Рынок труда и безработица

Рынок труда и безработица


Факультет – Финансово-кредитный

Кафедра – Экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ:

 

«РЫНОК ТРУДА и БЕЗРАБОТИЦА»

 

 

 

 

 

                                                                                       
























Брянск-2003


ПЛАН  КУРСОВОЙ  РАБОТЫ:

     ВВЕДЕНИЕ                                                                    стр. 1-3

I  РЫНОК ТРУДА И ЕГО СТРУКТУРА                   стр. 4-20

              1.     ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ:

              1.1.  Понятие «трудовые ресурсы»;                                        стр. 4-5

              1.2.  Понятие «экономически активное население»;           стр. 5-6

              2.    ЗАНЯТОСТЬ:                                                                      стр. 7

              2.1. Занятость, как экономическая категория;

              2.2. Структура занятости

              3.    РЫНОК ТРУДА И ЕГО СУБЪЕКТЫ.                            стр. 8-16

                3.1.  Рынок труда в РОССИИ;                                                 стр. 8-11

              3.2.  Особенности рынка труда в современной жизни;       стр. 11-14

                3.3.  Рынок труда Брянской области                                       стр. 15-16

              4.    ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РЫНКА ТРУДА             стр. 17-20 

        II.  БЕЗРАБОТИЦА

             1.    БЕЗРАБОТИЦА: ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ                      стр. 21-28

1.1. Классическая безработица;                                                стр. 22-23

1.2. Кейнсианская безработица;                                                стр. 23

1.3. Формула   Оукена                                                                 стр. 24-25

              2.  ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ                                                  стр. 25-26

              3.  БЕЗРАБОТИЦА в Брянской области                                стр. 27-28

       III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

     РЫНКА ТРУДА:                                                            стр. 29-32

             1. Основные принципы, направления и методы                   стр. 29-30

             2. Управление занятостью                                                          стр. 31-32

              ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ                                              стр. 33 -34

            СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ         стр. 35

-1-

ВВЕДЕНИЕ.

                  «Труд -  источник всякого богатства… Труд - первое основное условие человеческой жизни, и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека», - писал Фридрих Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

                  Труд – целесообразная деятельность человека, реализация его умственных и физических способностей в процессе производства товаров и услуг, направленные на преобразование  вещества природы (сырья) для удовлетворения человеческих потребностей.  Он  является основным видом человеческой деятельности, где реализуется накопленный человеческий капитал.

                 Категорию  «труд»  рассматривают в следующих аспектах:

- труд как целесообразная деятельность людей по преобразованию предметов труда;

- труд как фактор производства;

- труд как процесс, в котором реализуются физические и умственные способности человека.

                Процесс труда является определяющим моментом производства и включает в себя:

- сам труд, то есть целесообразную деятельность людей по производству и присвоению предметов природы;

- предмет труда, то есть то, на что воздействует человек при изготовлении необходимых ему продуктов;

-  средства труда, посредством которых человек воздействует на предметы труда и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей.

              В процессе труда и производства люди вступают друг с другом в производственные отношения. Одна их часть – организационно-экономические отношения, которые связаны с разделением труда, концентрацией и специализацией производства.  В их основе лежит технологический способ производства экономических благ. Другая часть производственных отношений определяется отношениями собственности на ресурсы.

             Экономическое содержание труда состоит не только в создании благ и удовлетворении потребностей, но и в извлечении полезности в форме заработной платы.

          -2-

 

             Основными формами проявления труда  являются:

- затраты человеческой энергии или ее психофизиологическую сторону трудовой деятельности;

- взаимодействие работника со средствами производства;

- производственное взаимодействие работников друг с другом по горизонтали для участия в производственном процессе; по вертикали, как отношения между руководителем и подчиненными.

             Что же касается сферы труда, то это многоплановая область экономико-социальной жизни общества, которая охватывает как рынок рабочей силы, так и непосредственное использование трудовых ресурсов в общественном производстве.  На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, в ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), то есть  в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

              Не менее важным компонентом сферы труда является кадровая политика на предприятиях,  мотивация труда и трудовые отношения, так как именно на этом уровне происходит непосредственное использование трудовых ресурсов страны, осуществляется их вклад в экономический рост в качестве экономического ресурса  и факторов производства.

             Целью курсовой работы является поиск ответов на первый вопрос о сущности рынка труда и его структуре.  Для этого рассмотрим понятия экономически активное  население, трудовой потенциал, занятость, без которых не может функционировать рынок труда.  Рассмотрим некоторые концепции рынка труда, в частности,  неоклассической, кейнсианской, монетаристской и институциональной.  Исследуем российский рынок труда и рынок труда Брянской области, и их особенности.

             По второму вопросу «Безработица» выясним сущность и  причины возникновения безработицы.  Дадим объяснение кейнсианской и классической безработицы, а также форм безработицы.

             По третьему вопросу «Государственное регулирование рынка труда» проведем исследование основных направлений и методов государственного


-3-

регулирования рынка труда  в России, дадим определение косвенного регулирования рынка труда. Раскроем вопрос управления занятостью в России.

           В соответствии с поставленными целями сформулируем задачи данной курсовой работы:

1)  подобрать и изучить экономическую и научную литературу по данным вопросам;

2) ознакомиться с законодательными и нормативными актами;

3) просмотреть публикации по данной теме в периодической печати;

4) проанализировать рынок труда и безработицу Брянской  области.

-4-

 

I.  РЫНОК ТРУДА И ЕГО СТРУКТУРА

1.Трудовые ресурсы  

 

          1.1.  Трудовые ресурсы  включают в себя население в трудоспособном возрасте, а также лиц нетрудоспособного возраста, такого как подростки и население старше трудоспособного возраста, занятого в экономике. Динамика численности трудовых ресурсов, в конечном счете, отражает динамику численности населения (табл. № 1).

Таблица № 1 «Численность постоянного населения России» (млн. чел.) *

Год

Численность постоянного населения

1996

147,5

1997

147,1

1998

146,3

2001

145,2

          Численность граждан трудоспособного возраста как части всего населения изменяется под влиянием демографического фактора, то есть уровня смертности и рождаемости.

          Существуют различия в динамике трудовых ресурсов и численности населения. На численность населения и трудовых ресурсов влияние оказывает смертность лиц  трудоспособного возраста, а также смертность работающих подростков и пенсионеров. Изменение в уровне занятости подростков и пенсионеров сказывается только на трудовых ресурсах, но не затрагивает численности трудоспособного населения. На численности  населения отражаются колебания в рождаемости, а на трудовых ресурсах они сказываются только через 16 лет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать