Рынок труда в России

Исходя из цели, задачи СЗН включают в себя: трудоустрой­ство, предоставление консультаций и информации о рынке труда гражданам, ищущим работу, а также оказание ряда других услуг, включая осуществление социальных выплат безработным гражда­нам в виде пособия по безработице, стипендии в период обуче­ния по направлению СЗН, оказание психологической, матери­альной и иной помощи безработным гражданам и членам их се­мей, находящимся на их содержании.

Можно выделить четыре важнейшие задачи СЗН:

1)облегчение адекватного трудоустройства:

2)предоставление социальной защиты;

3)развитие человеческих ресурсов через профессиональное обучение;

4)предоставление информации о рынке труда.

Для решения этих задач СЗН применяет различные мероприя­тия по реализации политики занятости, которые можно объеди­нить в основные блоки.

Регулирование рынка труда, трудовое посредничество и содей­ствие занятости безработных. Служба занятости информирует об­ращающихся граждан о возможностях занятий и трудоустройства (получение работы), а работодателей — о состоянии конъюнкту­ры рынка труда, о возможностях обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрес­ти ту или иную профессию. Предоставляет гражданам возможность широкого выбора различных видов и форм занятости, подбирает квалифицированных работников по заявкам работодателей. Про­водит ярмарки вакансий для рабочих профессий и специалистов.

Содействие и обеспечение занятости — это подбор подходя­щей работы, в том числе работа временного характера, соответ­ствующей профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), со­стоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места1. Это также информирование и консультирование о возможностях службы занятости содействовать временному трудоустройству, профессиональному обучению, самозанятости, переезду к но­вому месту жительства и работы; организация и проведение вре­менных общественных работ с целью трудовой и социальной адап­тации безработных, испытывающих сложности в поиске посто­янной работы.

Меры активной политики занятости. Служба занятости населе­ния организует профессиональную ориентацию населения, при­ступающего к труду, профессиональную подготовку, переподго­товку и повышение квалификации граждан в учебных центрах служ­бы занятости или других учебных заведениях. Оказывает помощь в развитии и определении содержания курсов обучения и переобу­чения, оплачивает стоимость профессиональной подготовки, пе­реподготовки граждан, трудоустройство которых требует получе­ния новой профессии. Устанавливает им на период обучения сти­пендии. Служба занятости населения обеспечивает меры эконо­мической поддержки занятости населения, включая поддержку рабочих мест на действующих предприятиях, перепрофилирова­ние и создание новых рабочих мест Социальные гарантии зарегистрированным безработным. Служ­ба занятости населения осуществляет регистрацию безработных и оказывает им необходимую помощь: выдает пособие по безрабо­тице с учетом индексации, содействует досрочному выходу на пенсию при невозможности трудоустройства в установленном по­рядке; предоставляет материальную помощь безработным и чле­нам их семей.

Социальные меры, проекты и программы обеспечения занятос­ти и адаптации к рынку труда. Служба занятости разрабатывает мероприятия по социальной защите различных групп населения. Обеспечивает квотирование рабочих мест для женщин, имею­щих малолетних детей, инвалидов, неквалифицированной мо­лодежи; создание рабочих мест для трудоустройства социально не защищенных граждан; временное трудоустройство подрост­ков и учащейся молодежи, выпускников учебных заведений. Про­водит мероприятия по расширению возможности трудоустрой­ства и социальной адаптации граждан, не имеющих работы дли­тельное время.

4.Политика занятости российского правительства.

В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государственная политика России по содействию заня­тости населения направлена на:

1) развитие людских ресурсов для труда;

2)обеспечение равных возможностей всем гражданам страны не­зависимо от различных факторов, например, пола, возраста и т.д., в реализации права на добровольный труд и свободный выбор приложения труда;

  3)создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свобод­ное развитие человека;

  4)поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граж­дан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

5)обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспе­чению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной за­щите и испытывающих трудности в поиске работы;

6) предупреждение массовой и сокращение длительной (более года) безработицы;        

 7)поощрение работодателей, сохраняющих действующие и созда­ющих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

8)сочетание самостоятельности органов власти субъектов Россий­ской Федерации и органов местного самоуправления в обеспе­чении занятости населения;

9)координацию деятельности в области занятости населения с де­ятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;

10)координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

 11)международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д.

 Современная политика государства в области занятости населения строится на принципах, изложенных в принятом в 1991 г. Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». По сути он является законом оказания содействия незанятому населению, ищущему работу и зарегистрированному в органах государственной службы занятости. Прежде всего этот закон регламентирует систему мер по социальному обслуживанию лиц, получивших статус безработных, как-то: содействие в трудоустройстве, направление на обучение, досрочное оформление пенсии, материальная поддержка безработных на период поиска работы. Таким образом, государственная политика занятости сводится к мерам по обслуживанию части безработных, причем весьма незначительной. Так, по состоянию на февраль 2000 г., в органах службы занятости в качестве безработных было зарегистрировано всего 1,2 млн чел., в то время как объемы общей безработицы составили 9,2 млн чел.[1]

Такая политика не активна, а пассивна. Между тем ее основное назначение заключается в обеспечении необходимого баланса между интересами государства в экономической области и решением социальных проблем, напрямую зависящих от фактора занятости населения или степени удовлетворения его потребности в работе. Обслуживание безработных — безусловно важная, но в то же время конечная ступенька в реализации политики занятости. Исходная задача лежит в иной плоскости — в профилактике безработицы, осуществление которой возможно лишь на основе упреждающего воздействия на ситуацию в области занятости.

Наблюдаемый рост потребности населении в работе связан, главным образом, с низким уровнем реальных доходов занятых и социального обеспечения неработающих. Ожидать ее снижения не приходится и в перспективе. В ближайшее время, по всей видимости, не произойдет и оттока трудоспособных граждан из сферы занятости в состояние добровольной незанятости, так как материальная обеспеченность семей еще не скоро начнет повышаться. Сократиться численность военнослужащих по причинам недостаточного финансирования армии. Не предвидится расширения очного обучения. С учетом этих оценок можно предположить, что экономическая активность лиц как трудоспособного, так и нетрудоспособного возраста будет повышаться.

Снижается спрос официальной экономики на рабочую силу, причем как в секторе крупных и средних предприятий (что вполне естественно при любом сценарии экономического развития: продолжающемся спаде производства или некотором экономическом росте), так и в сфере малого предпринимательства. При этом безработица, как это ни парадоксально выглядит, растет относительно медленно. Состояние безработного сегодня для все большего числа граждан, нуждающихся в работе, становится неприемлемой формой существования. Ни государство в лице службы занятости, ни семья не могут материально поддержать безработного в период поиска им работы. В результате люди, нуждающиеся в работе, вынуждены в массовом порядке прибегать к неформальным способам самозанятости: они либо организуют собственное нелегальное дело, либо эпизодически подрабатывают у официального работодателя на теневых условиях. Налицо разрастание неконтролируемой экономики и нецивилизованного использования рабочей силы.

Политика занятости, как подтверждает практика, должна начинаться с осуществления контроля за системой рабочих мест в экономике страны и регулирования процесса ее развития. В настоящее время государство занимает пассивную позицию по отношению к структурным изменениям в системе рабочих мест, принимает их заданными и реагирует на них согласно действующему закону о занятости весьма своеобразным способом. Оно пытается регулировать возможные массовые высвобождения работников с предприятий путем их приостановки на определенный срок или осуществления их в поэтапном режиме (п. 4 ст. 7 ФЗ № 175 от 17 июля 1999 г.), т.е. противостоит ликвидации неэффективных рабочих мест. Такое отношение является по сути дела «медвежьей услугой» как для работодателей, так и для работников и ведет лишь к временному оттягиванию обострения ситуации на рынке труда. Между тем количество рабочих мест в экономике страны продолжает снижаться, прежде всего в обрабатывающих отраслях, являющихся наиболее трудоемкими и способными удовлетворить потребность в работе значительной части населения.[2]

Контроль за системой рабочих мест мог бы быть установлен посредством введения программирования занятости населения в качестве основополагающей функции соответствующих структур управления на всех территориальных уровнях.

Программирование занятости населения в экономике должно осуществляться на этапе выработки сценария социально-экономического развития страны и ее территорий в соответствии с разрабатываемыми социально-экономическими ориентирами и учетом демографического фактора. В рамках программирования занятости необходимо определить прежде всего ожидаемую экономическую активность населения или потребность населения в работе, а также уровень ее удовлетворения или собственно занятость населения в экономике. На этой основе достигается конечная цель программирования — определение параметров ожидаемой в перспективном периоде безработицы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать