Рынок на Украине
p> Во – вторых, ряд формируемых сейчас институтов возрождается, так как в период существования рыночных отношений в прошлом они в определенной степени развивались. Это касается, в частности, биржевых структур.

Не вполне определенной является и ситуация с фондовыми биржами. Дело в том, что до настоящего времени не решена до конца проблема выбора Украиной модели организации биржевого фондового рынка – моноцентрической или полицентрической. Фондовый рынок еще не сформировался даже в качестве первичного, и поэтому фондовые биржи объективно еще не могут в полной мере служить барометром состояния экономики. В то же время показателен тот факт, что первая фондовая биржа начала свою работу еще в 1992 году, когда никакого фондового рынка еще не было.

В целом можно сделать вывод, что наименее развитыми в количественном и качественном отношении, с точки зрения соответствия требованиям рыночной экономики, являются именно институты денежного и финансового рынка.

Такая же ситуация и с остальными составляющими рыночной инфраструктуры. Так, информационная составляющая характеризуется крайне низким уровнем использования вычислительной техники и персональных компьютеров. Спецификой Украины является также форсирование украинизации делопроизводства как в государственном, так и в частном секторе, что повышает стоимость заключения сделок и сопровождается рядом нежелательных побочных эффектов. В то же время, говоря об отстаивании Украины в деле развития этого компонента рыночной инфраструктуры, справедливости ради следует отметить известные положительные моменты этой ситуации. Дело в том, что прогресс информатизации сопровождается весьма эффективным развитием компьютерного пиратства, воровства и внедрения вирусов в компьютерные сети.
Отрицательные последствия этих процессов в полной мере ощутили на себе именно развитые страны. Сказанное, конечно не оправдывает отстаивания, однако позволяет извлечь выгоду из него – должным образом подготовиться к такого рода неприятностями.

Что касается нормообразования, то законодательное обеспечение перехода к рынку в Украине характеризуется крайне низкой эффективностью, неустойчивостью и частными пересмотрами «правил игры». Состояние ментальной составляющей также пока не внушает оптимизма, ибо уровень экономического мышления и восприятия рыночных механизмов большинством населения Украины весьма далек от того, который требуется для включения социальной энергии масс и направления ее в русло напряженного поиска наилучшего приложения своих способностей.

Из этого можно заключить, что только повышенное внимание к каждой из составляющей рыночной инфраструктуры может обеспечить реализацию рыночных механизмов во всей экономике. В то же время следует помнить, что формирование каждой из составляющих рыночной инфраструктуры является необходимым, но недостаточным условием выполнения свойственных ей функций.
Не менее важно обеспечение их гармонического взаимодействия. А оно, в свою очередь, возможно только при условии сопряженного развития всех ее составляющих. Нельзя, например, считать, что создав весь набор необходимых институтов в требуемом количестве, мы сможем успешно перейти к рынку, не изменив, например, законодательную базу и не обеспечив перехода к новому экономическому мышлению. Так, в последние годы практически во всех посттоталитарных странах прокатилась волна скандалов, связанных с обманом вкладчиков всевозможными финансовыми структурами. Это отнюдь не случайно.
Объективными предпосылками возникновения подобных ситуаций стало то, что новые финансовые институты появились и стали развиваться без требуемого уровня юридического обеспечения, то есть без должной нормативной базы, а сознание населения было не подготовлено к условиям рыночных рисков.

Последствия, связанные с действием отмеченных тенденций, неоднозначны и имеют различную степень интенсивности своего воздействия на экономические процессы. Понимание этих процессов, включение соответствующих категорий в способ мышления являются необходимыми предпосылками решения практических задач развития рыночной инфраструктуры.
2. Для эффективного функционирования сферы товарного обращения необходимо иметь хорошо организованную складскую сеть. По сравнению с развитыми странами у нас показатель обеспеченности складской сетью ниже в 15 – 20 раз. Особенно плохо обеспечена складской площадью оптовая торговля: на ее долю к началу 1997 года приходилось лишь

14,2% всего количества общетоварных складов и 21% общей складской площади.

Неудовлетворительное состояние складского хозяйства обусловлено в основном тем, что на протяжении десятилетий складская сеть развивалась опережающими темпами не в оптовом, а в розничном звене. Сегодня предприятия розничной торговли арендуют не только специально приспособленные для хранения и складской обработки товаров помещения у акционерных предприятий, но и совершенно не пригодные для этих целей подвальные и полуподвальные помещения. Это привело к дроблению складской сети.

В целях сокращения инвестиционного цикла и с учетом ограниченности средств целесообразно крупные склады строить и вводить в эксплуатацию отдельными блоками. Налаживание выпуска высокопроизводительного подъемно – транспортного оборудования даст возможность приступить к возведению автоматизированных высотных складов, где обеспечивается размещение товаров на высоту 12 метров и более.

От уровня развития складского хозяйства в немалой степени зависит сохранность товаров, особенно скоропортящихся. Практика свидетельствует, что у нас от 30% до 50% всей массы скоропортящихся продуктов теряется на пути от производителя до потребителя. А между тем, в развитых странах, где активно функционирует транспортно – складская инфраструктура агропромышленного комплекса, потери скоропортящихся товаров редко превышают норму естественной убыли. Эта инфраструктура представляет собой совокупность взаимосвязанных технологических средств и технологических процессов, объединенных общей программой, которая обеспечивает своевременную и надежную доставку продуктов от момента и места их реализации. В ее составе – весь набор различных стационарных и транспортных холодильников: заготовительных, производственных, погрузочных, распределительных и реализационных холодильников в магазинах, на предприятиях общественного питания.

Указанная инфраструктура функционирует нормально благодаря соблюдению ряда условий. К ним относятся:

- оптимальный режим хранения и перевозок скоропортящихся грузов

(температурный режим, режим влажности воздуха, вентилирование, санитарное состояние помещений);

- наличие складских емкостей на всех этапах движения товара;

- выбор рациональных маршрутов от мест производства до мест реализации;

- соблюдение предельных сроков хранения и транспортировки грузов во избежание их порчи, излишней усушки и ухудшения качества;

- обеспечение соответствия пропускных и перерабатывающих характеристик отдельных элементов инфраструктуры, чтобы предотвратить излишние простои транспорта и перегрузки;

- минимизация расходов на доставку скоропортящихся продуктов к месту реализации;

- соответствие типоразмеров и прочности тары эксплуатационным характеристикам складов и транспорта, соблюдение стандартов на тару и упаковку;

- внедрение автоматизированного управления инфраструктурой.

Переход украинской экономики к рыночным отношениям ставит развитие складского хозяйства в иные условия. Если раньше склады строились в основном за счет централизованных капитальных вложений, то теперь строительство должно осуществляться на собственные средства хозяйствующего субъекта. Проблема развития крупного складского хозяйства может быть решена, в частности, на путях объединения интересов нескольких торговых предприятий, на началах долевого участия в строительстве складов.

Функционирование малых предприятий в розничной торговле требует широкого развития складов нового типа – мелкооптовых складов – магазинов.
Отличительные их черты – продажа товаров небольшими партиями в широком ассортименте преимущественно мелкому и среднему, производственному и непроизводственному потребителю, а также максимальная приближенность к последнему. Мелкооптовые склады – магазины могут иметь статус независимого юридического лица и функционировать в любой правовой форме, разрешенной законодательством.

В складском хозяйстве для удовлетворения потребностей мелких предпринимателей должны получить распространение простые сборно – разборные склады из облегченных конструкций и надувные склады. Они не столь дорогостоящие, как здания из сборного железобетона, не требует сложных и трудоемких строительных работ, могут быть быстро смонтированы небольшими бригадами рабочих на свободных площадках.

В Украине необходимо довести мощности торговых структур и их складского хозяйства до уровня требований, обеспечивающих острую конкуренцию на всех этапах товародвижения. Более того, в условиях рыночной экономики в оптовом звене должен действовать принцип многоканальной торговли.

Определенную роль на оптовом рынке играют также оптовые предприятия, не приобретающие право собственности на товар. Существенную конкуренцию всем оптовым посредникам создают оптовые отделения, филиалы промышленных компаний, самостоятельно занимающиеся сбытом своей продукции.

В то же время необходимо не только увеличивать количество оптовых предприятий и расширять складскую сеть, но и создавать их разнообразными по формам собственности, организационно – правовым началам, функциональному назначению, предоставляемым услугам, размерам, специализации и масштабу деятельности; предстоит организовать там, где целесообразно, сбытовое звено промышленности, а в розничной торговле – закупочные конторы.
Наряду с этим нужно развивать самостоятельные складские предприятия, в том числе малые и средние, которые специализируются только на выполнении складских и транспортно – экспедиционных работ. За рубежом получили широкое развитие склады гарантийного хранения, гостиничного типа, консигнационные склады. Новые формы ведения складского хозяйства должны развиваться и в
Украине. В сеть государственных складов общего пользования могут входить следующие их виды:

- склады – гостиницы, предоставляющие складские площади в первую очередь небольшим магазинам, малым торгово – посредническим структурам и товаропроизводителям для временного содержания товарных запасов;

- консигнационные склады, принимающие товары для последующей реализации от имени и по распоряжению их владельцев;

- таможенные и таможенно – лицензионные склады, предназначаемые для перевалки и хранения товаров, пересекающих границы страны.

Определенное развитие должны получить транспортно – складские зоны, являющиеся разновидностью локальной внешнеторговой свободной экономической зоны.

Наряду с созданием сети государственных складов общего пользования необходимо формировать частные предприятия аналогичного назначения. Важный аспект дальнейшего развития складского хозяйства – реконструкция и техническое перевооружение складских зданий, пригодных для дальнейшего использования.

Одним из важных условий развития складского хозяйства является правильная дислокация объектов складской сети, которая должна способствовать рациональному движению товара, сокращению транспортных расходов. Крупные высотные склады, оперирующие большими партиями товаров, должны находиться за чертой города, рядом с железнодорожными путями, а небольшие склады – быть максимально приближены к оптовым покупателям.

Развитие складской сети и высокая эффективность ее функционирования возможны, если обеспечивается комплексный подход к организации всего процесса товародвижения. В связи с этим следует разработать и широко применять на практике логистические системы, позволяющие минимизировать издержки при доставке товаров от производителей до потребителей на основе рационализации товаропотоков, рассматриваемых в единстве всех их стадий и взаимодействии всех участников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Естественной целью функционирования экономики, является удовлетворение экономических потребностей. Экономические потребности общества безграничны, а его экономические ресурсы ограничены. Из ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость хозяйственной деятельности, иначе говоря, трансформации и приспособления экономических ресурсов в целях удовлетворения экономических потребностей. В этой работе участвуют хозяйственные субъекты.

Итак, инфраструктуру рыночной экономики образуют различные экономические институты, которые обслуживают, обеспечивают взаимосвязь, взаимодействие всех участников рынка. Развиваются рыночные отношения, развивается и их инфраструктура, появляются новые ее элементы.
Инфраструктура рынка все в большей степени способствует развитию общественного характера производства в условиях рыночного хозяйства.

Список используемой литературы.
1. Голошубова Н. Развитие складской сети как компонента инфраструктуры рынка // Экономика Украины. – 1998. - № 3 – с. 62.
2. Гриценко А., Соболев В. Рыночная инфраструктура: сущность, функции, строение // Экономика Украины. – 1998. - № 3 – с. 35.
3. Меньшиков С. Новая Экономика. – М.: 1999 г.
4. Радаев В.В., Бузгалин А. В. Экономика переходного периода. – М.: 1995 г.
5. Современная экономика: Учебное пособие /Под ред. О. Ю. Мамедова. – Р – на – Дону: Феникс, 1996. – с. 605.
6. Тумакова С. В. Основы экономической теории. Политическая экономия:

Учебное пособие. – К.: 1999 г.
7. Экономика: Учебник /Под ред. А. С. Булатова. – М.: Издательство БЕК,

1997 г.

СОДЕРЖАНИЕ.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность и функции инфраструктуры рынка…………………4

1. Становление институтов рыночной инфраструктуры………….4

2. Объекты рыночной инфраструктуры……………………………7
Глава 2. Проблема формирования рыночной инфраструктуры на
Украине…………………………………………………………………….15

2.1. Инфраструктура рынка, ее сущность……………………………..15

2.2. Развитие складской сети, как компонента инфраструктуры рынка……………………………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………...24
Список используемой литературы……………………………………….25



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать