Рынок на Украине

Рынок на Украине

смотреть на рефераты похожие на "Рынок на Украине"

ВВЕДЕНИЕ.

Рынок – одна из самых распространенных экономических категорий, относительно содержания, которой существуют различные толкования.
Первоначально рынок рассматривался как место рыночной торговли, и объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытнообщинного общества, когда обмен между общинами становится более или менее регулярным, приобретает форму товарного обмена осуществляемого в определенном месте в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля расширяется, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади.

Данные определения рынка свидетельствуют о различных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления и раскрывают разные грани этого явления. С точки зрения политической экономии, определение рынка должно отражать:

- объективную сферу его действия;

- законы, регулирующие его развитие.

Рынок – это система экономических отношений, функционирующая и развивающаяся в соответствии с законами товарного производства и денежного обращения.

Рыночные экономические отношения объективно требуют наличия развитой инфраструктуры рынка.

Понятию «инфраструктура рынка» предшествует понятие «инфраструктура экономики, хозяйства».

Инфраструктура хозяйства страны – это комплекс отраслей, обслуживающих базовые сферы экономики и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества.

Инфраструктура хозяйства является неотъемлемым элементом общественного производства при любой экономической системе. Рыночная же экономическая система невозможна без особой, рыночной инфраструктуры.

ГЛАВА 1.

Сущность и функции инфраструктуры рынка.
1.1. В любой системе есть передаточные звенья. Без них невозможно ее существование. В экономической системе имеются свои связующие звенья, которые в целом можно назвать экономической инфраструктурой. Эта инфраструктура выступает связующим элементом во взаимоотношениях между основными субъектами экономических отношений - производителями экономических ресурсов, конечных товаров и их непосредственными потребителями.

Для функционирования любой формы хозяйства необходимо наличие целой совокупности организационно-экономических и юридических условий, или
,другими словами, системы институтов хозяйства. Все они, вместе взятые, образуют некую систему учреждений и организаций, называемую инфраструктурой, то есть, образно говоря, систему каналов связи, по которым беспрепятственно, наилучшим образом для данной формы хозяйства происходит перетекание материальных и финансовых ресурсов, их аллокация, а также движение каждого продукта от производителя к потребителю.

Инфраструктуру рыночных отношений формируют многочисленные институты, среди которых выделяются брокерские фирмы, различные биржи, инвестиционные компании, банки, лизинговые компании, центры занятости, страховые организации.

Экономика предполагает создание товаров и их доведение до потребителей. Последнее требует организации сферы обращения товаров.
Инфраструктура рынка - это совокупность институтов, обеспечивающих обращение различных товаров. Обслуживание взаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей – основное предназначение институтов инфраструктуры.
Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга – это особый товар, существующий только в момент его производства. Оказывая различные посреднические услуги предприятиям и домашним хозяйствам, учреждения инфраструктуры выполняют ряд важных функций, среди которых можно выделить следующие:
1. Создание предпосылок для преодоления противоречия между частными, обособленными производителями и общественным характером производства.
2. Формирование возможностей разрешения противоречия между объективным ростом затрат на производство и ограниченными средствами отдельных производителей.
3. Смягчение воздействия колебаний экономической конъюнктуры на результаты хозяйственной деятельности.
4. Снижение экономического риска в рыночном хозяйстве.
5. Содействие развитию всех форм предпринимательства, всех видов предприятий.
6. Углубление ориентации производства на удовлетворение реальных общественных потребностей.
7. Осуществление распределения ресурсов общества по отраслям и предприятиям в соответствии с общественными потребностями и общественной эффективностью.
8. Содействие углублению общественного разделения труда, его специализации с целью повышения результативности труда общества.
9. Содействие ускорению движения общественного капитала.
10. Повышение устойчивости, живучести рыночной экономики в целом.
В плановой экономике, для которой характерна директивная форма связи производства и потребления, роль таких каналов выполняли центральные и местные органы Госплана, а также министерства и ведомства. Каждое решение этих органов имело силу закона для нижестоящих и подчиненных ему хозяйственных звеньев. Центральные плановые органы как бы на вершине иерархической пирамиды хозяйственной власти. Принимаемые ими решения распространялись вниз и вширь по различным уровням нижестоящих и местных структур, конкретизировались, дополнялись новыми расчетами, деталями и соответствующими указаниями и так постепенно доводились до непосредственных производителей и потребителей. Такая, состоящая из множества государственных учреждений инфраструктура имела то преимущество, что лишала непосредственных производителей почти всякого хозяйственного риска и потерь, связанных с конкуренцией, доводя до них планы производства, снабжая под эти планы необходимыми ресурсами, регулируя посредством нормирования весь процесс производства, а затем и распределения произведенной продукции.
Но, избавляя предприятия от риска, такая государственная инфраструктура хозяйственных связей одновременно лишала их и возможности проявить самостоятельность в поиске эффективных экономических решений. Кроме того, многоуровневый вертикальный характер плановой инфраструктуры требовал согласования любой хозяйственной инициативы на нескольких вышестоящих уровнях управления, прежде чем будет принято окончательное решение о том, отвергнуть ее или принять. Это снижало оперативность принятия решений.
Замедлялась скорость реакции непосредственного производителя на изменение текущей экономической ситуации, а иногда эта реакция становилась попросту невозможной. Поэтому, оценивая прошлую плановую систему хозяйства, можно сделать вывод, что ее экономическая инфраструктура обладала, с одной стороны, значительной стабильностью и устойчивостью, но отличалась, с другой стороны, отсутствием гибкости и оперативности управления экономическими процессами.

Эта система, действуя, как известно, довольно долго, сформировала определенный образ экономического мышления и устойчивые стереотипы подходов к управлению общественным производством. Таковы были стартовые условия формирования новой рыночной инфраструктуры в переходной экономике постсоциалистических стран. Упомянутые консерватизм и устойчивость старой системы обусловили трудности становления новых институтов: непоследовательность политиков и недоверие широких масс населения «шарахание» хозяйственных руководителей разных уровней от фанатичной приверженности старым организационным формам и механизмам хозяйственных связей до противоположной крайности – кардинального и быстрого разрушения всех без разбора экономических каналов управления народным хозяйством, которые хорошо или плохо работали вчера. Понятно, что в таких условиях прямые связи предприятий часто носили вынужденный характер и не имели ничего общего с эффективной организацией обращения.

Новое в переходной экономике – это зарождение чисто рыночной инфраструктуры торговли, которая представлена, прежде всего, частными рыночными структурами: товарными биржами, брокерскими конторами, торговыми домами и иными посредническими фирмами. Первоначально они обслуживали незначительную часть оборота, но постепенно их роль начинает неуклонно возрастать.

1.2. Классификация рыночной инфраструктуры, ее специфическое содержание определяется особенностями рынков, в пределах которых функционируют данные элементы.

Рынок товаров и услуг представляют: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, фирмы занимающиеся сбором, обработкой и снабжением информацией участников рыночных отношений, рекламой, маркетингом, различные посреднические компании, сервисные службы.

Рынок капиталов состоит из двух частей: «кредитного рынка» и «рынка ценных бумаг».

Рынок труда существует наряду с рынком капиталов, выступая составной частью рынка факторов производства. На рынке труда осуществляется купля – продажа рабочей силы. Организован он в виде биржи труда.

Государственные финансы составляют необходимый элемент рыночной инфраструктуры. Свои функции они выполняют посредством центрального и местного бюджета.

Коммерческие банки.

Как элемент инфраструктуры рынка коммерческие банки выполняют следующие основные функции:

являются хозяйственным партнером всех экономических субъектов, обеспечивающим непрерывность производства;

служат посредниками в платежах для всех субъектов хозяйственной деятельности;

осуществляют гарантии в расчетах;

объединяют всех участников хозяйствования посредством единой платежной системы.

В настоящее время в странах с развитыми рыночными отношениями сформировалась система специализации банков. Так выделяются:

инвестиционные банки;

ипотечные банки;

инновационные банки;

экспортно – импортные банки.

Страховые компании, фирмы.

Появление этого элемента в системе инфраструктуры рынка является объективной необходимостью. Все виды хозяйственной деятельности, все субъекты этой деятельности находятся в условиях экономического риска.

Содержание экономического риска определяется существованием реальной возможности не получить ожидаемый доход на вложенные в производство благ и оказание услуг средства. Крайней формой проявления экономического риска является потенциальная потерять и сами вложенные в производство средства. Основными причинами экономического риска в рыночном хозяйстве являются:

противоречие между обособлением каждого производителя в условиях частной собственности на средства производства и общественным характером потребления создаваемых благ и услуг;

- значительная изменчивость потребительских предпочтений;

недостаточное знание производителем экономической конъюнктуры в каждый конкретный период времени;

обострение конкурентной борьбы между производителями;

чрезвычайные обстоятельства;

обстоятельства непреодолимой силы – война, наводнение, засуха, революция, радикальное изменение действующего законодательства.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать