Шпоры на экзамен по экономике
p>деятельности фирмы то предприятие находится в краткосрочном периоде и не может выйти из дела, т. е. прекратить деятельность; по существующим в мире законодательствам оно может только объявить себя банкротом.

Банкротство влечет за собой опись имущества, его продажу, оплату долга из вырученных сумм и т.п. Это суровый и неприятный конец дела, его стремятся по возможности избегать, и, прежде чем выходить из него, предприниматель старается оплатить все долги по постоянным издержкам. Когда погашено последнее обязательство по самому длительному виду постоянных издержек, краткосрочный период деятельности фирмы Превращается в долгосрочный и предприниматель волен решать, заключать ли ему новые долгосрочные обязательства, т.е. продолжать дело или прекратить его.

Любой из факторов производства может выступать в роли постоянного или переменного, в зависимости от обстоятельств.

Например, рента чаще всего относится к постоянным издержкам, однако возможен такой договор между арендатором и

собственником недвижимости, согласно которому арендатор платит за арендуемую недвижимость только в том случае, если

производится продукция. В этих случаях рента относится к категории переменных издержек.
Общее правило поведения фирмы (предприятия) в долгосрочном периоде: фирма остается в деле, если предполагаемый доход от реализации ее продукции больше, чем валовые издержки фирмы.
В краткосрочном периоде, когда еще остались непогашенные обязательства, фирма, терпящая убытки, может прекратить коммерческую деятельность, объявив себя банкротом, либо продолжить ее. В этом случае она производит продукцию,

которая, будучи реализована, принесет доход и позволит фирме свести убытки к минимуму.
Если же фирма прекращает деятельность (объявляет себя банкротом), то она не производит никакой продукции и не

получает дохода. Однако ее валовые издержки равны не нулю, а постоянным издержкам, которые фирма должна выплатить по обязательствам. Это можно осуществить либо за счет доходов от произведенной продукции, либо за счет поступлений от продажи имущества фирмы, объявившей себя банкротом.
Распродается все ее имущество, включая оборудование, сырье, готовую продукцию и полуфабрикаты. Этот процесс требует времени и может занять от нескольких дней до нескольких лет.
Для фирмы важно, какой из этих двух способов эффективнее обеспечит основную цель фирмы — минимизацию убытков.
Если предприятие продолжает деятельность, оно несет дополнительные издержки, но получает доход, если же прекращает деятельность — то лишается дохода, а его валовые издержки равны постоянным издержкам.

В 13, 14 стр 177-179
Выводы
1. Тип рынка определяется следующими основными факторами: количеством фирм, характером выпускаемой продукции, наличием или отсутствием ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступностью информации.
Различают четыре

основных типа рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Последние

три относятся к рынкам несовершенной конкуренции.
2. Совершенная конкуренция характеризуется существованием на рынке множества мелких фирм, производящих однородную продукцию; вход и выход фирм из отрасли абсолютно свободен, каждая фирма имеет свободный доступ к информации; доля каждой фирмы на рынке настолько мала, что ее решение о повышении или понижении цены не отразится на рыночной цене, рыночная цена поэтому является для фирмы заданной извне.
3. Фирма определяет объем выпуска, выравнивая предельный доход, который в условиях совершенной конкуренции равен цене единицы продукции, и предельные издержки. До тех пор пока предельные издержки ниже цены, фирма будет наращивать производство вплоть до того момента, когда они сравняются.
Дальнейшее увеличение выпуска будет увеличивать издержки в большей степени, чем доход, и производство станет нецелесообразным.
4. Правило равенства предельного дохода предельным издержкам используется фирмами при любых рыночных условиях.

Особенностью совершенной конкуренции является равенство предельного дохода и цены. Если рыночная цена установлена

выше минимальных средних валовых издержек фирмы, то ее задачей является получение максимума прибыли. Однако фирма будет продолжать производить, когда цена ниже минимума средних валовых издержек, но не ниже средних переменных издержек. В этом случае ее задачей будет минимизация своих убытков. Если цена окажется ниже минимума средних переменных издержек, фирма предпочтет прекратить свою деятельность.
5. Высокие прибыли и убытки отдельных фирм характерны для краткосрочного периода, когда недостаточно времени для

выхода отдельных фирм из отрасли или входа в нее новых фирм. В долгосрочном периоде экономическая прибыль привлечет новые фирмы, которые, увеличив предложение отрасли, окажут воздействие на снижение рыночной цены.
В то же время длительные по времени убытки заставят ряд фирм покинуть отрасль, предложение уменьшится, и цена повысится. Долгосрочное равновесие в условиях совершенной конкуренции устанавливается, когда цена равна предельным и средним валовым издержкам. В этом случае нет стимулов расширения или сужения производства, а также входа и выхода

фирм из отрасли.
6. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят такое количество продукции, которое соответствует точке пересечения кривых рыночного спроса и предложения. Кривая предложения каждой фирмы является отрезком кривой ее предельных издержек, лежащим выше кривой средних переменных издержек.
Совокупное предложение отрасли складывается из объемов предложения всех работающих в ней фирм. Реакция на изменение спроса быстрая и гибкая, рынок совершенной конкуренции автоматически реагирует на изменение потребительского спроса расширением или свертыванием производства.
В то же время в условиях долгосрочного равновесия вся продукция выпускается с наименьшими средними издержками,

что означает наиболее эффективное использование ресурсов при существующем научно-техническом уровне. Таким образом, совершенная конкуренция является наиболее эффективной из всех имеющихся рыночных структур.

В 15 стр 182,190
Как ведет себя монополист на рынке? Он полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.

Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса. Какой объем производства должен обеспечить монополист, с тем чтобы его прибыль была максимальной? Принятие решения об объеме выпуска основывается на том же принципе, что и в случае конкуренции,— на равенстве предельного дохода и предельных издержек.
Ценовая Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии.

дискриминация Производя продукции меньше и по более высокой цене, чем в условиях чистой конкуренции, монополист тем самым лишается части потребительского спроса. Эта часть потенциальных покупателей была бы готова приобрести товар, если бы его цена была ниже монопольной. Однако, снижая цену с целью расширения объема сбыта, монополист вынужден снижать цену на всю продаваемую продукцию. Но в некоторых случаях фирма может устанавливать разные цены на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей. Если одни покупатели приобретают продукцию по более низкой цене, чем остальные, имеет место практика ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация может проводиться при следующих условиях:
— покупатель, приобретя продукцию, не имеет возможности ее перепродать;
— существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на сегменты, спрос на которых имеет разную

степень эластичности.

В 16 стр 194,195

Совершенная Монополистическая Олигополия
Чистая

конкуренция конкуренция монополия

Рыночная власть

Рис. 8.5. Усиление рыночной власти
Отметим основные черты, характеризующие монополистическую конкуренцию:
— на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм;
— эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель

легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
— вступление новых фирм в отрасль не является сложным.

Чтобы открыть новую овощную лавку, ателье, ремонтную мастерскую, не требуется значительных первоначальных капитальных вложений. Эффект масштаба также не требует развития крупного производства.
Цена и объем Как определяется цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции? производства В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль

в условиях или минимизирующие убытки, исходя из уже известного нам принципа равенства предельного

монополистической дохода и предельных издержек.

коикуренции

На рис. 8.6 изображены кривые цены (спроса), предельного дохода, предельных и средних валовых издержек двух фирм,

одна из которых максимизирует прибыль (рис. 8.6,а), а другая 'минимизирует убытки (рис. 8.6,6).

[pic]

[pic]
Рис. 8.6. Цена и объем производства фирмы в условиях монополистической
Конкуренции, максимизирующие прибыль (а) и минимизирующие убытки (б):

D — спрос; MR — предельный доход; МС — предельные издержки; AVC —средние переменные издержки; АТС — средние валовые издержки

Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. 'Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного яохода проходит ниже графика спроса. Наибольшую прибыль,фирма получит при цене p0 и объеме производства Q0, а минимальные убытки — при цене P1 и выпуске Q1.

В 17 стр 197
3. Олигополия
Что такое Олигополией называют тип рынка, на ко тором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом

олигополия? номенклатура продукции может быть как невелика (нефть), так и достаточно обширна (автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения доступа новых фирм на рынок; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем чтобы не допустить в нее новых конкурентов.
Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов.
Действия фирм-конкурентов — это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов обусловливают

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать