических отношений - производителями
экономических ресурсов, конечных товаров и их непосредственными
потребителями.
Для функционирования любой формы хозяйства необходимо наличие целой
совокупности организационно-экономических и юридических условий, или
,другими словами, системы институтов хозяйства. Все они, вместе взятые,
образуют некую систему учреждений и организаций, называемую
инфраструктурой, то есть, образно говоря, систему каналов связи, по которым
беспрепятственно, наилучшим образом для данной формы хозяйства происходит
перетекание материальных и финансовых ресурсов, их аллокация, а также
движение каждого продукта от производителя к потребителю.
Инфраструктуру рыночных отношений формируют многочисленные институты, среди которых выделяются брокерские фирмы, различные биржи, инвестиционные компании, банки, лизинговые компании, центры занятости, страховые организации.
Экономика предполагает создание товаров и их доведение до
потребителей. Последнее требует организации сферы обращения товаров.
Инфраструктура рынка - это совокупность институтов, обеспечивающих
обращение различных товаров. Обслуживание взаимоотношений производителей
товаров и их непосредственных потребителей – основное предназначение
институтов инфраструктуры.
Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга – это
особый товар, существующий только в момент его производства. Оказывая
различные посреднические услуги предприятиям и домашним хозяйствам,
учреждения инфраструктуры выполняют ряд важных функций, среди которых можно
выделить следующие:
1. Создание предпосылок для преодоления противоречия между частными, обособленными производителями и общественным характером производства.
2. Формирование возможностей разрешения противоречия между объективным ростом затрат на производство и ограниченными средствами отдельных производителей.
3. Смягчение воздействия колебаний экономической конъюнктуры на результаты хозяйственной деятельности.
4. Снижение экономического риска в рыночном хозяйстве.
5. Содействие развитию всех форм предпринимательства, всех видов предприятий.
6. Углубление ориентации производства на удовлетворение реальных общественных потребностей.
7. Осуществление распределения ресурсов общества по отраслям и предприятиям в соответствии с общественными потребностями и общественной эффективностью.
8. Содействие углублению общественного разделения труда, его специализации с целью повышения результативности труда общества.
9. Содействие ускорению движения общественного капитала.
10. Повышение устойчивости, живучести рыночной экономики в целом.
В плановой экономике, для которой характерна директивная форма связи
производства и потребления, роль таких каналов выполняли центральные и
местные органы Госплана, а также министерства и ведомства. Каждое решение
этих органов имело силу закона для нижестоящих и подчиненных ему
хозяйственных звеньев. Центральные плановые органы как бы на вершине
иерархической пирамиды хозяйственной власти. Принимаемые ими решения
распространялись вниз и вширь по различным уровням нижестоящих и местных
структур, конкретизировались, дополнялись новыми расчетами, деталями и
соответствующими указаниями и так постепенно доводились до непосредственных
производителей и потребителей. Такая, состоящая из множества
государственных учреждений инфраструктура имела то преимущество, что лишала
непосредственных производителей почти всякого хозяйственного риска и
потерь, связанных с конкуренцией, доводя до них планы производства, снабжая
под эти планы необходимыми ресурсами, регулируя посредством нормирования
весь процесс производства, а затем и распределения произведенной продукции.
Но, избавляя предприятия от риска, такая государственная инфраструктура
хозяйственных связей одновременно лишала их и возможности проявить
самостоятельность в поиске эффективных экономических решений. Кроме того,
многоуровневый вертикальный характер плановой инфраструктуры требовал
согласования любой хозяйственной инициативы на нескольких вышестоящих
уровнях управления, прежде чем будет принято окончательное решение о том,
отвергнуть ее или принять. Это снижало оперативность принятия решений.
Замедлялась скорость реакции непосредственного производителя на изменение
текущей экономической ситуации, а иногда эта реакция становилась попросту
невозможной. Поэтому, оценивая прошлую плановую систему хозяйства, можно
сделать вывод, что ее экономическая инфраструктура обладала, с одной
стороны, значительной стабильностью и устойчивостью, но отличалась, с
другой стороны, отсутствием гибкости и оперативности управления
экономическими процессами.
Эта система, действуя, как известно, довольно долго, сформировала определенный образ экономического мышления и устойчивые стереотипы подходов к управлению общественным производством. Таковы были стартовые условия формирования новой рыночной инфраструктуры в переходной экономике постсоциалистических стран. Упомянутые консерватизм и устойчивость старой системы обусловили трудности становления новых институтов: непоследовательность политиков и недоверие широких масс населения «шарахание» хозяйственных руководителей разных уровней от фанатичной приверженности старым организационным формам и механизмам хозяйственных связей до противоположной крайности – кардинального и быстрого разрушения всех без разбора экономических каналов управления народным хозяйством, которые хорошо или плохо работали вчера. Понятно, что в таких условиях прямые связи предприятий часто носили вынужденный характер и не имели ничего общего с эффективной организацией обращения.
Новое в переходной экономике – это зарождение чисто рыночной инфраструктуры торговли, которая представлена, прежде всего, частными рыночными структурами: товарными биржами, брокерскими конторами, торговыми домами и иными посредническими фирмами. Первоначально они обслуживали незначительную часть оборота, но постепенно их роль начинает неуклонно возрастать.
1.2. Классификация рыночной инфраструктуры, ее специфическое содержание определяется особенностями рынков, в пределах которых функционируют данные элементы.
Рынок товаров и услуг представляют: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, фирмы занимающиеся сбором, обработкой и снабжением информацией участников рыночных отношений, рекламой, маркетингом, различные посреднические компании, сервисные службы.
Рынок капиталов состоит из двух частей: «кредитного рынка» и «рынка ценных бумаг».
Рынок труда существует наряду с рынком капиталов, выступая составной частью рынка факторов производства. На рынке труда осуществляется купля – продажа рабочей силы. Организован он в виде биржи труда.
Государственные финансы составляют необходимый элемент рыночной инфраструктуры. Свои функции они выполняют посредством центрального и местного бюджета.
Коммерческие банки.
Как элемент инфраструктуры рынка коммерческие банки выполняют следующие основные функции:
являются хозяйственным партнером всех экономических субъектов, обеспечивающим непрерывность производства;
служат посредниками в платежах для всех субъектов хозяйственной деятельности;
осуществляют гарантии в расчетах;
объединяют всех участников хозяйствования посредством единой платежной системы.
В настоящее время в странах с развитыми рыночными отношениями сформировалась система специализации банков. Так выделяются:
инвестиционные банки;
ипотечные банки;
инновационные банки;
экспортно – импортные банки.
Страховые компании, фирмы.
Появление этого элемента в системе инфраструктуры рынка является объективной необходимостью. Все виды хозяйственной деятельности, все субъекты этой деятельности находятся в условиях экономического риска.
Содержание экономического риска определяется существованием реальной возможности не получить ожидаемый доход на вложенные в производство благ и оказание услуг средства. Крайней формой проявления экономического риска является потенциальная потерять и сами вложенные в производство средства. Основными причинами экономического риска в рыночном хозяйстве являются:
противоречие между обособлением каждого производителя в условиях частной собственности на средства производства и общественным характером потребления создаваемых благ и услуг;
- значительная изменчивость потребительских предпочтений;
недостаточное знание производителем экономической конъюнктуры в каждый конкретный период времени;
обострение конкурентной борьбы между производителями;
чрезвычайные обстоятельства;
обстоятельства непреодолимой силы – война, наводнение, засуха, революция, радикальное изменение действующего законодательства.